Связанные понятия
Акаде́мик — член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных — академии наук.
Член-корреспонде́нт — член организации учёных — академии наук. В сравнении с академиком является младшей ступенью членства. Первоначально статус «член-корреспондент» получали учёные, которые могли принимать участие в работе Академии наук (в основном по переписке), не пользуясь привилегиями действительных членов.
Профе́ссор (от лат. professor — преподаватель) — учёное звание и должность преподавателя или научного сотрудника.Официальный статус с XVI века (впервые в Оксфордском университете).
Со́росовский профе́ссор — лауреат премии Фонда Сороса, Международной соросовской программы образования в области точных наук (англ. International Soros Science Education Program, ISSEP). Лауреату ежемесячно в течение одного года выплачивалась денежная премия.
Учёный совет — постоянно действующий выборный представительный орган образовательной организации высшего образования (ООВО). Аналогичный орган существует в научно-исследовательских учреждениях, в частности, в институтах Российской академии наук. Возможно формирование подобного органа в подразделениях вузов и НИИ, то есть на уровне факультета или научного отделения.
Упоминания в литературе
Цели, задачи и организационная структура общества определялись его уставом. Согласно уставу, “психологическое общество, состоящее при Императорском Московском университете имеет целью разработку психологии в ее составе, приложениях и истории и распространении психологических знаний в России”. Общество состояло из членов: почетных (лица, отличившиеся в науке или “принесшие существенную пользу успехам общества”), действительных (составляли большую часть общества), соревнователей (ими могли быть лица, “желающие споспешествовать цели общества своими материальными средствами”), корреспондентов (всех, кто заявил “желание сообщать различные сведения психологического интереса”). В разные годы почетными членами были: М. М. Троицкий, Вл. Соловьев, И. М. Сеченов, Б. Н. Чичерин, Л. Н. Толстой и др., а также иностранные ученые: А. Бэн, В. Вундт, Э. фон Гартман, Э. Дюбуа-Реймон, Т. Рибо, Г. Гельмгольц. В соответствии с уставом почетные и
действительные члены имели право на получение бесплатно всех изданий общества.
Выражаю благодарность протоирею Сергею Миронову и за творческую поддержку Марии Григорьевне Виноградовой,
действительному члену Русского Географического общества и Международного клуба ученых, доктору наук и техники, академику Международной академии
С 1982 по 2002 год занимается научно-исследовательской деятельностью, которая проводится на базе Краснодарского военного училища ВВКИУ РВ МО. Научно-исследовательская деятельность А.А. Кадочникова была высоко оценена не только Министерством обороны, но и научным сообществом. С 1998 года А.А. Кадочников –
действительный член Академии наук о Земле, с 1999 года – академик Академии естественных наук Российской Федерации по проблемам антропофеноменологии. Отмечен рядом правительственных наград, в том числе – Орденом Почета за заслуги перед Отечеством. По прикладным аспектам своих научных исследований в области рукопашного боя и специально-прикладных навыков проводил семинары для высшего руководства Министерства безопасности РФ и различных силовых структур. Внес большой вклад в разработку теории безопасности и жизнедеятельности человека. С 1962 года обучил и воспитал тысячи воинов-патриотов России. Сын Аркадий, молодой офицер, с честью продолжает дело отца. Многочисленные ученики А.А.Кадочникова внедряют в жизнь по всей России основополагающий принцип, которым он руководствуется всю свою жизнь, – «Защита и служение Родине – России».
В настоящее время занимает должность советника первого заместителя председателя совета директоров банка.
Действительный член Международной академии астронавтики, академик Российской академии астронавтики. Автор более десяти научных трудов и четырех изобретений, а также ряда книг, среди которых «Пешеход космоса», «Солнечный ветер», «Выхожу в открытый космос» и др. Президент Международного фонда поддержки космонавтики. Занимается благотворительностью (программа «Линия жизни» – помощь детям с кардиозаболеваниями). Увлекается живописью, написал около двухсот картин, член Союза художников России, с 2004 года почетный член Российской академии художеств. Часто выступает в СМИ, много внимания уделяет молодежи;
Система научно-исследовательских организаций и обществ, связанных, в том числе, с правовой наукой, в досоветский период только формировалась. Относительно длительную историю имели Императорская Петербургская академия наук, Вольное экономическое общество и Русское географическое общество. В третьей четверти XIX в. при университетах (первоначально при Петербургском, Московском и Казанском) и юридических вузах начали создаваться юридические общества.
