Связанные понятия
Кошевой атаман или просто кошевой — глава военного управления (коша) в Запорожской Сечи с середины XVI века до 1775 года, в Задунайской сечи в 1775 — 1828 годах и в Черноморском казачьем войске в 1787 — 1797 годах.
Казачество на Украине — казачество, возникшее на Украине или возрождённое на территории современной Украины.
Сердюки (от тур. sürtük «проводник, соглядатай», или сердитые, злые) — казаки наёмных пехотных полков на Правобережной, позже на Левобережной Украине в XVII—XVIII веке.
Запоро́жье (укр. Запорожжя) — исторический регион Киевской Руси, Российской империи, УССР и Украины.
Запоро́жские казаки ́, запоро́жцы — часть казачества Поднепровья, на территории современной Украины, на 1555 год имевших ряд разрозненных военных укреплений («городки» или «сечи» /засеки/) и поселений (хутора, зимовники) за днепровскими порогами, вне зоны юрисдикции каких бы то ни было государств (Дикое поле). Впоследствии объединились в отдельную военную и государственную организацию Войско Запорожское, получившую своё наименование по названию региона проживания, места расположения главного военного...
Упоминания в литературе
Оправдались в известной мере и ожидания запорожцев. Они не только
образовали войско, как чисто военную часть, но и осели потом на особой территории. Сначала их штаб-квартира или кош основан был в урочище Василькове, а кошевым атаманом был Сидор Белый. Во время его атаманства войско делилось на две части – пехота находилась под командой кошевого, а конницей командовал Захарий Чепига, также бывший сечевик, пользовавшийся популярностью между казаками. Указом 25 января 1788 года екатеринославского нижнего земского суда сообщено было во всеобщее сидение, что «господин полковник Сидор Белый наречен войсковым атаманом верных казаков и велено ему учредить свой кош на Збурьевской стороне. Поэтому приглашались казаки записываться «пешие у вой-скового атамана Сидора Белого на Збурьсвской стороне, а конные у полковника армии секунд-майора Захария Чепиги на Громоклее».
Украинское казачество4 возникло в конце XV века и сформировалось к середине XVI века. Разделялось казачество на «запорожское» (они же: запорожцы, сечевики, низовики) и «реестровое» (они же: реестровые, городовые). Запорожское казачество – вольница, селившаяся за порогами в низовье Днепра (отсюда название – Запорожье, Низ). Средства к существованию запорожцы получали от «промыслов» (рыбалка, охота и т. д.) и от набегов на татар, в которых они, собственно, и прославились. Запорожцы жили по собственным законам, придерживаясь своеобразной демократии, и не подчинялись ни польскому королю, ни русскому царю, даже когда это предписывалось международными отношениями. Женщинам было категорически запрещено посещать Запорожье. Возглавляли запорожцев выбранные кошевые
атаманы (от слова «кош»5). Вплоть до восстания Богдана Хмельницкого Запорожье олицетворяло собой центр украинского казачества и именно там принимались все важнейшие решения, касавшиеся заключения военных союзов, предстоящих походов, раздела добычи и т. д.
Другим административным образованием, сложившимся у запорожцев, был кош.
Кошами назывались: вооружённый лагерь при ханской ставке у крымских татар, военный и административный центр Запорожского войска Низового со ставкой атамана в Сичи, временные стоянки сибирских кочевников, степные стоянки казаков{104}.
