Связанные понятия
Ку́пол (итал. cupola — купол, свод, от лат. cupula, уменьшительное от cupa — бочка) — пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкое к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Купольные конструкции используются преимущественно для перекрытий круглых, многоугольных, эллиптических в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх...
Ратха (др.-инд. ratcha — «повозка») — традиционное индийское монументальное, монолитное сооружение с нишами для изваяний, по форме напоминающее повозку. Внешне воспроизводит древнейшие повозки, на которых во время праздничных шествий передвигали статую божества.
Азарашен (от арм. հազարաշեն — "тысячестрой") — куполовидная архитектурная деталь, состоящяя из нескольких ярусов прямоугольников и восьмигранников, суживающихся кверху; то же, что согомикаш. Азарашены нашли свое применение в районах многоосадочных и бедных древесиной. Купола многих древних церквей отсртаивались в виде деревянных азарашенов. Этот же вид конструкции сохранился и при строительстве каменных куполов церквей, их притворов, караван-сараев, столовых и т. д. Распространенность в армянской...
Машрабия (араб. مشربية или араб. شناشيل) — элемент арабской архитектуры, представляющий собой узорные деревянные решетки, закрывающие снаружи окна, балконы, либо используемые как ширмы или перегородки внутри здания.
О́кулюс , о́кулус (лат. oculus — глаз), или опейон (греч. ὀπαῖον — дымовое отверстие; также опайон, опеон) — круглое отверстие в центре крыши или купола. Термин также обозначает окно круглой или овальной формы, например, так называемый «бычий глаз».
Ердик (арм. Երդիկ) — световое отверстие в армянской архитектуре, посредством которого в помещение проникал естественный свет. В армянском национальном жилище − глхатуне, посредством ердика освещалась комната.
Трифо́рий (от лат. tri — «три» и foris — «дверь, вход») — в романской и готической церковных архитектурах узкая невысокая галерея, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.
Калан — тямский кирпичный храм башенного типа, главный в храмовом комплексе. Считаются олицетворением горы Меру, священной в индуизме и буддизме. Сохранилось 24 группы тямских строений, каждая из них имеет как минимум один калан.
Бо́чка в архитектуре — устоявшееся в русской традиции обозначение своеобразного типа крыши гражданских и церковных зданий. Имеет сложную конфигурацию и по форме представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу — «луковицу» в разрезе.
Го́пурам (или го́пура, санскр. गोपुरम्, gopuram IAST) — надвратная башня в храмовой ограде индуистских храмов, отличительная черта индийской средневековой архитектуры, особенно характерная для Южной Индии. Служит в качестве входа в храмовый комплекс. Гопура имеет то же функциональное значение, что и гопурам — монументальное сооружение над проходом через ограду храма. Слово «гопура» используется в описании сооружений (храмовых комплексов) на территории Юго-Восточной Азии.
Кресто́во-ку́польный храм (в литературе также встречается вариант написания «крестовокупольный») — архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока в V—VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма.
Цилиндрический свод (полуциркульный) — свод с полуокружностью в сечении, одинаковом на всём протяжении.
Ложный свод — приём кладки в архитектуре, при котором образуется подобие сужающегося, сводчатого потолка.
Антарала (санскр: अन्तराल — внутренний дом) — в индуистском храме помещение между святилищем и залом для молящихся. Соответствует средокрестию нефа западноевропейского храма.
Русское деревянное зодчество — направление национальной деревянной архитектуры, восходящее к народному зодчеству славянских племён. Благодаря доступности лесных ресурсов дерево оставалось основным строительным материалом на Руси до конца XVII века. Наивысшее развитие конструктивных и художественных форм достигло в XV—XVIII веках (особенно на Русском Севере) и оказало значительное влияние на каменную архитектуру.
Мавританская архитектура — архитектурный стиль, сформировавшийся под влиянием берберского и испанского стилей в Северной Африке и Аль-Андалусе.
Гавит , жаматун (от арм. գավիթ — двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору) в армянской архитектуре, пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада. Иногда используется как отдельное здание.
