Связанные понятия
Кошевой атаман или просто кошевой — глава военного управления (коша) в Запорожской Сечи с середины XVI века до 1775 года, в Задунайской сечи в 1775 — 1828 годах и в Черноморском казачьем войске в 1787 — 1797 годах.
Ге́тман (Headman англосаксов и скандинавов, нем. Hauptmann, чеш. hejtman, польск. hetman, укр. гетьман, рум. hatman) — историческое звание командующего армией в Чехии времён таборитов, в Речи Посполитой, Российском царстве, Молдавском княжестве и Войске Запорожском. На Украине в 1918 году — правитель возрожденного государства.
Реестровое казачество или приписное казачество — часть казаков Поднепровья, принятых Польшей на государственную военную службу для организации обороны южных границ польско-литовского государства и выполнения полицейских функций (в Речи Посполитой, прежде всего, против остальных казаков). Служба казаков была организована в Войске Запорожском, состав которого регламентировался правительственным списком (реестром). Обязанности, плата за службу и привилегии реестровых казаков определялись сеймом и королём...
Казачество на Украине — казачество, возникшее на Украине или возрождённое на территории современной Украины.
Ге́тманщина (укр. Гетьма́нщина; белор. Гетманшчына; в официальных документах — Войско Запорожское, укр. Військо Запорозьке, также использовались и другие названия) — историографическое название части казацких земель на территории современных Украины, России (Стародубье), Белоруссии (Лоев и восточная часть Белорусского Полесья) и Приднестровья, на которые в разные исторические периоды распространялась власть гетмана Войска Запорожского.
Упоминания в литературе
По Кючук-Кайнарджийскому трактату 1774 г.
запорожские казаки должны были вернуть часть своих южных владений Крымскому ханству, лишались доходов с некоторых переправ и соляных озер в пользу государства. Это вызвало недовольство, в столицу были направлены три депутата, но территория Сечи была занята русскими войсками и часть казаков бежала в Турцию. Ограничивая автономию казачества, власть вместе с тем привлекала его к защите границ. В 1783 г. трем запорожским старшинам было разрешено организовать казачью службу, и в 1787 г. были созданы вольные казачьи команды – пехота и конница, названная Черноморским войском, а с 1860. – Кубанское войско. Оно участвовало в русско-турецких войнах XVIII в. В 1790 г. Г. А. Потемкин был назначен гетманом Черноморских и Екатеринославских казачьих войск, под поселения им выделялись земли между Бугом и Днестром, возвращалась казачья организация с кошевым атаманом и войсковыми старшинами во главе. Им определялись земли в Керченском куте или на Тамани, возвращались традиционные регалии (знамя, булава и др.). В 1790 г. казакам было разрешено отводить земли между Днепром и Бугом, Еникальский округ с Таманью. За два года они основали здесь 25 селений с главной резиденцией войска в Слободзее, организовали рыболовные заводы.
Этим договором определены были новые границы, дававшие России право провести за рекою Самарою новую линию – более удобную, нежели старая, для прикрытия Украины от набегов татар, и более близкую – для того, чтобы предпринять завоевание Крыма, напасть на Очаков и действовать на Черном море[19]. Тем же договором, по указу сената 1743 года, 16 ноября, дозволено было малороссиянам строить хутора и пользоваться землею по реке Самаре; этим воспользовались жители Полтавского полка и заняли полосу земли между левым берегом Орели и правым Самары, – которую искони веков
запорожские казаки считали своей землей. Для большей крепости полтавцы захватили даже город Старую Самару (Богородицкую крепость) и поставили в ней свою сотню; но, по предписанию сената 1744 года, 23 августа, «старосамарцам в вольности запорожские мешаться запрещалось»[20], а город Старая Самара войску запорожскому возвращался и впоследствии (в 1762 году) разорен был запорожскими казаками. В 1745 году велено было поселить на границе Украины девять ландмилицких полков; для чего определялось взять от юго-восточной границы Украины внутрь линий на 40, и за линию – на 30 верст земли. Тогда украинцы, перешагнув Орель, заняли здесь на 30 верст к востоку от левого берега ее луговые места, завели хутора и селения, между прочим, слободу Куриловку, основанную Китайгородским сотником Семеновым, которую потом запорожцы, заняв орельские места войсками, перенесли в другое место и назвали ее, по имени кошевого, Петровской, или Петриковской[21]. С этих пор начался продолжительный и ожесточенный спор между старосамарцами, с одной стороны, и запорожцами – с другой.