Но упомянутое сечевое устройство Черноморского казачества существовало без изменений только до 1801 года, когда войску была дана новая грамота императором Павлом, значительно изменившая прежнее казачье устройство и изгнавшая из употребления даже некоторые названия лиц и учреждений, заимствованных черноморцами из Запорожской Сечи. Напрасно раньше, в 1797 году, кошевой атаман Т. Т. Котляревский хлопотал о том, чтобы дозволено было
войсковое правительство «именовать по-прежнему Кошем войска верных черноморских казаков» и заботился о пожаловании войску «бунчука и трости войсковой, поелику сии привилегии были в войске Запорожском жалованными». Атаман, видимо, желал удержать хотя бы одни внешние черты старого сечевого устройства, чтобы по крайней мере они напоминали молодому казачеству о былой автономии его дедов и отцов. Но центральное правительство в свою очередь неизменно шло по раз намеченному пути. В силу упомянутой грамоты, вместо «войскового правительства» была учреждена «войсковая канцелярия», в которой должны были присутствовать от войска атаман и два члена, а от правительства «особа», по назначению от него; при канцелярии же должен был состоять правительственный прокурор. В деловом отношении, согласно с образцами тогдашнего бюрократизма, канцелярия была разделена на шесть «экспедиций» – криминальную, гражданскую, казенную, межевую, полицейскую и сыскную. В следующем за тем году указом императора Павла от 13 ноября, войско было разделено в военном отношении на 20 полков.
При Стефане Батории из городовых казаков было выделено 6.000 человек под именем реестровых казаков, которые получали жалование, остальные же должны были быть обращены в поспольство. Реформа Стефана Батория вызвала сильный рост вольных, так называемых «воровских» казаков. Наиболее безопасным пристанищем для них служили острова на Днепре за порогами (в пределах Екатеринославской губ.), где они вскоре организовали своеобразную общину, местопребывание которой называлось Сечью (сечь, сечь соответствует русской засеке, лесной вырубке). Ради безопасности местопребывание общины менялось, так что за все
время существования запорожского казачества известно 8 сечей. Наибольшею известностью пользовалась сечь на острове Хортице (Екатеринославской губ.), на месте, где в половине XVI в. была построена каневским старостой Дмитрием Вишневецким крепость для защиты казацких «уходов» на Днепре возле порогов. Община называлась кошем (стан). Она была организована на началах широкого самоуправления; доступ в нее был свободен для всякого под условием только принадлежности к православной церкви. Кроме этого, вступающие в общину должны были расставаться с женами, так как в сечь женщины не допускались.
Связанные понятия (продолжение)
Охочекомонные казаки — конные казаки (охотники, современность — добровольцы) поступившие (принятые) на военную службу, разновидность казачества на Украине, образовавшаяся в силу устройства, данного польским королём С. Баторием, это разновидность нерегулярного войска, которое, в противоположность постоянным, реестровым или сечевым казакам (пехота), формировалось в военное время из числа населения, которое в межвоенное время вело жизнь мирных поселян и промышленников и имело лошадей.
Азовское казачье войско — (в отличие от существовавшего с 1696 года по 1775 год Азовского казачьего полка) войсковое казачье формирование в XIX веке.
Зимо́вник — название хозяйства, хутора у запорожских, черноморских и у части донских казаков, где они находились, когда не было боевых действий (особенно в зимний период).
Каза́чьи клейно́ды , клейно́ды, клейно́ты (от нем. kleinod — сокровище, драгоценность), — войсковые знаки или атрибуты власти руководителей казачьего войска (часто — драгоценные).
Бугское казачье войско — иррегулярное казачье войско Российской империи, созданное в 1803 году по реке Южный Буг и расформированное в 1817 году.
Наказной полковник — в XVII—XVIII веках лицо, временно выполнявшее функции казачьего полковника, на Гетманщине и на Слобожанщине.
Дунайское казачье войско — казачье войско, сформированное в 1828 году из казаков Задунайской Сечи и существовавшее на...
Задуна́йская Сечь (укр. Задунайська Січ) — организация бывших запорожских казаков в 1775—1828 годах на территории Османской империи в устье Дуная.
Казачье войско — воинское формирование (войско), комплектуемое из числа лиц казачьего сословия или состояния; первоначально возникшие как объединения вольных и беглых людей вне какой бы то ни было государственной административной юрисдикции, казачьи войска позднее входили в состав вооружённых сил ряда государств (Царство Русское, Речь Посполитая, Османская империя, Российская империя).
