Связанные понятия
Дека́н (от греч. δέκα — десять; буквально — десятник) — глава факультета в образовательном учреждении высшего образования; непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете.
Заве́дующий ка́федрой — руководитель кафедры в высших учебных заведениях, как правило, профессор, доктор наук.
Ассистент (от лат. assistens — помогающий) — начальная преподавательская должность в вузах. Соответствует должности дореволюционной России адъюнкт-профессор (ассистент-профессор). Часто эта должность совмещается с учёбой в аспирантуре. При меньшей оплате они должны проводить больше часов занятий по сравнению с доцентами и профессорами.
Кандида́т нау́к — учёная степень первой из двух (ниже доктора наук) послевузовских ступеней в Российской Федерации, ряде стран СНГ и в СССР. Соответствует степени доктора философии в западных странах:п. 262. Позволяет претендовать на звание доцента. Соискание данной степени предполагает подготовку и написание диссертации, обобщающей результаты исследовательской деятельности учёного в течение нескольких лет.
Проре́ктор — заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза; профессор, заместитель ректора и его помощник, в средних учебных заведениях — преподаватель, следующий за ректором по старшинству.
Упоминания в литературе
Кратко остановимся на системе подготовки научных кадров. Выпускников, окончивших курс и обнаруживших склонность к научным исследованиям, оставляли на соответствующих кафедрах на два года, по официальной терминологии, для «усовершенствования в науках и подготовки к профессорскому званию». При этом стипендия могла назначаться (т. н. «профессорские стипендиаты»), а могла и не назначаться. Это можно считать некоторым аналогом современной аспирантуры. Многие из проходящих научную подготовку направлялись в зарубежные командировки, прежде всего в Германию, где работали под руководством известных профессоров в ведущих университетах. Материалы к своим магистерским диссертациям они собирали также и за рубежом, в том числе в лучших библиотеках. В их числе можно назвать библиотеку Британского музея (Лондон), Королевскую библиотеку (Берлин), Национальную парижскую библиотеку и др. После этого соискатель научной степени сдавал магистерский экзамен (испытание), состоящий из двух частей: главный предмет (аналог современной специализации) и «дополнительные предметы», профиль которых зависел от главного. Все это отчасти сходно со сдачей кандидатского минимума. После его успешной сдачи лицо именовалось «магистрантом» и допускалось к защите магистерской диссертации («магистерскому диспуту»), которая, как правило, должна была быть опубликована в виде книги. Ученая степень присваивалась университетом и дальнейшему утверждению не подлежала. Социальный статус магистра был достаточно высок: ему могло быть присвоено почетное потомственное дворянство, а при поступлении на государственную службу присваивался чин IX класса (титулярный советник). Он приобретал права на замещение должности
доцента , приват-доцента, экстраординарного профессора. На должность приват-доцента могло претендовать лицо и не имевшее ученой степени, но известное своими учеными трудами и сдавшее магистерские экзамены.
Отменялась система разделения преподавателей вузов на
доцентов и профессоров (заслуженных, ординарных, экстраординарных, адъюнкт-профессоров). Теперь звание профессора могли получить все преподаватели, самостоятельно работавшие в вузах. Кандидаты на замещение профессорских должностей избирались на основании всероссийского конкурса. Процедура обновления кадрового состава предусматривала следующее: преподаватели, у которых на 10 октября 1918 г. истекал десятилетний срок работы в данном учреждении или пятнадцатилетний в системе вузовского образования, с 1 января 1919 г. автоматически выбывали с места работы, где могли восстановиться лишь на основании всероссийского конкурса.
Требует скорейшего решения также и проблема юридического статуса в Российских ВУЗах дипломов духовных учебных заведений. Магистр или кандидат богословия в сегодняшней «светской» высшей школе зачастую квалифицируется и тарифицируется не как
доцент или старший преподаватель, а как преподаватель-ассистент. Принятый на работу в ВУЗ священник не получает надбавок за ученое звание и степень, тарифицируется по низшим разрядам ЕТС (10,11), его заработная плата в этом случае составляет на часть ставки примерно 1 300 рублей (из опыта РГСУ). Возможная модель, позволяющая исправить положение с педагогическими кадрами на специальности (направлении подготовки) «Теология», видится в официальном признании Дипломов Духовных академий для «светских» ВУЗов.