Весьма характерен тот факт, что первым правительственным документом, в котором упоминается Запорожская Сечь, является указ Сигизмунда Августа о ее роспуске. В годы, последовавшие за Люблинской унией, число
запорожских казаков , живших там, где польское правительство не могло их достать, стремительно возросло. «После 1570 г., – пишет Кулиш, – за порогами, на островах в низовьях Днепра, подальше от польской шляхты возникло казацкое братство, где все были равны, где атаман, имевший диктаторские права, одевался точно так же, как и все остальные, где роскошные одежды не признавались только в том случае, если храбрая рука снимала их с какого-нибудь убитого турка или татарина. Это братство, которое жило в бедности, потому что так ему захотелось, основало знаменитую Запорожскую Сечь, где хранились большие запасы оружия и пороха, где молодым казакам прививались рыцарские привычки и куда ни под каким предлогом не допускались женщины. Сечь считалась убежищем и домом всех казаков, и все казацкие войска, где бы они ни были, называли себя запорожцами».
Первая весть о приказании построения на реке Самаре городов дошла до запорожцев не от гетмана, а от их посланца Филона Лихопоя, находившегося в то время в Москве и отправленного туда за получением царского жалованья для войска.
Запорожские казаки , узнав о таком распоряжении московского правительства, поспешили написать (апреля 24-го дня) лист к гетману Мазепе с извещением, что ни кошевой атаман Григорий Сагайдачный, ни все войско запорожское низовое, верховое, днепровое, кошевое, будучее на лугах, на полях, на паланках, и на урочищах днепровых и полевых со всем поспольством старшим и меньшим, не позволят ставить никаких городов на реке Самаре. Войско немало дивится приезду на реку Самара от воеводы Леонтия Романовича Неплюева дворянина Семена Григорьеича Москаля с острова Кодака, где он оставлен был после первого похода на Крым при «государских» хлебных и военных запасах. Этот дворянин Семен Москаль вместе с полтавским хорунжим явился неожиданно для запорожцев «в лесную пущу и пасеку векуистую дедизную войсковую» и стал осматривать там на Кильчени и на Самаре места для сооружения крепости. «На каком основании, каким способом, чьим советом и поводом это делается, мы немало тому дивимся: от века в векуистой пуще нашей никто не ставил никаких городов; не было этого даже и тогда, когда мы находились под владением панов отчизных, ляхов, которые не выпирали нас из праде дезны нашей и из пасеки войсковой и никаких, кроме Кодака, не строили у нас городов».
Дальнейшее деление той и другой части на более мелкие отрасли, распределение по отдельным разрядам казачьей старшины – полковников, есаулов, хорунжих и пр., их военная дисциплина и взаимные отношения всецело покоились на порядках, сложившихся еще в старой Запорожской Сечи. Так велось военное дело, видимо, в продолжение всей войны. Впоследствии, когда в одном из сражений был смертельно ранен и потом умер кошевой Белый, его место заступил Захарий Чепига, оставивший за собой командование конницей. Главное же командование над пешими казаками, особенно при морских сражениях, перешло к Антону Головатому, игравшему выдающуюся роль в дальнейших судьбах вновь образованного войска. Сначала войско, в отличие от неверных
запорожских казаков , принявших покровительство Турции, было названо просто «войском верных казаков», а позже оно переименовано было в «Черноморское войско» по месту своих военных действий и жительства.
Связанные понятия (продолжение)
Запоро́жье (укр. Запорожжя) — исторический регион Киевской Руси, Российской империи, УССР и Украины.
Восстание Богдана Хмельницкого (в советской и современной российской историографии Национально-освободительная война Богдана Хмельницкого и Освободительная война украинского и белорусского народов) — масштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского, поддержанное крестьянами и горожанами, против правительства Речи Посполитой. Охватило земли Киевского, Черниговского, Брацлавского и Подольского воеводств Короны Польской, а также Смоленское, Минское, Берестейское и Мстиславское воеводства...
Наказной гетман (атаман) (укр. наказний гетьман, буквально: назначенный гетман) — в Войске Запорожском (на Гетманщине) в XVII—XVIII веках лицо, временно выполнявшее функции гетмана (атамана).
Кош (у казаков) — крупное казачье объединение (казачья община и одновременно воинское подразделение и хозяйство в его ведении, расположенные на определенной территории), обыкновенно возглавляемое кошевым атаманом.