Казаки ́ (др.-русск. козáкъ; укр. козаки́; польск. kozacy; лит. kazokas; белор. казакі; а также черка́сы) — представители казачества - военного сословия, сформировавшегося на территории современных России, Украины и Казахстана..
Полтавский пикинёрный полк — поселенный кавалерийский полк Российской армии, вооруженный пиками. Сформирован 24 декабря 1776 года из запорожских казаков в составе 20 рот со штаб-квартирой в местечке Новоселица Азовской губернии. Полку установлено померанцевое приборное сукно и чёрный кушак. В 1776 полку назначен герб как в Полтавском Гарнизонном полку. 28 июня 1783 года соединён с Луганским пикинёрным полком для составления Мариупольского легкоконного полка.
Атама́н (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).
Торские казаки — наименование казацкого населения городка Тор и близлежащих хуторков (иначе Соляной, совр. г. Славянск, Донецкая область, Украина). Казаки, часто называемые в тот период «черкасами», начали селиться здесь с XVI−XVII веков. В состав этно-социальной группы торских казаков входили донские и слободские казаки, а также, в меньшей степени, запорожцы и, вероятно, другие этногруппы славянского происхождения. В 1721 году торские казаки были подчинены Военной Коллегии; во 2-й половине XVIII...
Ге́тман (Headman англосаксов и скандинавов, нем. Hauptmann, чеш. hejtman, польск. hetman, укр. гетьман, рум. hatman) — историческое звание командующего армией в Чехии времён таборитов, в Речи Посполитой, Российском царстве, Молдавском княжестве и Войске Запорожском. На Украине в 1918 году — правитель возрожденного государства.
Вольное казачество (укр. Вільне козацтво, фр. Les cossaques libres), Украинское вольное казачество, иногда также Свободное казачество — общее название ряда украинских и русских, в том числе эмигрантских казачьих войсковых и общественных организаций, называвших себя «вольными казаками», «вольным казачеством», «вольноказачьим движением» и т. д., в той или иной степени подчёркивая своё отличие от казаков, связанных с государством (казачье сословие Российской империи и т. д.).
Гайдама́ки (происходит от тур. haydamak — гнать, погонять, рум. haidamac - бродяга, тур. hajdamak — грабитель) — левенцы́, дейне́ки — экзонимы участников восстаний и членов вооружённых отрядов (иногда разбойничьих) в XVIII веке на территории Правобережной Украины, отошедшей к Речи Посполитой вследствие Андрусовского перемирия.
«Чёрные запорожцы » или «черношлычники» — воинское формирование (конная сотня, затем конный дивизион, позже полк) армии Украинской Державы, затем армии Украинской Народной республики, получившее в 1918 году такое своë неофициальное название благодаря наименованию дивизии (Запорожская) и обмундированию чëрного цвета из новой экспериментальной партии униформы украинской гетманской (затем республиканской) армии.
Реестровое казачество или приписное казачество — часть казаков Поднепровья, принятых Польшей на государственную военную службу для организации обороны южных границ польско-литовского государства и выполнения полицейских функций (в Речи Посполитой, прежде всего, против остальных казаков). Служба казаков была организована в Войске Запорожском, состав которого регламентировался правительственным списком (реестром). Обязанности, плата за службу и привилегии реестровых казаков определялись сеймом и королём...
Чёрный шлях — историческое название дороги, связывающей Крым с Правобережьем Днепра. Использовался для торговли, передвижения людей и скота.
Наказной гетман (атаман) (укр. наказний гетьман, буквально: назначенный гетман) — в Войске Запорожском (на Гетманщине) в XVII—XVIII веках лицо, временно выполнявшее функции гетмана (атамана).
Екатериносла́вское казачье войско (Екатеринославский казачий корпус, Ново-Донское казачье войско) — войсковое казачье формирование Российской империи, существовавшее в конце XVIII века.