Действительные члены этих обществ активно занимались научно-исследовательской работой, а сами общества регулярно издавали журналы и труды.
Связанные понятия (продолжение)
Дека́н (от греч. δέκα — десять; буквально — десятник) — глава факультета в образовательном учреждении высшего образования; непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете.
До́ктор нау́к — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, Российской Федерации, а также в ряде стран СНГ и в некоторых бывших социалистических странах.
Академия наук — категория научного общества, которая по характеру своей деятельности является крупным научным центром, в рамках которого осуществляются планирование, организация и координирование деятельности научного сообщества. Первые научные академии возникли в Европе в XVII веке. Современные национальные научные академии во многих странах мира (например, США, Англия, Италия, Китай, Франция и др.) организованы по принципу научных ассоциаций, клубов, союзов.
Учёное зва́ние — ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры.
Диссертацио́нный сове́т (также диссовет, или совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, или иногда специализированный учёный совет) — орган, создающийся при некоторых научных организациях и вузах, служащий для рассмотрения и защиты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.
Ре́ктор (от лат. rector — правитель, руководитель) — руководитель высшего учебного заведения.
Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.
Проре́ктор — заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза; профессор, заместитель ректора и его помощник, в средних учебных заведениях — преподаватель, следующий за ректором по старшинству.
Кандида́т нау́к — учёная степень первой из двух (ниже доктора наук) послевузовских ступеней в Российской Федерации, ряде стран СНГ и в СССР. Соответствует степени доктора философии в западных странах:п. 262. Позволяет претендовать на звание доцента. Соискание данной степени предполагает подготовку и написание диссертации, обобщающей результаты исследовательской деятельности учёного в течение нескольких лет.
Нау́чный сотру́дник — общее наименование ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в вузах, но не являющихся руководителями структурных подразделений, а также одна из конкретных должностей таких учёных в Российской Федерации.
Доце́нт (от лат. docere «обучать») — учёное звание преподавателей высших учебных заведений (реже — сотрудников научных учреждений), выполняющих функцию университетских лекторов или другую педагогическую работу сопоставимого уровня; также наименование должности в высших учебных заведениях. На начало 2016/2017 учебного года в вузах и научно-образовательных организациях РФ работало 94,6 тыс. сотрудников со званием доцента. И в России, и за рубежом доценты ранжированы выше начинающих преподавателей (ассистентов...
Ка́федра (греч. καθέδρα букв. «сиденье») — основная структурная единица факультета в высшем учебном заведении, осуществляющая подготовку слушателей, студентов и курсантов в рамках определённой специализации.
Обще́ственная акаде́мия нау́к — разновидность академий наук, представляющая собой объединение научных работников, которое создано на добровольной основе независимо от государственных органов. Данная категория общественных объединений в России предусмотрена Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Учёный секрета́рь — лицо, ответственное за планирование и контроль проведения НИР и текущих мероприятий (конференций, совещаний, аттестаций работников), подготовку сводных отчётов, а также за регламент и ведение документации учёных или диссертационных советов в исследовательских, просветительских или образовательных учреждениях. Полнота охвата и относительный вес упомянутых обязанностей зависят от конкретной ситуации.
Заве́дующий ка́федрой — руководитель кафедры в высших учебных заведениях, как правило, профессор, доктор наук.
Приглашённый профе́ссор (англ. visiting professor) — профессор, приглашённый для временной преподавательской или исследовательской работы в неосновном для него учебном заведении.
До́ктор (лат. doctor, «учитель») — высшая учёная степень. Появилась в средневековых европейских университетах, где являлась единственным обязательным условием получения профессуры.
Политическая история — межотраслевая дисциплина на стыке истории и политологии, изучающая историю политических теорий и институтов, политических событий и их взаимосвязи в историческом аспекте. Любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.
Моногра́фия (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
А́льма-ма́тер (лат. alma mater — букв. «кормящая мать» или «мать-кормилица») — старинное неформальное название учебных заведений (университетов), которые изначально давали в основном теологическое и философское образование, как организаций, питающих духовно. В современной лексике образно означает учебное заведение, в котором человек получал или получает образование; для профессиональных учёных — место их наибольшей занятости. Употребляется то в ласкательном, то в шутливом смысле.