Казаки ́ (др.-русск. козáкъ; укр. козаки́; польск. kozacy; лит. kazokas; белор. казакі; а также черка́сы) — представители казачества - военного сословия, сформировавшегося на территории современных России, Украины и Казахстана..
Укра́ина (устар. украина, украйна, в более поздних источниках окраина, окрайна) — на Руси до XVIII века название военного пограничья и земель, расположенных на рубеже с опасными соседями, аналогичных западноевропейским маркам (от лат. margo «край»). Население этих земель, подвергавшихся частым набегам, называлось на Руси украинцами, украинниками, украинянами или украинными людьми.
Ди́кое по́ле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.
Булавинское восстание или Восстание Булавина — казацкое восстание (бунт), 1707 — 1709 годов, в Русском царстве, названное в честь лидера К. А. Булавина.
Сердюки (от тур. sürtük «проводник, соглядатай», или сердитые, злые) — казаки наёмных пехотных полков на Правобережной, позже на Левобережной Украине в XVII—XVIII веке.
Украинцы , украинники, украинные люди (укр. украї́нники) — на Руси XVI—XVIII веков название населения пограничных земель — украин.
Задуна́йская Сечь (укр. Задунайська Січ) — организация бывших запорожских казаков в 1775—1828 годах на территории Османской империи в устье Дуная.
Атама́н (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).
Чёрный шлях — историческое название дороги, связывающей Крым с Правобережьем Днепра. Использовался для торговли, передвижения людей и скота.
Каза́чьи клейно́ды , клейно́ды, клейно́ты (от нем. kleinod — сокровище, драгоценность), — войсковые знаки или атрибуты власти руководителей казачьего войска (часто — драгоценные).
Воссоединение Малоросии с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство (Русское царство) в 1654 году.
Едисан (тур. Yedisan) — историческая область современной южной Украины в междуречье Днестра и Южного Буга. На западе граничила с Буджаком, на севере — с Турецким Подольем и входила в состав Османской империи (Силистрийский пашалык).
Хору́гвь или Хоронгвь (польск. Chorągiew, устаревшее — Rota, от нем. Rotte) — организационно-тактическая единица в рыцарском войске средневековой Польши и ВКЛ, соответствовавшее роте, состоявшая из 25 — 80 копий, формирование с данным наименованием было и в армии Петра I .
Гайдама́ки (происходит от тур. haydamak — гнать, погонять, рум. haidamac - бродяга, тур. hajdamak — грабитель) — левенцы́, дейне́ки — экзонимы участников восстаний и членов вооружённых отрядов (иногда разбойничьих) в XVIII веке на территории Правобережной Украины, отошедшей к Речи Посполитой вследствие Андрусовского перемирия.
Набе́г , наскок, налёт, наезд, натёк — внезапное нападение на противника или вторжение на его территорию, толпой, малым отрядом, один из способов военных (боевых) действий на суше и на море.
Наказной полковник — в XVII—XVIII веках лицо, временно выполнявшее функции казачьего полковника, на Гетманщине и на Слобожанщине.
Подо́лье (лат. Podolia, укр. Поділля, польск. Podole; иногда Подолия, Понизье в русских летописях) — историческая и географическая область (Подольская возвышенность) над северными притоками среднего Днестра (например Смотрич, Збруч) и верхним течением Южного Буга.
Универсал (польск. uniwersal — королевская грамота, от лат. universales litterae — послания, предназначенные для всех, открытые, публичные, торжественные) — письменный манифест, законодательный или распорядительный акт административно-политического содержания в Речи Посполитой (в XV—XVIII веках) и Гетманщине (в XVII—XVIII веках). Издавался королями польскими, сеймом, гетманами Короны Польской, Великого княжества Литовского и Войска Запорожского. В Войске Запорожском иногда издавались представителями...
Азовское казачье войско — (в отличие от существовавшего с 1696 года по 1775 год Азовского казачьего полка) войсковое казачье формирование в XIX веке.
Городовы́е казаки ́ или Поместные казаки (станичные, сторожевые, полковые и другие) — категория государственных служилых людей по прибору на Руси XIV — XVII веков, поселявшихся при пограничных крепостях (сторо́жах, станицах, юртах и так далее) и получавших землю и жалованье под условием несения постоянной сторожевой (пограничной) службы на украинных территориях.
Зимо́вник — название хозяйства, хутора у запорожских, черноморских и у части донских казаков, где они находились, когда не было боевых действий (особенно в зимний период).
