В предлагаемом читателю издании освещаются вопросы регулирования труда работников высшей школы. Книга построена по отдельным разделам с учетом фактического нормативного материала, регулирующего различные аспекты трудовых отношений в вузах; получают развитие вопросы порядка приема на работу, изменения трудового договора, времени труда и отдыха, дисциплины труда и увольнения педагогических работников. Для удобства использования сведения, изложенные в справочнике, содержат необходимые ссылки на нормативные акты, а также руководящие и инструктивные разъяснения различных государственных органов. Книга снабжена необходимыми приложениями, представляющими собой схемы регулирования трудовых отношений в высшей школе, а также выдержками из основных нормативных актов трудового и образовательного законодательства. Для руководителей, юристов, работников кадровых служб вузов, а также всех тех, кто интересуется правовыми вопросами в сфере труда педагогических кадров.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Регулирование труда в высшем учебном заведении: Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Трудовой договор в системе высшей школы: основные правила
2.1. Понятие и содержание трудового договора
Трудовой договор является основой построения эффективных взаимоотношений в системе высшей школы, позволяет обеспечить баланс интересов преподавателя и администрации вуза. При регулировании трудовых отношений с педагогическими работниками вузов в полной мере используются общие правила о трудовом договоре, его содержании. Следует обратиться к соответствующим положениям Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, определяющее их взаимные права и обязанности.
Работодатель обязуется:
предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции;
обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением;
своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.
Работник обязуется:
лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Трудовые отношения работника образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом). Условия трудового договора (контракта) не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
Содержание трудового договора составляет характеристика условий трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем, в том числе трудовой функции работника.
В трудовом договоре обычно указывается следующее:
Фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор. Работодателем выступает образовательное учреждение в лице его руководителя (ректора, директора, института (филиала)). При этом в договоре отражается полное наименование юридического лица.
Для руководителей образовательных учреждений, по смыслу ст. 273 ТК РФ, работодателем является непосредственно учредитель (учредители) образовательного учреждения. В трудовых отношениях положение руководителя образовательного учреждения является двойственным: с одной стороны, он сам является работником, а с другой — он представитель работодателя.
Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о документах, удостоверяющих личность работника. Таким документом является паспорт, указываются паспортные данные (серия, номер, орган, выдавший документ, дата выдачи).
Идентификационный номер налогоплательщика (работодателя и работника).
Сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями. Указываются фамилия, имя и отчество, должность, учредительный документ (устав, положение), документ о полномочиях (приказ о назначении на должность, доверенность).
Место (область (край), город (село)) и дата заключения трудового договора.
Любой трудовой договор, в том числе и с работником высшего учебного заведения, включает в себя основные и не основные условия труда.
В первом случае речь идет о существенных условиях, по которым стороны трудового договора должны прийти к соглашению и отразить их в тексте. Во втором — дополнительных условиях, которые могут быть включены в договор по соглашению сторон и не обязательны. Между тем отсутствие каких-либо существенных условий не лишает такой трудовой договор действительности, т.е. не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения.
Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Существенными условиями трудового договора являются следующие:
Место работы. Включает в себя адрес образовательного учреждения, структурного подразделения (филиала), наименование факультета, кафедры.
Дата начала работы. При заключении срочного трудового договора в нем указывается срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом.
Трудовая функция. Работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
Квалификационные характеристики преподавателя могут содержать: 1) преподавательскую работу; 2) участие в воспитательном процессе; 3) выполнение иных работ, непосредственно связанных с этими двумя основными функциями.
Права и обязанности работника
Работник имеет право на следующее:
заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
Общие права и обязанности работников вузов конкретизируются в соответствии с квалификационными характеристиками конкретной должности. В целях реализации возлагаемых на них функций преподаватели обязаны:
проводить обучение в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
организовывать и контролировать самостоятельную работу обучающихся;
использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые педагогические технологии;
формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливать их к применению полученных знаний в практической деятельности;
участвовать в разработке образовательных программ, нести ответственность за реализацию их не в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество подготовки выпускников;
соблюдать права и свободы обучающихся;
поддерживать учебную дисциплину, контролировать режим посещения занятий;
обеспечивать выполнение учебных планов и программ, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе;
проводить воспитательную работу;
повышать свою профессиональную квалификацию.