А́триум или а́трий (лат. atrium от ater «закопчённый; чёрный: помещение, почерневшее от копоти»), каведиум (лат. cavedium «углубление» от cavus «пустой») — первоначально центральная часть древнеримского и древнеиталийского жилища (домуса), представлявшая собой внутренний световой двор, откуда имелись выходы во все остальные помещения. В раннехристианских базиликах атриумом также называют прямоугольный дворик перед входом в храм, окруженный крытой галереей.
Дольмены Западного Кавказа — мегалитические гробницы первой половины 3-го — второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века. Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере — до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения...
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Гумбаз , Кумбез, Гунбаз — буквально: «земляной купол» в значении «купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины».
Голосни́к , голосники́ — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использовавшиеся в кладке стен или сводов, обращённые горловинами в сторону внутреннего пространства постройки.
Синдэн-дзукури (яп. 寝殿造り, «спально-дворцовый стиль») — стиль жилищных сооружений японских столичных аристократов X—XII веков периода Хэйан. Его особенностью является симметричное расположение главных строений аристократического поместья и отсутствие пространства между строениями. Использовался при строительстве резиденций правителей в Киото, буддийских храмов и синтоистских монастырей.
Пре-Руп (в переводе с кхмерского «Переворачивание тела») — один из самых значительных храмов-гор. Построен во времена правления Раджендвармана II, освящён в 961 или в начале 962 года. Посвящён Шиве.
Оррео (исп. Hórreo) — тип зернохранилища на севере Пиренейского полуострова. Представляет собой строение, поднятое над землёй с помощью колонн (pegollos на астурийском, esteos на галисийском, abearriak на баскском), заканчивающихся специальными камнями (vira-ratos или tornarratas на галисийском, mueles на астурийском, zubiluzea на баскском). Таким образом обеспечивалась защита от грызунов и влаги.
Маси́я (исп. masía) — тип постройки в сельской местности, распространенный на востоке Пиренейского полуострова (на территории бывшей Арагонской короны) и на юге Франции (в Провансе). Масия происходит от древнеримских вилл, и наряду с арагонскими и эстремадурскими домами, относится к кастильскому типу традиционных испанским жилищ. Это изолированные постройки, всегда связанные с аграрной и животноводческой деятельностью семейного типа.
Неовизанти́йский (иногда псевдовизанти́йский) стиль — одно из направлений в архитектуре периода историзма, возникшее в Западной Европе в 1840-е годы. Разновидность данного стиля, получившая распространение в Российской империи известна как русско-византийский стиль. Своё направление стиля было в Югославии между мировыми войнами.
Индо-португальский стиль — стиль в архитектуре Гоа, сформировавшийся во время португальской экспансии (1510—1961) как слияние классических европейских моделей, традиционно индийских материалов и техник.
Круглый дом — тип жилища с круглым основанием. Был распространён в Западной Европе до вторжения римлян. Стены дома изготавливались либо из камня, либо из деревянных столбов, соединённых обмазкой, а крыша была конической, покрытой тростником. Диаметр круглого дома варьировал от 5 до 15 метров. Сооружение круглых домов связывается с кельтами.
Ант, анта или а́нты (мн.ч. лат. antae, возможно от ante — «перед, впереди») — в архитектуре выступы продольных стен храма, обрамляющие обе стороны входа и одновременно выполняющие функцию опоры для антаблемента. Наиболее часто встречаются в пронаосах древнегреческих храмов, тип которых отсюда и получил наименование «храма в антах». При наличии колонн между антами, как, например, в фасадном портике, про колонны говорят, что они в антах.
Подробнее: Анты (архитектура)
Опистодо́м или опистодо́мос (раньше иногда: описфодо́м, вариант произношения от др.-греч. ὀπισθόδομος) — задняя (внутренняя) часть античного древнегреческого храма или здания, отделённая от наоса стеной и имеющая отдельный выход — как правило, на западном фасаде.
Ингушские башни — уникальные памятники средневековой ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные жилые, оборонительные, сигнально-сторожевые и наблюдательные каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском, а также в Сунженском районах Ингушетии.
Машикули ́ (фр. machicoulis, от средневекового фр. mache-col, «бить в голову») — навесные бойницы, расположенные в верхней части крепостных стен и башен, предназначенные главным образом для вертикального обстрела штурмующего стены противника стрелами или ручным огнестрельным оружием, сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы. В русском крепостном зодчестве употреблялись термины: «бойницы косого боя», «навесной бой», «навесные стрельницы», «варницы» и, соответственно, «варовый бой» (от вар, варёная...