Американистика , англ. American studies — совокупность дисциплин, направленных на изучение США (иногда также Канады, чаще канадоведение выделяется в отдельную дисциплину). В Российской Федерации ведущим НИИ, занимающимся американистикой, является Институт США и Канады Российской Академии Наук.
Научная школа — оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. Формирование научной школы происходит под влиянием лидера, эрудиция, круг интересов и стиль работы которого имеют определяющее значение для привлечения новых сотрудников. Отношения внутри такого научного коллектива способствуют обмену информации на уровне идей (а не конечных результатов исследований), что значительно повышает эффективность творческой научной работы.
Высшая математика — курс обучения в средних и высших учебных заведениях, включающий высшую алгебру и математический анализ.
История государства и права — историко-правовая наука, изучающая и выявляющая исторические закономерности развития системы государства и права. Предмет — изучение возникновения, развития и смены типов и форм государства и права, госорганов, институтов конкретных государств и народов в определённый период. История отечественного государства и права является политико-юридической, а не просто общеисторической дисциплиной. Как историко-правовая наука она позволяет создать основу теоретических и практических...
Национальная инженерная академия США (U.S. National Academy of Engineering, NAE) — американская независимая научная организация в числе Национальных академий наук, инженерии и медицины (National Academies of Sciences, Engineering, and Medicine), представляющих национальную научную академию в США. Основана в 1964 году. Консультирует правительство США. Насчитывает более 2 тыс. членов. Головной офис находится в Вашингтоне. Возглавляет академию президент C. Daniel Mote Jr.
Технические науки (син. инженерные науки) — науки в области естествознания, изучающие явления, важные для создания и развития техники. Деятельность учёных технических наук осуществляется в рамках научно-технической деятельности и носит преимущественно прикладной характер.
Прикладна́я матема́тика — область математики, рассматривающая применение математических методов, алгоритмов в других областях науки и техники. Примерами такого применения будут: численные методы, математическая физика, линейное программирование, оптимизация и исследование операций, моделирование сплошных сред (Механика сплошных сред), биоматематика и биоинформатика, теория информации, теория игр, теория вероятностей и статистика, финансовая математика и актуарные расчёты, криптография, а следовательно...
Преподаватель — педагог, который занимается преподаванием чего-либо (обычно в среднем специальном или высшем учебном заведении). Например, преподаватель физики.
Академия наук Республики Татарстан (сокр. АН РТ) — высшее государственное научное учреждение Республики Татарстан. Учреждена указом Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева № УП-138 от 30 сентября 1991 года «в целях обеспечения высокого уровня развития фундаментальных наук в республике, усиления их роли в решении актуальных проблем материальной и духовной культуры, народного хозяйства, координация научно-исследовательских работ, ведущихся в академических, отраслевых институтах и вузах». АН...
Учебно-методическое объединение образовательных организаций (УМО) — государственно-общественная организация, созданная в системе образования в целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования.
Эмери́т (читается: ; от лат. emeritus «заслуженный, отслуживший, старый») — обозначение для профессоров, преподавателей высшей школы, а также для католических и протестантских (реже православных) священников, которые в связи с преклонным возрастом освобождены от ряда своих ежедневных служебных обязанностей. В научно-образовательной сфере России данный термин не используется.
Международный биографический центр (англ. IBC — International Biographical Centre) — издательство принадлежащее Melrose Press Ltd, специализируется на издании биографических книг, энциклопедических справочников персоналий и прочих изданий в жанре «vanity press». Расположен в Кембридже (Великобритания). Правительство Западной Австралии охарактеризовало деятельность этого центра как мошенничество (scam).
Ассистент (от лат. assistens — помогающий) — начальная преподавательская должность в вузах. Соответствует должности дореволюционной России адъюнкт-профессор (ассистент-профессор). Часто эта должность совмещается с учёбой в аспирантуре. При меньшей оплате они должны проводить больше часов занятий по сравнению с доцентами и профессорами.
Заслуженный — почётное звание, которое присваивалось в Российской империи ординарным и экстраординарным профессорам высших учебных заведений — университетов, институтов, академий — и было сопряжено с преимуществами по отношению к пенсиям. Звание Заслуженного профессора давало преподавателю право сохранить выслуженную им пенсию в полном размере сверх жалованья при службе вне университета, академии или института.
Музееве́дение или музеоло́гия — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.