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональным образовании» и общероссийский классификатор занятий включают в себя следующие обязанности преподавателя:
разработку и изменение учебных программ по различным предметам в соответствии с текущими потребностями, учебных планов, годовых календарных учебных графиков;
чтение лекций и проведение практических занятий, обеспечение руководства обучением студентов индивидуально или путем организации семинаров;
применение методов организации обучения, способствующих развитию творческого мышления студентов;
обеспечение высокой эффективности педагогического и научного процессов;
своевременное оповещение администрации о невозможности по уважительным причинам выполнить работу, обусловленную трудовым договором и расписанием учебных занятий;
формирование у обучающихся профессиональных качеств по избранному направлению подготовки (специальности), гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;
развитие у обучающихся самостоятельности, инициативы, творческих способностей;
разработку экзаменационных вопросников и билетов, оценку экзаменационных работ и результатов тестирования;
изучение педагогических методов и дидактических материалов и подготовку рекомендаций по их применению;
проведение научных исследований по вопросам, связанным с их специальностью;
разработку и издание учебных и методических пособий, научных трудов и статей;
участие в научно-практических конференциях и семинарах;
участие в решении финансовых, хозяйственных, научных, методических и других вопросов, касающихся деятельности вуза;
руководство и содействие деятельности студенческих творческих коллективов, других внепрограммных мероприятий;
систематические занятия по повышению своей квалификации.
Возможно отражение в трудовом договоре также конкретного содержания основных направлений деятельности преподавателя.
Из изложенного следует, что преподавательская работа — часть образовательного процесса и по содержанию включает в себя:
учебно-воспитательный (учебный) процесс;
организацию и проведение всех видов учебных (аудиторных и внеаудиторных) занятий, текущего и итогового контроля успеваемости и качества подготовки обучаемых;
руководство курсовыми и дипломными работами и проектами, практикой и стажировкой слушателей.
Содержанием воспитательной работы являются:
привитие обучаемым чувства высокой гражданской ответственности за качество своего вклада в процветание Российской Федерации, воспитание их в духе патриотизма, уважения к правам и свободам человека, Конституции РФ и законам Российской Федерации;
воспитание любви к профессии;
освоение достижений национальной и общечеловеческой культуры, формирование гражданских качеств личности и готовности включиться в систему современных социальных, политических и правовых отношений.
К иным должностным обязанностям педагогического работника вуза относится:
учебно-методическая, научная (методическая и исследовательская) работа;
организационно-методическая работа;
повышение профессиональной квалификации.
Обязанности преподавателей конкретизируются в трудовых договорах, должностных инструкциях, разрабатываемых на кафедрах по каждой должности, с которыми должны быть ознакомлены работники. Обязанности на каждый учебный год конкретизируются в индивидуальных планах, которые разрабатываются заведующими кафедрами, согласовываются с деканами факультетов и утверждаются проректором по учебной работе.
Работники образовательных учреждений имеют право:
на участие в управлении образовательным учреждением;
на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
на обеспечение своей профессиональной деятельности;
избирать и быть избранными в ученый совет вуза;
участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности в ученом совете вуза или в общественных организациях;
обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами;
выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие индивидуальным особенностям работника и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.
Необходимо учитывать, что выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе при реализации вузом образовательных программ общего образования, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
Для руководителей образовательных учреждений может быть обозначен свой спектр характеристики трудовой функции.
Особенности прав и обязанностей руководителя образовательного учреждения — это практически неопределенный круг его должностных обязанностей. Все обязанности руководителя на практике сложно перечислить в трудовом договоре, поскольку он осуществляет руководство всей текущей деятельностью учреждения и действует без доверенности от его имени. То есть представляет его интересы, совершает от его имени сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми его подчиненными, и т.д.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Регулирование труда в высшем учебном заведении: Практическое пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других