Задача-блок

Задача-блок (англ. block) — задача с начальной позицией, в которой у белых готов ответ на любой ход чёрных. Различают несколько форм блоков (главным образом в двухходовке):

а) неполный (англ. incomplete block) — мат готов на любой ход, кроме одного (неполный цугцванг для чёрных); при этом вступительный ход белых подготавливает ответ и на этот ход;

б) с выжидательным 1-м ходом (полный цугцванг) (англ. waiter) — все заготовленные маты остаются без изменения;

в) с добавлением игры — добавляются новые варианты, помимо имеющихся в начальной позиции;

г) с переменой матов на некоторые или на все ходы чёрных (англ. mutate) — наиболее распространённая форма, см.

примеры №1, №2;

д) с переходом от цугцванга к угрозе в решении (англ. block — threat) — случаи г) и д) часто ассоциируются с задачами на тему перемены игры;

е) с продолженной игрой (продолженные задачи) — первоначально задание выполняется в исходной позиции, затем после 1-го хода белых в решении первой задачи возникает новая позиция с аналогичным заданием и так далее; в случае, когда в новой позиции решает возвращение к начальной позиции прежней задачи, говорят о «вечном движении» («перпетуум мобиле») или о задаче-блоке «маятникового типа» («маятнике»), см. пример №2;

ж) псевдодвухходовка, псевдотрёхходовка и т. д. (англ. pseudo-twomover, pseudo-threemover etc.) — в начальной позиции без вступительного хода задание выполняется в 2 хода (3 или более), однако после вступления для решения требуется большее число ходов, см. пример №3.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я