Но́вая Се́рбия — военно-административная единица в Российской империи (на территории современной Украины), созданная правительством в северо-западной части Запорожья (территория Кодацкой и Бугогардовской паланок Войска Запорожского), куда в 1751—1764 годах были переселены выходцы из Сербии, Молдавии, Черногории, Валахии, Македонии и других балканских стран.
Ге́тманщина (укр. Гетьма́нщина; белор. Гетманшчына; в официальных документах — Войско Запорожское, укр. Військо Запорозьке, также использовались и другие названия) — историографическое название части казацких земель на территории современных Украины, России (Стародубье), Белоруссии (Лоев и восточная часть Белорусского Полесья) и Приднестровья, на которые в разные исторические периоды распространялась власть гетмана Войска Запорожского.
Надворные казаки — название крепостных и посполитых крестьян Польши, на территории нынешней Украины, в XVI — XVIII веках, представлявшая собой частную охрану отдельных владельцев земли (магнатов).
Казачий приказ — один из органов военного управления (приказ ) в Русском государстве.
Казачий круг — общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. Компетенция круга в решении вопросов местного характера (касающихся всех собравшихся) была неограниченной. На нём решались вопросы военного, экономического, административного, общественно-политического, юридического, социально-бытового и другого характера (как-то, ведение войны и заключение мира, раздел между куренями угодий, о переизбрании сечевой старшины и другие). Собирается, в зависимости от традиции конкретного казачьего...
Универсал (польск. uniwersal — королевская грамота, от лат. universales litterae — послания, предназначенные для всех, открытые, публичные, торжественные) — письменный манифест, законодательный или распорядительный акт административно-политического содержания в Речи Посполитой (в XV—XVIII веках) и Гетманщине (в XVII—XVIII веках). Издавался королями польскими, сеймом, гетманами Короны Польской, Великого княжества Литовского и Войска Запорожского. В Войске Запорожском иногда издавались представителями...
Войсковой круг — высший орган власти в Донском и Терском войсках, народное собрание всего войска, в котором могли участвовать все казаки. На кругах решались все важнейшие вопросы — выбирались войсковые атаманы и есаулы, составы станиц, отправлявшихся к государю в Москву с вестями, организовывались встречи с посланниками, принимались решения о заключении мира и военных походах, обсуждались внутренние вопросы.
Шанец (от нем. Schanze «укрепление; окоп») — небольшое земляное фортификационное сооружение, использовавшееся для защиты артиллерийских орудий. Также применялся термин фельдшанец (нем. Fieldschanze «полевое укрепление»).
Пикинёрные полки — полки лёгкой кавалерии армии России, существовавшие с 1764 по 1783 годы на территории Новороссийской губернии и занимавшиеся охраной её границ от нападения турок, перекопских и крымских татар; также нерегулярные военно-поселенческие полки в украинском казацком войске.
Гре́бенское каза́чье войско — казачье войско, сформированное в 1711 (1712?) году в составе вооружённых сил Русского государства из гребенских казаков. С 1721 года Гребенское казачье войско в составе иррегулярных войск Российской империи в подчинении Военной коллегии. Со временем, в результате множества переформирований, это войсковое соединение в качестве полка (1-й Кизляро-Гребенской, имени генерала Ермолова полк) вошло в состав Терского казачьего войска Русской императорской армии.
Хору́гвь или Хоронгвь (польск. Chorągiew, устаревшее — Rota, от нем. Rotte) — организационно-тактическая единица в рыцарском войске средневековой Польши и ВКЛ, соответствовавшее роте, состоявшая из 25 — 80 копий, формирование с данным наименованием было и в армии Петра I .
Малороссийская коллегия или Коллегия Малороссийская — правительственный орган военного и гражданского управления, центральное учреждение Российской империи, образованное в 1722 году в Глухове вместо должности воеводы при гетмане и Малороссийского приказа.
Гусарский полк — формирование (воинская часть, полк) лёгкой конницы Войска Русского Царства и Русской Императорской армии.