Ответственные редакторы представленной монографии выражают благодарность всем авторам, в числе которых профессора, доктора и кандидаты юридических наук,
доценты ведущих вузов и научно-исследовательских учреждений России, за участие в формировании данного научного труда, в котором нашли отражение авторские позиции и взгляды на формирование наиболее оптимальных режимов государственного регулирования предпринимательских отношений на современном этапе. Надеемся, что данная книга вызовет интерес в юридическом и предпринимательском сообществе и будет полезна в законодательной и правоприменительной практике.
А. Ф. Волкова в годы Великой Отечественной войны по совместительству заведовала кафедрой марксизма-ленинизма в Педиатрическом медицинском институте. С декабря 1945 по 1950 г. вновь была назначена директором Педагогического института и заведующей кафедрой марксизма-ленинизма. В 1950 г. была репрессирована по «ленинградскому делу», полностью реабилитирована в 1954 г. Ее дочь, Рената Самуиловна Пиджакова, – выпускница исторического факультета Ленинградского государственного университета, посвятила основную часть своей жизни преподаванию в должности
доцента кафедры истории КПСС в Ленинградском институте советской торговли им. Ф. Энгельса. Имея большую нагрузку в институте, отдавая все свободное время воспитанию двоих детей, она тем не менее успешно защитила кандидатскую диссертацию, посвященную продовольственному снабжению Ленинграда в послевоенные годы. Александр Юрьевич неоднократно подчеркивал, что своими научными успехами он обязан во многом именно матери, которая сумела передать ему настойчивость в достижении поставленной цели, внимательность, трудолюбие, корректность и уважение к науке, энергичность – те качества, которыми была с лихвой одарена сама. Проводя в свободное от основной работы время экскурсии в Военно-морском музее на Васильевском острове, Р. С. Пиджакова часто брала с собой маленького сына, который с детства начал интересоваться историей нашей Родины и своего города.
Связанные понятия (продолжение)
Профе́ссор (от лат. professor — преподаватель) — учёное звание и должность преподавателя или научного сотрудника.Официальный статус с XVI века (впервые в Оксфордском университете).
Ка́федра (греч. καθέδρα букв. «сиденье») — основная структурная единица факультета в высшем учебном заведении, осуществляющая подготовку слушателей, студентов и курсантов в рамках определённой специализации.
Ста́рший преподава́тель — преподавательская должность в вузах, занимающая промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный (как правило, не менее 3-х лет) опыт работы.
Учёное зва́ние — ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры.
Диссерта́ция (от лат. dissertatio — исследование, сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра.
До́ктор нау́к — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, Российской Федерации, а также в ряде стран СНГ и в некоторых бывших социалистических странах.
Нау́чный сотру́дник — общее наименование ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в вузах, но не являющихся руководителями структурных подразделений, а также одна из конкретных должностей таких учёных в Российской Федерации.
Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения.
Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.
Факульте́т (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Преподаватель — педагог, который занимается преподаванием чего-либо (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении). Например, преподаватель физики.
Член-корреспонде́нт — член организации учёных — академии наук. В сравнении с академиком является младшей ступенью членства. Первоначально статус «член-корреспондент» получали учёные, которые могли принимать участие в работе Академии наук (в основном по переписке), не пользуясь привилегиями действительных членов.
Диссертацио́нный сове́т (также диссовет, или совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, или иногда специализированный учёный совет) — орган, создающийся при некоторых научных организациях и вузах, служащий для рассмотрения и защиты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.
Акаде́мик — член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных — академии наук.
Учёный совет — постоянно действующий выборный представительный орган образовательной организации высшего образования (ООВО). Аналогичный орган существует в научно-исследовательских учреждениях, в частности, в институтах Российской академии наук. Возможно формирование подобного органа в подразделениях вузов и НИИ, то есть на уровне факультета или научного отделения.
Школьная медаль (официально — медаль «За особые успехи в учении») — знак отличия, выдаваемый по завершении среднего общего образования в школах России и стран бывшего СССР. Медаль является одним из основных видов поощрения выпускников средних школ за успехи в учёбе.
Докторанту́ра — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней докторa наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.
