Связанные понятия
Лаки — растворы смол в различных растворителях до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку, хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям.
Акриловые краски — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве плёнкообразователей.
Кра́ски — общее название для группы цветных красящих веществ,предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Водоэмульсионные краски — разновидность красящих материалов, относящихся к водно-дисперсионным краскам. Представляют собой эмульсию, полученную из воды, пигментов и мельчайших частичек полимеров, выступающих в качестве основы, пребывающих в водной среде во взвешенном состоянии, при этом частицы эмульсии не растворены.
Ма́сляные кра́ски — ряд лакокрасочных материалов, представляющих собой суспензии неорганических пигментов и наполнителей в высыхающих растительных маслах или олифах (чаще всего комбинированной или синтетической либо на основе алкидных смол), иногда с добавкой вспомогательных веществ. Применяются в живописи или для окраски деревянных, металлических и других поверхностей, в зависимости от вида краски.
Масляная живопись — одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества.
Краски ультрафиолетового отверждения (энергетически закрепляемые краски, краски УФ-отверждения) — краски, содержащие вещества, реагирующие на воздействие УФ-излучения, высыхающие под действием УФ-излучения.
Высыхающие (сухие) масла — это растительные масла, которые благодаря содержанию триглицеридов — эфиров ненасыщенных жирных кислот, особенно линолевой кислоты, в тонком слое окисляются, образуя твёрдую, прозрачную и гибкую мембрану (линоксин, оксин). Этот процесс инициируется и ускоряется ультрафиолетовыми лучами (например, солнечным светом); он не встречается в полной темноте, его можно даже обратить вспять в отсутствие света. Сырое масло затвердевает медленно и неравномерно, но этот процесс может...
Оли́фы (от греч. αλειφα — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества (прозрачные жидкости от жёлтого до вишнёвого цвета) на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве розжига, защитных покрытий, пропиток, основы для красок и пр.
Подробнее: Олифа
Вжухлости — матовые пятна на поверхности блестящей масляной живописи. Происходят от поглощения масла грунтом или нижними слоями краски из верхнего слоя краски. Лишенная большей части своего связующего вещества, т. е. масла, краска утрачивает свой блеск, яркость и силу, пожухшие места картины теряют связь с частями картины, сохранившими свой блеск.
Гуммиара́бик (лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский) — твёрдая прозрачная смола, состоящая из высохшего сока различных видов акаций. Первоначально гуммиарабик собирался из Acacia nilotica, в настоящее время гуммиарабик преимущественно собирается из двух родственных видов, а именно Acacia senegal и Vachellia (Acacia) seyal. Смола собирается в коммерческих объемах с диких деревьев в основном в Судане (80%) и на всей территории Африки от Сенегала до Сомали, хотя исторически акация произрастала...
Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера...
Лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета. Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне.
Подробнее: Глизаль
Природные минеральные пигменты — обладающие особой совокупностью красящих свойств минералы, используемые в станковой живописи, главным образом в технике иконописи и фрески, в качестве основы для изготовления красок, после их растирания с последующим разведением полученных цветных порошков в «эмульсии» — приготовленной по специальному рецепту жидкости из разведённого яичного желтка или (реже) на основе, приготовленной из других природных органических связующих субстанций.
Минера́льные кра́ски — разновидность красок, в которых в качестве пигмента используются должным образом измельчённые минералы.
Эмалевые краски (эмали) — лакокрасочные материалы, состоящие из высокодисперсных пигментов, плёнкообразующей основы (лаков) и других наполнителей (растворители, пластификаторы, отвердители, сиккативы, матирующие добавки). Эмалевые краски образуют покрытия внешне схожие с эмалями.
Лáки — растворы смол (натуральных или синтетических) в различных растворителях (углеводороды, ацетон, вода, этанол, олифы или эфирные масла) до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную пленку (как правило прозрачную, в отличие от краски), хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям. Отвердение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет реакции окислительной полимеризации...
Подробнее: Лак
Ластик-клячка (кляча, уст. сни́мка) — канцелярская принадлежность для коррекции и осветления угольных и пастельных рисунков, для удаления загрязнений с плёнки и кальки. Представляет собой специальную легко мнущуюся очищающую резину, имеющую тестообразную консистенцию и высокие адсорбирующие свойства. При применении она захватывает частички графического материала, не повреждая бумагу и не размазывая рисунок.
Грунто́вка — состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов, а также наличием специального компонента — основы. Грунтовкой называют также грунтование — процесс нанесения этого состава.