Чёрная рада — казацкая рада, состоявшаяся 17—18 (27—28) июня 1663 года на окраине Нежина. Рада была созвана для избрания гетмана Левобережной Украины. Участие в Чёрной раде приняли не только верхушка казачества — казацкая старшина, но и рядовые казаки, в том числе из Запорожской Сечи — «чернь», которые также имели право голоса.
Екатеринославская конница — территориальное кавалерийское войсковое соединение, составленное из восьми (впоследствии девяти) полков.
Булавинское восстание или Восстание Булавина — казацкое восстание (бунт), 1707 — 1709 годов, в Русском царстве, названное в честь лидера К. А. Булавина.
Набе́г , наскок, налёт, наезд, натёк — внезапное нападение на противника или вторжение на его территорию, толпой, малым отрядом, один из способов военных (боевых) действий на суше и на море.
Черкасский полк — военно-административная единица Войска Запорожского со столицей в Черкассах, созданная в 1625 году.
Казачья со́тня — тактическая и административная единица, подразделение в том числе в казачьих частях Казачьих войсках и в казачьих формированиях охраны, МВД и так далее.
Малоросси́йский прика́з или Прика́з Ма́лой Росси́и — центральное государственное учреждение. Создан в 1662 году в Москве для управления территориями Левобережной Украины (Глухов, Киев, Нежин, Немиров, Новгород-Северский, Переяслав, Погар, Почеп, Ромны, Стародуб, Чернигов, Чигирин).
Упоминания в литературе (продолжение)
20 апреля 1788 г. поселенное на Таманском полуострове войско «Коша
верных казаков Запорожских» было переименовало в «Войско верных казаков Черноморских». Через три недели Черноморскому войску были пожалованы клейноды бывшего Запорожского войска.
Среди укреплений Сечи («Коша», т. е. лагеря) стояли деревянные неприметные курени – жилища казаков. Запорожье не признавало никого из государей и считало себя независимой
республикой. Позднее, в XVII веке запорожцы будут заключать союзы попеременно со многими государствами, меняя свой выбор весьма часто.
Некоторые исследователи идут дальше Голубовского и ищут следов казачества в скифских и сарматских временах, когда на нашем юге подвизались многочисленные ватаги, добывавшие пропитание грабежами и набегами. Степь искони дышала разбоем, хищничеством и той особой вольностью, которую так трудно отождествить с современным понятием свободы. Наиболее яркую печать наложила на казачество самая близкая к нему по времени татарская эпоха степной истории. Давно обращено внимание на тюркско-татарское происхождение казачьей терминологии. Слово «чабан», например, означающее пастуха овец, заимствовано от татар. От них же заимствовано и слово «атаман», производное от «одаман», означающее начальника чабанов сводного стада. Сводное же стадо составляли десять соединенных стад, по тысяче овец в каждом. Такое стадо называлось «кхош». Казацкое «кош» (становище, лагерь, сборное место) и «кошевой атаман» вышли из этого степного лексикона. Оттуда же «курень» и «куренной
атаман». «Значение куреня, – по словам Рашидед-Дина, – таково: когда в поле кибитки во множестве стоят кругом в виде кольца, то называют это курень».
Воинскую подготовку мобилизованные молодые холостые мужчины – будущие христианские азапи – проводили в воинских лагерях и поселках, по законам и традициям янычаров. Только не в столице империи, а в выделенных провинцией землях, с центрами управления и делением воинской провинции, управляемой оттоманом-гетманом, по полковой системе с центрами самоуправления – по-турецки «паланка», от греческой фаланги. Их собирали по призыву в
один кош (казарму) воинского лагеря со всеми атрибутами укрепленного лагеря, под управлением кошевого оттомана – полковника.