Дипло́мная рабо́та (Дипло́мный прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Учёный секрета́рь — лицо, ответственное за планирование и контроль проведения НИР и текущих мероприятий (конференций, совещаний, аттестаций работников), подготовку сводных отчётов, а также за регламент и ведение документации учёных или диссертационных советов в исследовательских, просветительских или образовательных учреждениях. Полнота охвата и относительный вес упомянутых обязанностей зависят от конкретной ситуации.
Действительный член — в организациях, где допускаются различные виды членства, — член организации, имеющий относительно более высокий статус. В зависимости от устава организации действительный член может быть физическим или юридическим лицом.
Адъю́нкт (от лат. adjunctus «присоединённый») — должность или звание помощника или заместителя в различных областях.
Со́росовский профе́ссор — лауреат премии Фонда Сороса, Международной соросовской программы образования в области точных наук (англ. International Soros Science Education Program, ISSEP). Лауреату ежемесячно в течение одного года выплачивалась денежная премия.
Высшая математика — курс обучения в средних и высших учебных заведениях, включающий высшую алгебру и математический анализ.
Заведующий лабораторией — руководитель научно-исследовательской лаборатории или учебно-научной лаборатории в научно-исследовательском институте или высшем учебном заведении, как правило, доктор наук или кандидат наук и имеющий опубликованные (изданные) научные труды, а также опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет.Обычно заведующие лабораториями являются также членами Учёного (научно-технического) совета учреждения.
История государства и права — историко-правовая наука, изучающая и выявляющая исторические закономерности развития системы государства и права. Предмет — изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, госорганов, институтов конкретных государств и народов в определённый период. История отечественного государства и права является политико-юридической, а не просто общеисторической дисциплиной. Как историко-правовая наука она позволяет создать основу теоретических и практических...
Моногра́фия (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.
Экономическая кибернетика — одно из научных направлений кибернетики, которое занимается приложением идей и методов кибернетики к экономическим системам. В расширенном смысле под экономической кибернетикой понимают область науки, возникшую на стыке математики и кибернетики с экономикой, включая математическое программирование, исследование операций, экономико-математические модели, эконометрику и математическую экономику. Экономическая кибернетика рассматривает экономику, а также её структурные и...
Нау́чный коммуни́зм — одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией, дающая наиболее прямое, непосредственное, социально-политическое обоснование исторической миссии рабочего класса, условий и путей её осуществления; наука об общих социально-политических закономерностях, путях, формах и методах коммунистического преобразования общества.
Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая магистрантом после окончания магистратуры.
До́ктор филосо́фии (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится , в Оксфордском университете Doctor of Philosophy, D.Phil., DPhil, произносится ) — учёная степень, присуждаемая в некоторых странах Запада, а также в Казахстане и Украине. В США существующая в некоторых университетах степень доктора наук (Sc.D. = лат. Scientiae Doctor англ. Doctor of Science) также считается равной Ph.D.Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis).
Приглашённый профе́ссор (англ. visiting professor) — профессор, приглашённый для временной преподавательской или исследовательской работы в неосновном для него учебном заведении.
А́льма-ма́тер (лат. alma mater — букв. «кормящая мать» или «мать-кормилица») — старинное неформальное название учебных заведений (университетов), которые изначально давали в основном теологическое и философское образование, как организаций, питающих духовно. В современной лексике образно означает учебное заведение, в котором человек получал или получает образование; для профессиональных учёных — место их наибольшей занятости. Употребляется то в ласкательном, то в шутливом смысле.
Дире́ктор (от лат. dirigere, directum — от di и regere — «управлять», мн. ч. — директора́; устар. жен. — директриса) — управляющий, руководитель, начальник компании, предприятия или учебного заведения.
Политическая история — межотраслевая дисциплина на стыке истории и политологии, изучающая историю политических теорий и институтов, политических событий и их взаимосвязи в историческом аспекте. Любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
Педаго́гика (др.-греч. παιδαγωγική «искусство воспитания» от παῖς «ребёнок» → παιδος «подросток» + ἄγω «веду») — наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте.
Заслуженный — почётное звание, которое присваивалось в Российской империи ординарным и экстраординарным профессорам высших учебных заведений — университетов, институтов, академий — и было сопряжено с преимуществами по отношению к пенсиям. Звание Заслуженного профессора давало преподавателю право сохранить выслуженную им пенсию в полном размере сверх жалованья при службе вне университета, академии или института.
Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia «правоведение» от jūs род. п. jūris «право» + prūdentia «предвидение, знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.
Заочное обучение — форма учёбы, которая сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно-экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).
Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (сокр. ПФИЦ УрО РАН).
Институт научного атеизма — научно-исследовательская организация, основанная в 1964 году в Москве для координации научной работы по атеизму, проводимой научно-исследовательскими институтами Академии Наук СССР, высшими учебными заведениями и учреждениями министерства культуры СССР.
До́ктор (лат. doctor, «учитель») — высшая учёная степень. Появилась в средневековых европейских университетах, где являлась единственным обязательным условием получения профессуры.
Прикладна́я матема́тика — область математики, рассматривающая применение математических методов, алгоритмов в других областях науки и техники. Примерами такого применения будут: численные методы, математическая физика, линейное программирование, оптимизация и исследование операций, моделирование сплошных сред (Механика сплошных сред), биоматематика и биоинформатика, теория информации, теория игр, теория вероятностей и статистика, финансовая математика и актуарные расчёты, криптография, а следовательно...
Упоминания в литературе (продолжение)
После окончания в 1956 г. Вятско-Полянской средней школы № 1 Кировской области поступил на юридический факультет Казанского государственного университета. В декабре 1960 г. направлен на преподавательскую работу в Елабужскую специальную школу МВД СССР. В 1969 г. становится аспирантом кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского государственного университета и в 1971 г. защищает в Московском государственном университете диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по проблемам возмещения материального ущерба в уголовном процессе. С 1971 по 1985 г. работает ассистентом, старшим преподавателем,
доцентом кафедры уголовного процесса и криминалистики Казанского государственного университета.
В данной работе представлены результаты, полученные в рамках реализации научно-исследовательской работы по государственному контракту № 1120-1 от 14.06.2011 г. «Разработка организационно-функциональной модели профориентационной работы с учетом образовательного и профессионально-производственного потенциала РС (Я)» Издательский центр «Академия» (руководитель С. Н. Чистякова, д.п.н., профессор, член-корреспондент РАО, секретарь отделения профессионального образования РАО), в состав основных исполнителей входили А. В. Мордовская, д.п. н, профессор кафедры педагогики и С. В. Панина, к.п. н,
доцент кафедры педагогики ПИ СВФУ.
Одним из критериев оценки уровня профессиональной компетенции педагогических работников вузов как педагогических работников являются образование, ученое звание и ученая степень, наличие которых подтверждается соответственно дипломом об образовании, аттестатом
доцента или профессора, дипломом кандидата или доктора наук.
Несмотря на эти сложности, костяк кафедр академии, в том числе кафедры хозяйственного права, сохранился. Кафедра развивалась, в ее кадровой политике был взят курс на подготовку преподавательского состава за счет аспирантов. Претенденты отбирались в аспирантуру с перспективой последующей преподавательской работы именно в составе нашей кафедры. Ученики В. С. Мартемьянова и ученики его бывших аспирантов достойно продолжают дело Валентина Семеновича. Так, доктор юридических наук, профессор, нынешняя заведующая кафедрой Инна Владимировна Ершова была его аспиранткой. Свою научную карьеру начинала на кафедре хозяйственного права доктор юридических наук, профессор Людмила Георгиевна Ефимова. Закончили докторантуру, аспирантуру академии и работают на кафедре доктор юридических наук Рашат Афатович Курбанов, кандидаты юридических наук,
доценты и преподаватели: Диана Геннадьевна Алексеева, Екатерина Евгеньевна Енькова, Евгений Николаевич Ефименко, Алексей Геннадьевич Коршунов, Василий Андреевич Лаптев, Сергей Валентинович Пыхтин, Ольга Станиславовна Соболь, Элла Николаевна Толмачева, Елена Георгиевна Хоменко.
Авторы благодарны рецензентам – членам цикловой комиссии юридических дисциплин Гомельского государственного аграрно-экономического колледжа (председатель комиссии Т.В. Шустова) и заведующему кафедрой уголовного права и процесса кандидату юридических наук,
доценту С.Л. Емельянову, замечания и рекомендации которых способствовали улучшению рукописи пособия.