Малоросси́йский прика́з или Прика́з Ма́лой Росси́и — центральное государственное учреждение. Создан в 1662 году в Москве для управления территориями Левобережной Украины (Глухов, Киев, Нежин, Немиров, Новгород-Северский, Переяслав, Погар, Почеп, Ромны, Стародуб, Чернигов, Чигирин).
Ру́сское (централизо́ванное) госуда́рство — государственное образование конца XV — начала XVIII веков, сложившееся на Руси в эпоху правления московского князя Ивана Великого. Унаследовав от своих предшественников претензионный титул «государь всея Руси», Иван Великий значительно увеличил его фактическое наполнение, проводя успешную политику по собиранию русских земель и преодолению монголо-татарского ига. В результате его 43-летнего правления в Восточной Европе на месте разрозненных феодальных княжеств...
Речь Посполи́тая (польск. Rzeczpospolita) — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также частично на территории современных России, Латвии и Молдавии.
Старши́на каза́цкая (устар. старши́на малоросси́йская, иногда в обратном порядке малоросси́йская старши́на, каза́цкая старши́на, укр. коза́цька старши́на, чаще просто старши́на) — в узком смысле слова привилегированное сословие урядников в Запорожской Сечи, Войске Запорожском Реестровом, а также в полковых местах Слободской Украины. В широком смысле слова, представители казацкого сословия и состояния, а также их дети, получавшие в потомственное владение от государственной власти Российской империи...
Шлях (укр. шлях, белор. шлях — путь, от польск. szlach, ср.-в.-нем. slag — след, колея) — на Украине и на юге России XVI—XVII веков степная дорога около южных границ, также большая наезженная дорога, тракт.В старину шляхами называли степные дороги, по которым степные кочевники совершали свои набеги на славянские поселения. Играли в древней Руси огромную историческую роль в политическом, военном и торговом аспектах. По этим старинным путям двигались на Русь азиатские кочевые племена, начиная с печенегов...
Охочекомонные казаки — конные казаки (охотники, современность — добровольцы) поступившие (принятые) на военную службу, разновидность казачества на Украине, образовавшаяся в силу устройства, данного польским королём С. Баторием, это разновидность нерегулярного войска, которое, в противоположность постоянным, реестровым или сечевым казакам (пехота), формировалось в военное время из числа населения, которое в межвоенное время вело жизнь мирных поселян и промышленников и имело лошадей.
Изю́мская черта ́ (Изю́мская оборони́тельная линия, Но́вая ли́ния, «Новопостро́енная» черта́) — система укреплённых линий Русского царства протяжённостью 530 километров, созданная в 1679—1680 гг. для защиты Русского государства от турецко-татарских набегов. Располагалась на территории современной Белгородской области Российской Федерации и Харьковской области Украины. Условно названа В.П. Загоровским по имени города Изюм, находившегося в средней части оборонительной линии. Начало черты было у города...
Ру́сское ца́рство или Росси́йское ца́рство, также Моско́вское ца́рство — период в истории Русского государства между 1547 и 1721 годами.
Черкасский полк — военно-административная единица Войска Запорожского со столицей в Черкассах, созданная в 1625 году.
Стрельцы в России составили первое регулярное войско. Некоторые иностранцы их называли «мушкетёрами». Стрельцы делились на...
Правобережная Украина или Тогобочная Украина — историческое наименование территории по правому берегу Днепра, в 1660—1793 годах. Являлась правобережной частью исторической области Украина (не путать с современным государством Украина)Сформировалась в ходе Руины, после того как левобережные полки отказались признавать власть Юрия Хмельницкого и начали избирать собственного гетмана. Это положение было закреплено Андрусовским перемирием 1667 года, в котором Правобережная Украина была подчинена Речи...
Генера́льная старши́на — военно-административный аппарат Запорожской Сечи, Войска Запорожского (реестрового), Гетманщины и Слободской Украины, представители которого получили впоследствии в Российской Империи дворянское звание по Высочайшему указу 20 марта 1835 года.
Надворные казаки — название крепостных и посполитых крестьян Польши, на территории нынешней Украины, в XVI — XVIII веках, представлявшая собой частную охрану отдельных владельцев земли (магнатов).
Московское государство — название, которым в XVI—XVII веках обозначалась территория Великого княжества Московского внутри Российского царства. Параллельно шёл процесс синонимизации этого названия с Россией в целом, продлившийся до переноса столицы в Санкт-Петербург и провозглашения Российской империи в начале XVIII века. В историографии XIX—XXI веков — одно из названий Русского централизованного государства конца XV — начала XVIII веков.