Редакционная коллегия (Аббр. редколлегия) — совещательный орган, принимающий решения в каком-либо издании, газете и т. п. Группа редакторов большинства печатных изданий и cредств массовой информации, список должностных лиц, составляющих коллегиальный орган управления в редакции.
До́ктор филосо́фии (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится , в Оксфордском университете Doctor of Philosophy, D.Phil., DPhil, произносится ) — учёная степень, присуждаемая в некоторых странах Запада, а также в Казахстане и Украине. В США существующая в некоторых университетах степень доктора наук (Sc.D. = лат. Scientiae Doctor англ. Doctor of Science) также считается равной Ph.D.Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis).
Диссерта́ция (от лат. dissertatio — исследование, сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра.
Факульте́т (нем. Fakultät, от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
История науки — развитие разнообразных наук или история современного научного мировоззрения: картина исторического развития научных учений, фактов и явлений фиксируемых наукой, методологий, представлений, мировоззрений, процессов и проблем, влияние которых может быть прослежено во времени.
Ирландская королевская академия (англ. Royal Irish Academy, общепринятое сокращение — RIA, ирл. Acadamh Ríoga na hÉireann) — общеирландская независимая академическая организация, целью которой является поощрение исследований и прогресса в точных, гуманитарных и общественных науках. Ирландская королевская академия является одним из крупнейших научных обществ и культурных учреждений Ирландии. На данный момент в ней — 404 избранных члена. Академия была учреждена в 1785 году, в 1786 получила королевскую...
h-и́ндекс, или и́ндекс Хи́рша — наукометрический показатель, предложенный в 2005 году аргентино-американским физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета в Сан-Диего первоначально для оценки научной продуктивности физиков. Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности учёного, группы учёных, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.
Библиотекове́дение — научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.
Дипло́мная рабо́та (Дипло́мный прое́кт) — один из видов выпускной квалификационной работы — самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Упоминания в литературе (продолжение)
Г. Е. Миронов –
действительный член двенадцати российских, зарубежных и международных академий, первый Вице-Президент Академии изучения проблем национальной безопасности. Он член Союза писателей, Союза журналистов, Союза художников, Ассоциации искусствоведов, Международный объединенный биографический центр включил статью о Георгии Миронове в сборник «Кто есть кто в современном мире» (М., 2000. С. 347–349).
А. Ю. Пиджакова отличают увлеченность, многонаправленность научных изысканий. С 1990 г. он активно исследует проблемы социальной экологии, опубликовав около 20 статей и 3 монографии. Одна из них – «Мир экологии: Словарь-справочник» (1997), написанный совместно с профессором, доктором исторических наук В. В. Соколовым, находится в библиотеке Конгресса США. Результатом этих исследований явилась успешная защита в 1996 г. в Северо-Западной академии государственной службы докторской диссертации «Экологическая политика СССР (середина 60-х – начало 90-х гг.)». Исследование получило положительные отзывы многих ученых, среди них известного эколога, Председателя Российского Географического общества, профессора, доктора географических наук. С. Б. Лаврова. В 1996 г. А. Ю. Пиджакову присваивается степень доктора исторических наук. В том же году его принимают
действительным членом (академиком) в Международную академию наук экологии и безопасности жизнедеятельности.
Один из инициаторов создания Института белорусской культуры (Инбелкульт). В дальнейшем – активный сторонник создания на его базе Белорусской АН. После реорганизации Инбелкульта был избран его
действительным членом (1925). Входил в состав Научного совета (с 1927 г. – Академического совета) Инбелкульта. Являлся председателем историко-археологической секции, а также членом постоянной историко-археологической комиссии. Под его руководством члены секции в 1925–1927 гг. изучали национальную историю, вели библиографическую работу, приступили к составлению историко-археологической карты Беларуси, разрабатывали историческую терминологию, готовили к изданию хрестоматию по истории Беларуси. Исследовалась «Литовская метрика», делалась попытка возвратить ценные белорусские архивные коллекции в БССР.
28 марта 2002 года на основании Устава Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) В. Г. Павлов избран ее
действительным членом (академиком). За большие заслуги в научно-педагогической деятельности по подготовке и воспитанию научных и высококвалифицированных юристов, в деле укрепления законности и правопорядка, а также развития юридической науки В. Г. Павлову 17 января 2005 года Указом Президента РФ присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». 29 апреля 2010 года решением Президиума МАНЭБ он был награжден медалью имени М. В. Ломоносова.