Иван Павлович Артюхов родился 20 января 1959 года в с. Романовка Нижнеингашского района Красноярского края. Закончил с отличием педиатрический факультет Красноярского медицинского института в 1982 году. По окончании был зачислен в клиническую ординатуру на кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения. В 1984 г. после окончания ординатуры был избран ассистентом этой же кафедры. В 1987 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук на тему «Медико-демографические процессы в восточной Сибири (по материалам Красноярского края)». В 1989 г. избран на должность
доцента кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения. В 1994 г. переведён на должность доцента на вновь созданную кафедру медицинского страхования, менеджмента и маркетинга. В 1997 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблемы состояния здоровья и организации медицинской помощи мигрирующему населению», после чего был избран на должность профессора кафедры медицинского страхования, менеджмента и маркетинга, где и работает по настоящее время.
Сергей МАРКОВ – директор Института политических исследований (Москва), исполнительный директор Ассоциации центров политического консультирования, главный редактор иностранной редакции интернет-издания «Страна. Ru»,
доцент философского факультета Московского государственного университета имени Михаила Ломоносова, кандидат политических наук. Преподавательская практика – курс политологии в Московском институте радиоэлектроники и автоматики и Московском институте социальных и политических наук; стажировка – Университет Висконсин, Мэдисон. Сотрудничал с Московским центром Карнеги, являлся консультантом Совета Безопасности при Президенте Российской Федерации.
5. Егорова Мария Александровна – доктор юридических наук,
доцент , заместитель заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» – гл. 1 (за исключением ч. 2.5 и 2.6 § 2); § 1 гл. 3 (1.14 и 1.15 совместно с С.Д. Могилевским); § 3 гл. 3; § 4 гл. 3 (за исключением ч. 4.1.1.); § 1–3 гл. 5.
Истомина Елена Александровна – кандидат юридических наук,
доцент , доцент кафедры социального права Уральского института управления ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» – параграф 12.5, 12.6 главы 12; параграф 12.3 главы 12 совместно с Ю. В. Иванчиной;
Истомина Елена Александровна – кандидат юридических наук,
доцент , доцент кафедры социального права Уральского института управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» – параграф 12.5, 12.6 главы 12; параграф 12.3 главы 12 совместно с Ю. В. Иванчиной;
Преподаватели – профессора (ординарные и экстраординарные),
доценты и приват-доценты – избирались советом университета и утверждались министром просвещения и попечителем учебного округа. Все они были должностными лицами государственных образовательных учреждений. За слушание лекций, внесение в список студентов и экзамены студенты вносили плату (50, 40, 25, 1 руб.) в пользу университета и преподавателей.
М. М. Панфилов (1897–1963) родился в г. Темникове в Мордовии, в семье служащего. В 1924 г. он поступил и в 1929 г. закончил электротехнический факультет МВТУ, все годы совмещая учебу с работой. После окончания вуза был оставлен в аспирантуре. С 1928 г. руководил производственной практикой студентов, с сентября 1928 г. в течение года также занимал должность замдекана электрофака МВТУ, заведовал специальностью по электрооборудованию промышленных предприятий. В 1930–1932 гг. М. М. Панфилов – заместитель директора Управления кадрами Всесоюзного электрообъединения и заведующий отделом техникумов и рабфаков. Затем новые назначения: НКПС (Наркомат путей сообщения) – заместитель начальника Центрального управления подготовки кадров, начальник отдела вузов и рабфаков Наркомпути, заместитель председателя Квалификационной комиссии по присвоению ученых званий. В 1932 г. решением Квалификационной комиссии НКПС М. М. Панфилов утвержден в ученом звании
доцента на кафедре «Электротехника». В августе 1935 г. по личной просьбе М. М. Панфилов направлен в Ленинград заместителем начальника института – начальником учебной части ЛИИЖТа, в сентябре 1936 г. назначен начальником института, где под его руководством были созданы новые кабинеты и лаборатории, среди которых электротяговая, электрических машин, токов высоких напряжений, электросварки, автоматических тормозов подвижного состава, проводной связи, сигнализации, централизации и блокировки, радиотехники и др. Значительно расширилась Механическая лаборатория им. профессора Н. А. Белелюбского, были организованы новые отделения: каменных материалов, рентгенографическое, металлографическое, фотоупругости, экспериментальных методов напряжений. Цементное отделение пополнилось аппаратурой для испытаний бетона. Все остальные отделения лаборатории получили ряд новых машин и установок для статических и динамических испытаний материалов и конструкций.