Чёрная рада — казацкая рада, состоявшаяся 17—18 (27—28) июня 1663 года на окраине Нежина. Рада была созвана для избрания гетмана Левобережной Украины. Участие в Чёрной раде приняли не только верхушка казачества — казацкая старшина, но и рядовые казаки, в том числе из Запорожской Сечи — «чернь», которые также имели право голоса.
Торские казаки — наименование казацкого населения городка Тор и близлежащих хуторков (иначе Соляной, совр. г. Славянск, Донецкая область, Украина). Казаки, часто называемые в тот период «черкасами», начали селиться здесь с XVI−XVII веков. В состав этно-социальной группы торских казаков входили донские и слободские казаки, а также, в меньшей степени, запорожцы и, вероятно, другие этногруппы славянского происхождения. В 1721 году торские казаки были подчинены Военной Коллегии; во 2-й половине XVIII...
Ногайское восстание — крупное восстание, поднятое кубанскими ногайцами Малой Ногайской орды в 1783 году на Кубани. Являлось следствием присоединения Крыма к Российской империи и политики царских властей по переселению ногайцев на Урал. Было жестоко подавлено войсками под командованием Суворова.
Малороссийская коллегия или Коллегия Малороссийская — правительственный орган военного и гражданского управления, центральное учреждение Российской империи, образованное в 1722 году в Глухове вместо должности воеводы при гетмане и Малороссийского приказа.
Упоминания в литературе (продолжение)
Левобережье к югу от этой линии и до современного Запорожья было объявлено территорией
запорожских казаков . Сами же запорожские казаки должны были находиться «под послушанием обоих государей» и быть готовыми служить против неприятелей и королевских, и царских. Но оба государя должны были запретить запорожцам, как и вообще всем черкесам, выходить в Черное море и нарушать мир с турками.
Запорожским казакам король учредил тоже Кошевого атамана и старшину, пожаловал их войсковыми клейнотами и печатью. Главным городом реестровых казаков король назначил Чигирин и город Терехтемеров с уездом и монастырем, который отдал казакам для пропитания и лечения больных. Назначил им жалованье по червонцу в год и по кожуху. При казачьих полках была земельная собственность, дававшаяся на ранг или чин, которая носила название ранговой. Казаки должны были подчиняться коронному гетману. Реформы внутреннего быта днепровских казаков, произведенные королем Баторием, историками принято считать за время появления их на исторической сцене, когда беглые массы из Литвы и Польши Универсалом короля были превращены в организованное казачье войско.
В конце 1707 года у сечевиков побывал Кондрат Булавин, вербуя сторонников для участия в повстанческом движении (пожалуй, последней крупной попытки донцов защитить свою вольницу). Вот как описывал Голицын в своём письме к Петру І подробности поездки к берегам Днепра: «Донской козак бунтовщик Булавин жил немалое время в запорожском городе Кодаке, и приехало к нему с Дону 40 человек… и поехал с ними в Сечю и просил
запорожских казаков , дабы они с ним поступили к бунту в розорение ваших государевых Великороссийских городов; и кошевой… позволил ему охотников набирать…» Один из сподвижников донского бунтовщика, Игнат Некрасов, скрылся на Кубани, которая в то время была под властью Турции. В 1710 году он объявился в запорожских землях в верховьях Берды, откуда стал рассылать своих людей в украинские города и села «для возмущения и прельщения в народе».
Как по Дону селилась вольная община удалых людей ради смелых набегов и войны, так же точно поселились лихие молодцы и по Днепру. Они ставили свои хижины, строили городки на том месте, где Днепр, разбившись о пороги, широко и плавно течет по степи, ставили свое войско за порогами и получили потому название
Запорожских казаков , а так как они были малороссами, то их и называли Малороссийскими казаками. Запорожцы не раз соединялись с донцами в походах на Крым и на турецкого султана. Были они и под Азовом, и часть их жила по Дону, и место, занятое ими, носило название Черкасского юрта. К ним и решили на кругу в Раздорах идти ставить новый городок вместо сожженного турками Монастырского городка.
Первые упоминания о
запорожских казаках относятся к концу XV – началу XVI века. Между тем Киевское княжество было передано полякам только Люблинской унией в 1569 г., а до этого никаких ляхов в среднем течении Днепра не было, как не было там и крепостного права. Так что теорию возникновения запорожских казаков из беглых крестьян придется оставить как несоответствующую реалиям того времени. Я же берусь утверждать, что запорожское казачество составляли… местные жители.