Вазели́н (лат. Vaselinum, Paraffinum unguinosum, Petrolatum) — мазеобразная жидкость без запаха и вкуса. При неполной очистке цвет меняется от чёрного до жёлтого, при полной — до полупрозрачного. Состоит из смеси минерального масла и твёрдых парафинов. Температура плавления 27-60 °C, вязкость 28-36 мм²/с при 50 °C. Растворим в эфире и хлороформе, нерастворим в воде и спирте, смешивается с любыми маслами, кроме касторового. Получают из вакуум-дистиллятных нефтяных фракций загущением петролатумом...
Би́тумный лак , кузбассла́к — лак, получаемый путём растворения нефтяного или каменноугольного битума в углеводородных растворителях, чаще всего в уайт-спирите.
Лак (фр. lac, итал. lago, нем. Lack, англ. lake, также уст. бакан) — тип пигмента в котором растворимый краситель осаждается на носитель, обычно квасцы. В отличие от нерастворимых пигментов, таких как киноварь или ультрамарин, органические красители, часто растительного или животного происхождения, растворимы в воде и для использования в красках должны быть связаны с инертным бесцветным носителем. Многие лаки имеют низкую светостойкость из-за свойств красителя. Красные лаки часто использовались в...
Крем (англ. cream — сливки) — косметическое средство для ухода за кожей лица или других частей тела (тело,руки,ноги). В виде эмульсии типа масло в воде или вода в масле.
Клеевая живопись — живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества красок.
Гуммиарабиковая фотопечать , гумми-бихроматный процесс, гумбихроматная печать (также встречаются названия гумми-печать и бихроматная печать) — позитивный фотографический процесс, основанный на способности хромированных коллоидов задубливаться под действием ультрафиолетового излучения. Технология впервые использована в 1858 году для фотопечати чёрно-белых и цветных фотографий. Полученные изображения более долговечны, чем желатиносеребряные отпечатки, благодаря отсутствию каких-либо химически активных...
Отделочные материалы — класс строительных материалов для декоративного оформления зданий и сооружений, защиты их от вредного воздействия окружающей среды, улучшения гигиенических и эксплуатационных свойств.
Пудра (от фр. poudre — пыль) — декоративное косметическое средство в виде мелкого порошка, используемое для закрепления макияжа, а также как самостоятельный продукт для выравнивания цвета и, в том числе, рельефа кожи.
Анилиновый чёрный — сложный диазиновый краситель, получаемый окислением анилина непосредственно на волокне. Удерживается на волокне в первую очередь за счёт нерастворимости, связанной с высокой молекулярной массой. Придаёт ткани (чаще — хлопчатобумажной) очень глубокий, «сочный» чёрный цвет, на фоне которого особенно ярко выглядят расцветки другими красителями. Окраски высоко устойчивы к свету и стирке, недостаточно устойчивы к глажению. Вдобавок, в процессе окислительного крашения волокно теряет...
Краси́тели — химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам. Термин «краситель» своим происхождением обязан А. Е. Порай-Кошицу и было введено им в научную терминологию в 1908 году.
Кра́шение — придача ткани, коже, текстилю, пластмассе или другим материалам окраски, которая с практической точки зрения устойчива к воздействию света, трения и другим воздействиям. Отличается от окраски, заключающейся в нанесении слоя, образующего после высыхания твёрдую плёнку.
Печа́тание тка́ней , наби́вка — получение узора на ткани посредством нанесения на неё красок. Печать на ткани возникла ранее, чем печать на бумаге. Простейшие методы, судя по всему, были известны уже на востоке: для раскраски часть ткани покрывалась воском, или же связывались места, которые должны были остаться неокрашенными. Техника собственно печати происходит от коптов, из Египта; изначально она была одноцветной, чаще синей (использовался краситель индиго). В средневековье появились ткани, имитировавшие...
Адгезив — вещество, способное соединять материалы путём поверхностного сцепления. Адгезивы бывают природными и синтетическими. Скрепляющее действие адгезива основано на создании молекулярных связей между ним и поверхностями соединяемых материалов. Микронеровности, заполняемые адгезивом, увеличивают площадь контакта между прилегающими поверхностями. После застывания адгезива они склеиваются.
Подробнее: Адгезивы
Проника́ющие грунто́вки — водно-дисперсионные материалы, применяющиеся в качестве первого слоя при производстве отделочных работ на минеральных основаниях.