Впрочем, меры эти приводят совсем не к тем последствиям, которых ожидал Баторий. Недовольство в Украине достигает высшей степени напряжения. Лишенные прав реестровые толпами бегут на «Низ», в Запорожье и тем только способствуют ускорению начавшегося
уже создания запорожской независимости. Баторий принимает (1579 г. и след.) бесплодные попытки обуздать своеволие запорожцев, но это приводит только к тому, что в 1589 году в Запорожском «Коше» насчитывается уже около 20 000 казаков. Они сами избирают себе кошевого атамана, вопреки всем запретам короля польского. Успехи казацких набегов к тому времени создают уже такую славу запорожскому оружию, что в 1594 году император австрийский Рудольф II завязывает с ними непосредственные дипломатические сношения: императорский посол Эрик Лассота является в Сичь с предложением союза для действий против Турции.
Первое письменное упоминание о создании в низовьях Днепра укрепленного казацкого лагеря или Сечи оставлено в 1489 году польским хронистом Мартином Бельским. С его слов казаки летом занимались промыслами по Днепровским порогам, – рыболовством, охотой, пчеловодством, а зимой расходились по ближайшим городам, оставляя в безопасном месте
на острове в Коше несколько вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков.
Определив маршрут движения татарского войска, русские воеводы разделили свою рать на две части. Отряд численностью 6 тыс. воинов под командованием голов Ш. В. Кобякова и Г. В. Желобова атаковал и захватил «царев кош» (крымский обоз).[109] Второй отряд, в котором насчитывалось 7 тыс. служилых людей во главе с самим Иваном Васильевичем Шереметевым, пошел прямо на главные силы противника, несмотря на подавляющее численное превосходство татар: крымский «царь» вел 60 тысяч воинов. Русские воеводы рассчитывали застать врага в «войне», но Девлет-Гирей, узнавший о сосредоточении на границе крупных сил неприятеля, не стал распускать свои отряды для разграбления пограничных селений, а повернул обратно в степь. Таким образом, русской рати пришлось встретиться в открытом бою со всей крымской армией, озлобленной неудачей
и потерей «коша». 3 июля 1555 года у урочища Судьбищи, в вернем течении реки Любовша, началось тяжелое двухдневное сражение.[110] В ходе этой битвы войско И. В. Шереметева потерпело поражение. Однако часть русских отрядов, которыми командовали воеводы А. Д. Басманов и С. Г. Сидоров (остатки Передового и Сторожевого полков численностью ок. 2 тыс. человек), устояла и, отступив в дубраву, где находился обоз, укрепилась («осекошася») в ней. Туда же пробились уцелевшие воины из других отрядов и полков. Они успешно отразили все крымские атаки, продолжавшиеся до глубокого вечера. Опасаясь подхода русских войск, шедших к месту боя от Тулы, Девлет-Гирей прекратил сражение и ушел за р. Сосну.
Историки терского казачества считают, что первыми поселенцами на Тереке были новгородские ушкуйники и рязанские казаки. Сначала в XIV в. появились новгородские ушкуйники – вольные дружины, которые, совершая походы на лодках (ушкуях), через Хволынское (Каспийское) море проникали в устье Терека и поднимались вверх. Женились они на женщинах из местных обитателей Кавказа и селились у «гребней» гор, при впадении Аргуна в Сунжу. В первой четверти XVI века через Дон и Волгу на Терек устремились рязанские казаки. После того как в 1520 г. рязанский удел отошел к Москве, «молодеческая» часть рязанского
казачества, служившая там в качестве порубежной стражи, привыкшая к свободе и своеволию, поднялась с места и ушла на далекий Терек, к недосягаемому в то время для Москвы подножию Кавказского хребта, и поселилась там. Переселение казаков на Терек не оспаривалось ни кумыками, ни кабардинцами. Более того, прибывшей вольнице были предложены места по предгорьям. Казакам местность понравилась, рядом с рекой – лес, дальние гребни гор, и у подножья – ровные поляны, травы в пояс. Коси сено, паси скот, паши землю, сей хлеб. И безопасно – никакая царская погоня не достигнет.