В марте 1709 г. на сторону Карла XII и Мазепы перешли
запорожские казаки во главе с кошевым атаманом К. Гордиенко. Предчувствуя приближение генерального сражения, Петр I решил укрепить свой тыл и окончательно искоренить измену в Малороссии. 14 мая 1709 г. начался штурм Запорожской Сечи русскими войсками. Казачья столица была уничтожена, но к тому времени большинство запорожцев находилось уже в шведском лагере.
В старейшем значении курень означал способ лагерной стоянки, огораживание юрт и повозок с домашним скотом в центре. Там же находился глава рода или племени, начальник отряда. Со временем курень – это не просто круг юрт и повозок, расположенных вокруг вождя, а социальная и военно-политическая единица. В годы службы Крымским ханам
запорожские казаки объединялись в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Великого княжества Литовского. У них курень означал неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с куренным атаманом во главе и названием той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение. Запорожцы принесли куренное устройство и на Кубань{103}.
Тяжелое стратегическое положение шведов несколько улучшило только то, что 11 марта 1709 года на казацкой Раде в Переволочне
запорожские казаки приняли решение встать на сторону шведского короля. Еще в 1703 году гетман Мазепа писал царю Петру: «… чуть не вся Украина запорожским духом дышит»[23]. Теперь этот дух проявился в союзе наиболее боеспособной части казаков с врагами «москалей» («москвитян»).
В 1556 году русские войска нанесли по Крымскому юрту ряд небольших, но болезненных ударов. Первым отличился отряд служилых казаков атамана М. Грошева. Посланный в «Поле», он наголову разгромил встреченных там крымчан. Затем на Днепр было направлено войско головы Матвея Ивановича Дьяка Ржевского, к которому присоединился отряд
запорожских казаков из Канева численностью в 300 человек. На легких речных кораблях, изготовленных на реке Псел, московские и запорожские воины спустились вниз по Днепру. В низовьях этой реки они разорили окрестности турецких крепостей Ислам-Кермена и Ач-Кале (Очакова), на обратном пути отбили нападение преследовавшего крымского войска и благополучно вернулись назад, пройдя к своим границам по литовской стороне Днепра.
Мужественная защита Ачанского городка Амурскими казаками, в 1652 году, геройская оборона Гребенцов в своем Сунженском остроге от полчищ Шамхала Тарковского в 1651 г., беспримерное в истории «Азовское сидение» Донских казаков в 1641 году и гордый ответ
запорожских казаков турецкому султану Махмуду IV в 1674 году, – это все дела одного и того же времени, – половины XVII века, времени расцвета казачьих сил, которые, накопившись, искали себе выхода на широкий простор…
Богатая Ижорская земля была пограничьем, прикрывавшим Русь от набегов шведов и немцев. Многие сражения разворачивались на этой территории. Устье Невы, ценное как стратегический объект и торговый путь, было ареной ожесточенной политической и военной борьбы. Сначала Господин Великий Новгород, а потом Русское государство давали здесь отпор иноземным захватчикам. Смута начала XVII века обескровила Русское государство. Из столицы Москвы удалось прогнать захватчиков поляков, но этой ситуацией воспользовались давние недруги-шведы. В 1609 году царь Василий Шуйский попросил помощи у шведского короля Карла IX. Тогда на Русь вторгся самозванец Лжедмитрий II («Тушинский вор»), поддержанный польским войском. Русско-шведские переговоры прошли в Выборге. Стороны обязались – король посылает корпус во главе с Яковом Делагарди, царь Василий обеспечивает наемников деньгами и отдает шведам крепость Корелу с уездом. Корпус Делагарди соединился с войском русского полководца Михаила Скопина-Шуйского, племянника царя Василия Ивановича (1606-1610). Вместе русские и шведы освободили несколько городов, захваченных поляками, сняли блокаду Троице-Сергиевого монастыря, уничтожили шайки
запорожских казаков , разбойничавших в Подмосковье, и вступили в Москву. Неожиданно умер Скопин-Шуйский (мог быть отравлен на пиру), наемникам не платили, и шведы перешли на сторону самозванца. В 1611 году Яков Делагарди захватил Великий Новгород. Отряды шведов разоряли новгородские земли. В Тихвине и Ладоге получил печальную известность Жак де Лавиль, французский мушкетер, шведский наемник по прозвищу Лавила. Шведы решили создать на новгородских землях государство во главе с младшим братом своего короля Карлом Филиппом и присвоить ему титул великого князя Новгородского.