В апреле 2013 г. в Филиале МГУ им. М. В. Ломоносова в Севастополе в рамках конференции «Ломоносов-2013» были проведены круглые столы на темы «Трудности и перспективы реализации трудового потенциала выпускников вузов на рынке труда г. Севастополе» и «Планирование и формирование трудовой карьеры в современных условиях» (модератор
доцент кафедры экономики филиала МГУ в г. Севастополе И. Н. Кулинич).
Правительственными наградами за успешное выполнение ответственных оборонных заданий и личное мужество были отмечены ученые и других вузов города. Так, орденом Трудового Красного Знамени наградили профессора Лесотехнической академии В. И. Шаркова, профессора Химико-технологического института им. Ленсовета М. С. Максименко, профессора Горного института А. Н. Кузнецова, профессора Политехнического института В. М. Андреева; орденами «Знак почета» –
доцентов Химико-технологического института В. С. Козлова и А. И. Феклистова. Общее число, только по одному лишь институту Инженеров железнодорожного транспорта, удостоенных в годы войны орденами и медалями Советского Союза составило 842 человека[51].
Данная публикация состоялась после обсуждения и одобрения научно-педагогическим составом кафедры Зарубежного регионоведения ИСПН УрФУ (протокол от 14 июня 2016 г.). Автор выражает благодарность главному научному сотруднику Института философии и права УРО РАН доктору политических наук С. В. Мошкину и
доценту кафедры истории России ИГНИ УрФУ кандидату исторических наук Ю. В. Величко за представленные ими рецензии.
Выражаем благодарность за участие в научном редактировании Марии Твердохлебовой, кандидату экономических наук,
доценту кафедры маркетинга, заместителю директора Учебно-научного центра по переподготовке и повышению квалификации РВШ ФДПО РЭУ им. Г. В. Плеханова
Лужняк Руслан Владимирович,
доцент кафедры управления повседневной деятельностью и общей тактики Военно-космической академии, кандидат военных наук;
Склярова Елена Константиновна – кандидат исторических наук,
доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета (РостГМУ). Родилась в городе Ростове-на-Дону. Окончила исторический факультет Ростовского государственного университета (ЮФУ). Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Становление системы здравоохранения Великобритании». Автор ряда научных статей и монографий: «Международные аспекты и социомедицинские последствия Отечественной войны 1812 года», «Лондон в системе управления здравоохранением Великобритании», «История медицины: новые методы преподавания и приоритеты научных исследований в XXI веке», «Доктор Саутвуд Смит», «Урбанизация, социальная реформа и здравоохранение Великобритании», «Проблемы финансирования социомедицинских реформ Великобритании», «Бентамизм и формирование социомедицинских идей общественного развития Великобритании», «Урбанизация и зубоврачевание в викторианском Лондоне», «Эдвин Чедвик – создатель системы общественного здравоохранения. Подарок России или Великобритании?» и др. В сферу научных интересов входят проблемы истории России и Великобритании, истории медицины, социальной политики и здравоохранения.
Отдельные темы и параграфы подготовили: кандидат юридических наук,
доцент , заместитель министра юстиции Республики Беларусь А.Н. Бодак (тема 4 § 4.10, 4.11); кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета А.М. Боголейко (тема 1 § 1.18-1.23; тема 2 § 2.5–2.22, 2.25-2.28; тема 3 § 3.4–3.7, 3.9, 3.10; тема 4 § 4.2–4.9; тема 6); доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета Белорусского государственного университета Г.А. Василевич (тема 2 § 2.2–2.4, 2.23, 2.24; тема 3 § 3.2, 3.3, 3.8; тема 5; тема 7); кандидат юридических наук, доцент заместитель руководителя Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, начальник отдела исследований в области государственного строительства и международного права Т.Н. Михалёва (тема 1 § 1.11-1.16); кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, руководитель Института правовых исследований С.М. Сивец (предисловие; тема 1 § 1.2–1.10, 1.17, 1.24-1.28).