Мерсериза́ция — кратковременная обработка ткани концентрированным раствором едкого натра с последующей промывкой её горячей и холодной водой. Предотвращает выцветание тканей, сохраняет первоначальный тон, повышает гигроскопичность и прочность, придаёт материалу шелковистый блеск.
Гидрофобные мазевые основы — мазевые основы, предназначенные для лекарственных форм, действующие вещества которых гидрофобны. В группе гидрофобных основ объединены основы и их компоненты, имеющие различную химическую природу и обладающие ярко выраженной гидрофобностью.
Пчели́ный воск — продукт жизнедеятельности пчёл, сложное органическое соединение. Зарегистрирован в качестве пищевой добавки Е-901.
Арабин (арабил) — разновидность растительного клея; беловато-коричневая, просвечивающая липкая масса; в разбавленном состоянии арабин обладает большой вязкостью.
Молочение (молочный обжиг) — один из древних способов обработки керамики для придания ей декоративности и улучшения водонепроницаемости.
Краска для татуировки — красящий пигмент, используемый мастерами татуировки для нанесения рисунков на коже.
Паперклей (от англ. paper, clay — бумага + глина) — материал для лепки и моделирования на водной основе. Паперклей также называют «бумажной глиной», потому что он создан на целлюлозной основе.
Шпаклёвка (шпатлёвка; от нем. Spachtel — лопатка) — пастообразный или порошковый материал, применяемый для выравнивания поверхностей перед нанесением на них материалов для отделки помещений. Шпаклёвками называют составы, применяемые для выравнивания поверхностей, которые подлежат окраске. Шпаклёвки бывают разных видов. Для их приготовления применяется хозяйственное мыло, мел, мучной клей, столярный, животный, лаки, просеянный гипс, олифы.
Мазевые основы (лат. Basis Unguenti, англ. Ointment base или реже англ. Vehicle of an ointment) — носители лекарственного вещества (ЛВ) в мазях. Они определяют скорость и степень его всасывания, а также влияют на процесс его транспортировки через кожу, в связи с чем способствуют проявлению оптимального терапевтического эффекта мазей. Согласно фармакопее, в случае отсутствия указаний в рецепте, основу подбирают с учётом физико-химической совместимости компонентов мазей и её назначением.
Жидкие обои (шёлковая штукатурка ТУ 5462-001-96321814-2009) — в странах СНГ обиходное название декоративного финишного покрытия для стен и потолков. Жидкие обои совмещают в себе свойства обычных рулонных обоев, декоративной штукатурки и лакокрасочных покрытий. Приятны на ощупь. В сухом виде напоминают детский поделочный материал.
Клеёнка — ткань, на одну или обе стороны которой нанесено водонепроницаемое покрытие.
Окрашивание по Романовскому — Гимзе — цитологический метод окрашивания микроорганизмов, клеточных структур и тканей различных видов (в том числе крови) для изучения методом световой микроскопии. Предложена в 1904 году Густавом Гимзой. В авторской версии название красителя — «Giemsasche Lösung für die Romanowsky Färbung» (Раствор Гимзы для окраски по Романовскому). Окрашивает ацидофильные образования в различные оттенки красного цвета, базофильные — в цвета от пурпурного до синего.
Метод Грама — метод окраски микроорганизмов для исследования, позволяющий дифференцировать бактерии по биохимическим свойствам их клеточной стенки. Предложен в 1884 году датским врачом Гансом Кристианом Грамом.
Волконскои́т (устаревшие синонимы: гекторит, монтмориллонит хромистый — минерал из группы каолинита, подкласса листовых силикатов промежуточного между монтмориллонитом и нонтронитом состава: СаО3 (Сr3+, Mg2+, Fe2+)2 (Si, Al)4 O10 (OH)2 ∙ 4H2 O.
Ма́тричная киноплёнка — чёрно-белая киноплёнка низкой чувствительности, обычно ортохроматическая (реже несенсибилизированная) с бромосеребряным эмульсионным слоем.
Пигме́нт (лат. pigmentum — краска) — компонент наполненных композиционных материалов, придающий материалам непрозрачность, цвет, противокоррозионные и другие свойства. Частая ошибка - использовать его как синоним красителя. Хотя термины «краситель» и «пигмент», часто используются как равнозначные, понятия чётко различаются - красители растворимы в красильной среде (растворителе), а пигменты нерастворимы.Различают природные минеральные пигменты (неорганические компоненты красок) и биологические пигменты...