Нападения казаков на крымские владения. Жалобы крымского хана на казаков королю Стефану Баторию. Посольство, отправленное Баторием к низовым казакам, дворянина Глубоцкого и расправа казаков с королевским посланцем. Поход казаков с атаманом Орышовским на крымские улусы и мирные предложения их хану Ислам-Гирею. Действие преемника Ислам-Гирея. Взятие казаками крепости Очакова и разграбление берегов Крыма. Действие преемника Ислам-Гирея, Казы-Гирея, против казаков. Политика московского правительства в отношении
запорожских казаков , разгром казаками турецких городов Козлова, Аккермана и Азова и погоня турок за казаками. Радость в Москве по поводу успеха казаков на Черном море. Жалобы султана польскому королю на казаков и меры короля Сигизмунда III для укрощения их
После «воссоединения» Украины с Россией и смерти авторитетного Богдана Хмельницкого в соответствии с украинскими (а в принципе – славянскими) традициями началась склока. Как говорят на Украине, если собираются два украинца, то три из них хотят быть гетманами. В России же с ее все более укоренявшимися традициями самодержавного правления украинские гетманы уже не рассматривались как самостоятельные «акторы политического процесса». На них смотрели, как на вассалов, на «шестерок», как говорят в народе. В России, для которой путь на Царьград лежал через Украину, считали, что Украина и украинцы сделали свой выбор в 1654 году раз и навсегда. Поэтому Екатерина II ликвидировала остатки украинской самостийности и депортировала
запорожских казаков на новое место. На Украину было распространено крепостное право со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Император очень ценил Петра Александровича, но 28 июня 1762 г. произошел дворцовый переворот, и вскоре свергнутый своей супругой Петр III был убит. Петр Александрович не принимал присяги новой государыне, пока не удостоверился в смерти Петра III. Екатерина с недовольством отнеслась к поступку генерала, но затем, ценя его способности, решила использовать их на благо государства. В 1764 г. Румянцев был назначен генерал-губернатором Малороссии, главным командиром малороссийских казацких полков,
запорожских казаков и Украинской дивизии. По поводу Украины императрица тогда сетовала: «От этой плодородной и многолюдной страны Россия не только не имеет доходов, но вынуждена посылать туда ежегодно по 48 тысяч рублей».
БАХЧИСАРАЙСКИЙ МИР 1681 г. завершил войны 70‑х годов XVII в. между Русским государством, Турцией и Крымским ханством. Граница Русского государства устанавливалась по Днепру, Турция признавала воссоединение Левобережной Украины и Киева с Россией, а
запорожских казаков – ее подданными. Татарам разрешалось кочевать в степных местах по обе стороны Днепра.
Уже в 1620 г. гетман Петр Сагайдачный отправил послов в Москву с предложением своей службы. В том же году «под защитой казачьих сабель» (С. Плохий) проезжавший через Украину патриарх Иерусалимский Феофан сумел посвятить в епископский сан нескольких православных клириков. В 1622 г. посланцы новопосвященного епископа Перемышльского Исайи Копинского сообщили царю Михаилу Федоровичу, что «все, государь, православные христиане и
запорожские казаки , как им от поляков утесненья будет, хотят ехать к тебе, великому государю». С той поры подобные просьбы стали регулярными, как и массовые переселения западно-руссов в ранее не слишком-то им симпатичную Московию. В Киеве архимандрит Киево-Печерской лавры (а позднее митрополит Киевский) Петр Могила создал православную духовную академию, в своей организации и программе, правда, следовавшую католическим (иезуитским) образцам. В 1632 г. сейм Речи Посполитой официально признал права православной церкви, получившей митрополию в Киеве и епархии в Луцке, Львове, Перемышле и Мстиславле; эта уступка тоже была связана с казацким фактором – начиналась Смоленская война с Россией, и казачья удаль срочно понадобилась польской короне.
Современники отзывались о религиозной жизни днепровского казачества с отвращением, усматривая в ней больше безбожия, чем веры. Адам Кисель, православный шляхтич, писал, что у
запорожских казаков «нет никакой веры», и то же повторял униатский митрополит Рутский. Православный митрополит и основатель Киевской духовной академии Петр Могила относился к казакам с нескрываемой враждой и презрением, называя их в печати «ребелизантами». Сравнивать сечевую старшину с капитулом, а кошевого атамана с магистром ордена – величайшая пародия на европейское Средневековье. Да и по внешнему виду казак походил на рыцаря столько же, сколько питомец любой восточной орды. Тут имеются в виду не столько баранья шапка, оселедец и широкие шаровары, сколько всякое отсутствие шаровар. П. Кулиш собрал на этот счет яркий букет показаний современников, вроде оршанского старосты Филиппа Кмиты, изображавшего в 1514 г. черкасских казаков жалкими оборванцами, а французский военный эксперт Дальрак, сопровождавший Яна Собесского в знаменитом походе под Вену, упоминает о «дикой милиции» казацкой, поразившей его своим невзрачным видом.