Выражаю признательность не только своим коллегам по кафедре теории и истории социологии, постоянно делившимся опытом научного руководства письменными работами студентов, но и рецензентам: доктору философских наук профессору В. Н. Келасьеву (СПбГУ) и кандидату философских наук,
доценту , заведующему кафедрой философии и социологии Санкт-Петербургского государственного института культуры А. Е. Хренову, внимательно прочитавшим рукопись и высказавшим советы по ее улучшению. Особую признательность выражаю доктору социологических наук, профессору Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена М. Б. Глотову за многократное обсуждение рукописи с автором, многочисленные советы и предложения по ее доработке, которые были с благодарностью приняты.
Сидоренко Юлия Андреевна – кандидат медицинских наук,
доцент кафедры гигиены РостГМУ. Директор центра довузовского образования РостГМУ, Отличник здравоохранения РФ. В 1979 – 1985 гг. обучалась в Ростовском государственном медицинском институте, который окончила с красным дипломом. В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию по актуальной теме – нормирование труда подростков.
Рецензенты: М. Н. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, член-корреспондент Международной славянской академии наук, образования, культуры и искусства; И. В. Елисеев, кандидат юридических наук,
доцент ; А. Г. Лисицын-Светланов, заместитель директора Института государства и права РАН, доктор юридических наук; В. М. Шумилов, заведующий кафедрой публичного права Всероссийской академии внешней торговли, доктор юридических наук.
Вопросы юридической (судебной) этики стали предметом пристального внимания ученых юристов в конце 60-х – начале 70-х гг. прошлого века, в период интенсивного исследования в области судебной психологии, так как психология и этика – науки взаимосвязанные[1]. Первые попытки комплексного рассмотрения вопросов юридической этики были предприняты учеными юридического факультета Воронежского госуниверси-тета профессорами Г Ф. Горским, Л.Д. Кокоревым и Д.П. Котовым, издавшим в 1973 г. монографию «Судебная этика» (некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса) с обширной библиографией по рассматриваемой проблеме[2]. В 1974 г. институт государства и права АН СССР издал под редакцией члена-корреспондента АН СССР МС Строговича коллективную монографию «Проблемы судебной этики». Книга посвящена малоисследованной в юридической литературе проблеме – применению и преломлению общих норм нравственности в деятельности суда, прокуратуры, органов следствия и адвокатуры[3]. После этих двух изданий наступило тридцатилетнее «затишье» в исследованиях по судебной этике. И только в 1999 г. издательская группа НОРМА-Инфарм выпустила учебник для вузов «Юридическая этика» профессора А. С. Кобликова, в котором впервые в систематизированном виде исследованы основные понятия и категории юридической этики как вида профессиональной этики[4]. В нашей республике издано учебное пособие
доцента П.Г. Мартысюка «Правовая этика»[5] и практическое пособие Л.Г. Максимова и 77.77. Максимовой «Профессиональная этика юриста»[6]. В первом пособии изложены основные нравственные принципы применительно к профессиональной деятельности юриста, а во втором авторы изложили правила профессиональной этики судьи, прокурора, следователя и адвоката.
Николай Владимирович Ершов,
доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат исторических наук, доцент (главы 1, 2, параграф 3.2, главы 5–7);
После увольнения из рядов Вооруженных Сил (2004 г.) и по настоящее время –
доцент кафедры автоматизированного управления РВиА Михайловской военной артиллерийской академии. В составе авторских коллективов и лично занимается исследованием проблем управления РВиА. Автор (соавтор) более 120 печатных научных трудов, учебных пособий, статей в периодической печати, журналах Министерства Обороны. Автор-составитель книги «Управление войсками». Автор книг: «Маршал Варенцов. Путь к вершинам славы и долгое забвение. 1901–1971»; «Великие артиллеристы России. 100 знаменитых имен Отечественной артиллерии». Один из авторов книг: «Одесское артиллерийское. 1913–2013. Исторический очерк» и «Генерал Пядусов».
Пресняков Михаил Вячеславович, кандидат философских наук,
доцент , доцент кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина – ст. 8, 9, 12 (в соавторстве с Чанновым С.Е.);
Заместитель декана юридического факультета им. М. М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права, доктор юридических наук,
доцент
Рецензенты:
доцент кафедры физического воспитания и спорта учреждения образования «Белорусский государственный университет» кандидат технических наук В.И. Ярмолинский;