Крым был необходим немцам как плацдарм для установления своего господства в регионе, для превращения Черного моря во «внутреннее германское озеро». Захватив Крым, германское командование установило неограниченную диктатуру генерала
Коша, хотя формально гражданское управление было поручено Крымскому краевому правительству генерала Сулькевича. Тюрьмы были забиты, военные суды ежедневно выносили смертные приговоры, а с полуострова вывозили продовольствие.
Выражая за присланное жалованье благодарность царям, запорожцы «при всем том, вопреки требованию гетмана Мазепы, решительно отказались сноситься с воеводой Косаговым и доставлять ему всякие вести о замыслах басурман. Такое, по их выражению, неподобное дело невозможно было по двум причинам: по очень большому расстоянию и по очень большому опасению от рыскающих везде неприятелей. Запорожцы находили, что так как воевода имеет царский указ идти к Перекопу, то лучше всего ему последовать сообразно указу и идти на неприятелей походом. Тогда и запорожцы с большой охотой пойдут не только к Перекопу, но и к самому Крыму. Но только в намерении Косагова они имеют большое сомнение, и хотя бы действительно оказалась большая надобность в походе, то воевода найдет причину отговориться от такого дела. Поэтому лучше было бы, если бы сам гетман прислал запорожцам несколько
тысяч собственных казаков; тогда запорожцы могли бы в начале зимы пойти и под Перекоп, и под турецкие городки или в другие, где случай указал бы, места. «И если, вельможность ваша, на прошение наше так учините, и то дело будет пристойнейшее и подлиннейшее и у пресветлых монархов наших будет нам с похвалою. А что пишете к нам о запасах, которые к нам всегда на подводах присыланы были как при бывшем гетмане, так и ныне, изволь, вельможность ваша, приказать к нам на Кош привезти; в чтоб мы имели из Коша те запасы отыскивать, то неподобное дело»[103].
декабрь. Последняя в 1834 году зассовская экспедиция за Кубань. С отрядом более 2200 пехотинцев и казаков он двинулся
в земли абадзехов, сжег коши и сено, принадлежавшиеабадзехскому старшине Али Харцызову, и угнал его скот…
коше» против короля Сигизмунда III. Царь Василий IV Шуйский поначалу недооценил нависшей опасности. И только после поражения своих воевод в сражении под Болховом в мае 1608 г. попытался, но безуспешно,
организовать отпор походу Лжедмитрия II на Москву.
В представлении народа «возложить корону или венец Мономаха на голову татарина не могло не казаться нелепым. К тому же все его благие намерения для улучшения народного быта сопровождались неблагоприятными событиями, преследовавшими его в течение всего времени его царствования. Весною 1601 года полили дожди, продолжавшиеся три недели. Крестьяне не могли ни косить, ни жать хлеб, а 15 августа жестокий мороз повредил озимые хлеба и уничтожил все созревшие плоды. В стране начался голод и продолжался два года. Цены на хлеб поднялись, народ умирал с голоду, и
Борис приказал открыть государственные «житницы» и раздавать хлеб бесплатно. За время голода в одной Москве умерло, по сведениям современников, до 1 500 000 людей. Голод утих, но все меры, принимаемые Годуновым, в массах получали своеобразную оценку – во всем видели только его корысть и стремление удержать в своих руках царскую власть. Не везло Годунову и в семейных расчетах. Его дочь была посватана за датского принца. Но по прибытии принца в Москву он скоропостижно умер, – и это несчастье народная молва приписывала злому умыслу Годунова. Но наиболее страшным обвинением для Годунова была хранившаяся в народном предании смерть царевича Димитрия.
Развернувшись на фланге белых, одна пулеметная тачанка косила противника огнем, а другая тем
временем переходила на новую позицию и открывала огонь прежде, чем первая прекращала его.
Волховской привел с собой триста стрельцов. По пути они истратили все съестные припасы. Не зная о голоде в Сибири, ратники шли навстречу гибели. Казаки Ермака встретили их с ликованием, но радость сменилась унынием. Наступила зима, голодная смерть стала косить отряд. Погибли почти все
стрельцы и добрая половина казаков.