Сванская башня (груз. სვანური კოშკი сванури кошки) — крепостное оборонное сооружение в форме четырехгранной башни, типичное для Сванетии, исторической горной области на северо-западе Грузии. Построенные в VIII — XVIII века, эти родовые сооружения использовались одновременно как жилье и как сторожевые посты для защиты от частых вторжений.
Тру́ллы (мн. ч. итал. Trulli, от греч. τρούλος, «купол») — традиционные дома, сооружённые методом сухой кладки, с конической крышей, имеющие доисторические прототипы. Распространены в центральной и южной частях итальянской области Пулия.
Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.
Иерусалимский храм (ивр. בֵּית הַמִּקְדָּשׁ, Бет а-Микдаш, то есть «Дом Святости»; ивр. מִּקְדָּשׁ, Микдаш) являлся центром религиозной жизни еврейского народа между X веком до н. э. и I веком н. э. Храм располагался на Храмовой горе (ивр. הַר הַבַּיִת, Хар а-Баит) в Иерусалиме, и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу, которые приносились коэнами и левитами. Храм также являлся объектом паломничества всех евреев три раза в год: на Песах (Пасху), Шавуот (Пятидесятницу...
Подробнее: Архитектура Иерусалимского храма
Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580). В основе стиля лежат строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древней Греции и Рима.
Подробнее: Палладианство
Деамбулаторий (от лат. deambulo из лат. de «за» и лат. ambulo «ходить», лат. ambio — обходить, ходить кругом чего-либо) или в ранней форме амбулаторий — полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры. По этой галерее поток людей, не выходя из храма, попадал к небольшим апсид-капеллам в восточной части храма — полукружие апсидиол в некоторых случаях обрамляло венцом деамбулаторий (см. венец...
Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).
Ле́стница — функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней. Обычно этот термин применяется к элементам зданий или сооружений, являющимся несущей конструкцией. Термин используется также для помещения лестничной клетки, подъёмных элементов служебных машин (например, пожарной), трапов судов, самолётов и вертолётов, верёвочных лестниц, садовых стремянок, эскалаторов и пр.
Роза (англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом.
Ападана (перс. آپادانا из др.-перс. «apa-dāna-» ‘дворец’, парф. «’pdn» ‘дворец’, пехл. «’’ywn» ‘дворец’, кл.перс. ayvān (*apa-dā̊na- > *aβδān > *awyān > aywān) — большой зал площадью около 1000 м² с крышей, поддерживаемой 72 колоннами высотой 24 метра, в древнеперсидском городе Персеполе. В нарицательном смысле термин также используется для обозначения аналогичных по своей структуре сооружений в персидской архитектуре. Зал вероятно использовался для торжественных царских приёмов. В древнегреческой...
Слуховое окно — окно в кровле здания, предназначенное для естественного освещения и проветривания чердачных помещений, иногда — для выхода на крышу. Пышно украшенные слуховые окна, применявшиеся в готической архитектуре и архитектуре эпохи возрождения, называются люкарнами.
Термин
белорусская готика (белор. беларуская готыка) употребляется по отношению к ряду архитектурных сооружений, построенных в XV―XVI веках (преимущественно в первой половине XVI века) в регионах нынешней Белоруссии и восточной Польши. Для белорусской готики характерно гармоничное соединение черт готики и ренессанса, традиций древнерусского монументального зодчества и влияний русско-византийского стиля, что обогатило, придало её памятникам неповторимый колорит и художественную ценность.
Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название.
Не́бо (небеса́) — конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже — плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых.
Ба́шня — инженерное сооружение, отличающееся значительным преобладанием высоты над стороной или диаметром основания.
Прона́ос (от др.-греч. τὸ προνάον) — открытая или закрытая пристройка перед входом в храм, передняя, проходная часть античного храма, прихожая, дословно: предзал. Говоря иными словами, пронаос — это преддверие храма; полуоткрытая часть античного богослужебного здания между входным портиком и наосом (целлой). Спереди пронаос часто ограждается двумя колоннами, с боков — стенами в виде антов.
Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению, архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.