Сегодня М. С. Норбеков – доктор психологии, доктор педагогики, доктор философии в медицине, профессор,
действительный член и член-корреспондент ряда российских и зарубежных академий, автор многих запатентованных изобретений и открытий в науке. Впрочем, все эти звания сам он называет «собачьими регалиями», потому что не ради признания он работает.
Сегодня М.С. Норбеков – доктор психологии, доктор педагогики, доктор философии в медицине, профессор,
действительный член и член-корреспондент ряда российских и зарубежных академий, автор многих запатентованных изобретений и открытий в науке. Впрочем, все эти звания сам он называет «собачьими регалиями», потому что не ради признания он работает.
Кроме того, 17 человек стали
действительными членами Общества психоаналитической психотерапии (ОПП), созданного в Москве и являющегося действительным коллективным членом Европейской федерации психоаналитической психотерапии (ЕФПП). Семеро из них имеют двойное членство – в МПА и в ОПП-ЕФПП.
В.Н. Иванов является автором 11-ти поэтических сборников. Член союза писателей России, член Президиума МГО СПР.
Действительный член Академии литературы, сопредседатель Совета по культуре, образованию, науке и публицистике при МГО СПР.
С 1977 по 1980 год работал ассистентом кафедры общей хирургии, в 1980 году был избран доцентом, в 1997 году Ю.С. Виннику присвоено звание профессора, в 1995 году избран
действительным членом Нью-йоркской академии наук, в 1996 году – академиком Международной академии наук по экологии, безопасности человека и природы, в 2000 году – академиком Российской академии естественных наук и академиком Петровской академии наук и искусств.
По возвращении в Россию в 1906 году Ковалевский был избран профессором Петербургского университета, где работал в течение 10 лет (1906–1916). Он читал здесь и в Политехническом институте курс общего конституционного права, историю политических учений нового времени, курс о демократии и ее политической доктрине, на Бестужевских курсах – историю демократических доктрин, в Психоневрологическом институте – курс социологии. В 1906 году Ковалевский избирается от Харьковской губернии в первую государственную думу. С 1909 года Ковалевский становится издателем и редактором журнала «Вестник Европы», купленного им у М.М. Стасюлевича. Он являлся одним из основателей сравнительно малоизвестной Партии демократических реформ, просуществовавшей с конца 1905 до конца 1907 г., и издателем газеты «Страна», выходившей в 1906–1907 годах. В 1914 году Ковалевский стал
действительным членом Академии наук. Ковалевский был одним из основателей Московского психологического общества. Среди его основных трудов по социологии и политической истории – Современные социологи (1905), Социология (1910) и От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму (1906). Он был инициатором издания 5-томной антологии Родоначальники позитивизм, а (1910–1913). Умер Ковалевский 23 марта 1916 г.
А.П. Богданов был выдающимся педагогом. Он воспитал шеренгу российских биологов, на десятилетия определивших направления развития зоологической науки и образования в нашей стране. Среди непосредственных учеников А.П. Богданова шестеро стали
действительными членами Российской Академии наук (Д.Н. Анучин, Л.С. Берг, С.А. Зернов, Н.М. Кулагин, Н.В. Насонов и В.М. Шимкевич). Ученики А.П. Богданова – известнейшие профессора, впоследствии занимавшие университетские кафедры Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Варшавы и других городов (Н.Ю. Зограф, Г.А. Кожевников, А.А. Коротнев, С.С. Четвериков и др.).
Предлагаемый учебник написан авторами в логике разработанной коллективом преподавателей кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена учебной программы дисциплины «Педагогика» для студентов бакалавриата, состоящей из следующих курсов: «История педагогической мысли и образования», «Педагогика школы», «Решение профессиональных задач». Для курса истории педагогической мысли и образования уже создан учебник коллективом авторов – преподавателей кафедры под руководством
действительного члена РАО, доктора педагогических наук, профессора З. И. Васильевой[1]. Для изучения вопросов введения в педагогическую деятельность создано одноименное учебное пособие под руководством профессора кафедры педагогики А. С. Роботовой[2]. Предлагаемый учебник является следующей учебной книгой, необходимой для изучения дисциплины «Педагогика».
В 1987 году был избран членом-корреспондентом АН СССР, с 1994 года –
действительный член РАН.