Претендовавший и на шведскую, и на русскую короны Сигизмунд III начал поход на Смоленск. 16–19 сентября 12-тысячная польская армия, во главе с королем подошла к Смоленску; к полякам присоединился 10-тысячный отряд
запорожских казаков . Гарнизон Смоленска, которым командовал смоленский воевода боярин М. Б. Шеин, насчитывал немногим более 5 тыс. человек. В городе имелось свыше 200 орудий. К дворянам, пушкарям и даточным людям, входившим в состав гарнизона, присоединились горожане и крестьяне.
1608 г. – начало похода на Москву Лжедмитрия II во главе войска донских и
запорожских казаков , польско-литовских отрядов, остатков разбитых войск И.И. Болотникова. Подступил к Москве, создал в с. Тушино (отсюда прозвище «Тушинский вор») укрепленный лагерь. Предпринял попытку захвата столицы. С началом похода польского короля Сигизмунда III на Смоленск (1609) бежал в Калугу, где убит в 1610 г.
Первые колонисты
запорожские казаки . Влияние местных условий на внутреннюю организацию их общины. Боевое значение Запорожья. Заселение ими степей: пространство, занятое Запорожьем в XVIII веке; виды запорожских поселков; статистика населения
«Сечь Запорожская окончательно уже разрушена, с уничтожением на грядущие времена и самого названия
запорожских казаков , не менее чем за оскорбление нашего Императорского Величества за поступки и дерзости, которые совершаемы были от этих казаков, которые совершаемы были от этих казаков непокорностью нашим высочайшим Повелениям».
Поговаривали, что и отец Богдана Хмельницкого был крещёным евреем из местечка Хмельник. Это не так. Исчадие ада для еврейского народа появилось на свет в семье мелкого украинского дворянина, состоящего на королевской службе. Умри мальчик Богдан во младенчестве, не было б в еврейской истории страшного времени, именуемого "Гзерот тах" – "Кары господни". Но мальчик не умер. Возглавив антипольское восстание
запорожских казаков , Хмельницкий истреблял евреев в таком количестве и с такой небывалой жестокостью, что, приняв учинённые им злодеяния за библейские "хэвлей Мошиах" (муки накануне явления Мошиаха), иудейский мир уверовал в лже-мессию. (Шабтай Цви из Смирны, не оставил после себя последователей, однако в тогдашней своей популярности практически сравнялся с Иешуа из Назарета).
Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. С гордостью прикасаемся мы к ним и как бы раздвигаем завесу времен, отделяющих нас от истоков христианства, времен апостольских, и слышим первый зов. Путь к познанию истины, свет которой засиял через многие столетия, был очень долог. Кубань во всей полноте познала веру Христову с приходом черноморцев – отважных
запорожских казаков . Они отличались особенной религиозностью и приверженностью к православной вере. Это были могучие «рыцари Православия», девиз которых был: «За Веру, Отечество и народ!». Православие с того момента становится надежным оплотом южных границ государства Российского, а православное казачество – верным его носителем. Защищая рубежи нашего Отечества от турок-мусульман и поляков-католиков, они знали цену веры своих предков, готовы были пожертвовать жизнью ради своего народа, свободы и убеждений.
“Мрачное чувство отчуждения от света и обычных утех сказывалось в запорожском быту. Запорожская веселость, которою низовые братчики гордились и хвалились, которую вменяли молодежи своей в обязанность, была веселость трагическая, происходящая от разочарования в жизни, и постоянно сопровождалась ирониею или сарказмом в знак презрения к ее обманчивым благам. Опасность висела у запорожца над головой каждую минуту, жизнь его была крайне необеспечена, и отсюда равнодушие к смерти, которым
запорожские казаки постоянно удивляли своих наблюдателей. В основе сечевого братства лежал своего рода аскетизм. Он выражался, главным образом, в готовности к смерти, в спартанском перенесении физических страданий, в совершенном равнодушии ко всему, чем дорожит человек в быту обыкновенном”.