Неточные совпадения
Падало
царство Татьяны Марковны, пустел дом, похищено ее заветное, дорогое сокровище, ее гордость, ее жемчужина! Она одна бродила будто по развалинам. Опустела и душа у ней!
Дух мира, гордости, благоденствия покинул счастливый уголок.
Толпились перед ним, точно живые, тени других великих страдалиц: русских цариц, менявших по воле мужей свой сан на сан инокинь и хранивших и в келье
дух и силу; других цариц, в роковые минуты стоявших во главе
царства и спасавших его…
Причем это обыкновенно происходило так: всякое изменение — революционное или реформаторское — в
царстве кесаря вначале вызывало сопротивление со стороны церкви, осуждение новшества, как проявления
духа антихриста.
Царство Кесаря утверждается в этой сфере отчуждения и объективации
Духа.
Дух же принадлежит к
царству свободы.
И сам принцип прав человека был искажен, он не означал прав
духа против произвола кесаря, он включен был в
царства кесаря и означал не столько права человека, как духовного существа, сколько права гражданина, т. е. существа частичного.
Она определяется силой жертвенного
духа народа, его исключительной вдохновленностью
царством не от мира сего, она не может притязать на внешнюю власть над миром и не может претендовать на то, чтобы даровать народу земное блаженство.
Между тем в христианстве есть мессианское ожидание второго явления Христа в силе и славе, есть мессианское искание
царства Божьего, как на небе, так и на земле, возможное ожидание новой эпохи
Духа Святого.
Верно же понятый дуализм
царства Кесаря и
царства Божьего,
духа и природы,
духа и организованного в государство общества, может обосновать свободу.
Есть две основные точки зрения на соотношения кесаря, власти, государства,
царства этого мира и
духа, духовной жизни человека,
царства Божьего.
Дух ущемлен Кесарем, происходит слияние двух
царств.
Дух не открывается прогрессивно в историческом процессе, и торжествуют явные и злые процессы, но нужно видеть повсюду возможные зачатки и наитие
духа и духовного
царства.
Борьба за большую социальную справедливость должна происходить независимо от того, во что выльется
царство Кесаря, которое не может не быть мещанским
царством и не может не ограничивать свободы
духа.
Но и это
царство очень несовершенной свободы кончается, ее нет уже на Западе, мир все более порабощается
духом Великого Инквизитора.
Бог царствует в
царстве свободы, а не в
царстве необходимости, в
духе, а не в детерминированной природе.
Все
царства мира сего, все
царства кесаря, старые монархические
царства и новые социалистические и фашистские
царства основаны на принуждении и на отрицании свободы
духа.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет в
царстве бытия, реальностей, целостной жизни
духа.
Духа, которое будет
царством избавления и любви.
В областях истины, в
царстве мысли и
духа не может никакая земная власть давать решений и не должна; не может того правительство, менее еще его ценсор, в клобуке ли он или с темляком.
Этого последнего правила боятся, как пожара и разбоя, все обитатели, «темного
царства», и все стараются действовать совершенно в противоположном
духе.
За глубокой ночью истязаний, подлых издевок и покиваний, для всех этих нищих
духом виднелось
царство лучей и свободы.
Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. От меня не скрыто лишь, что в упорной, жестокой борьбе с дьяволом, началом материальных сил, мне суждено победить, и после того материя и
дух сольются в гармонии прекрасной и наступит
царство мировой воли. Но это будет, лишь когда мало-помалу, через длинный, длинный ряд тысячелетий, и луна, и светлый Сириус, и земля обратятся в пыль… А до тех пор ужас, ужас…
Настроение
духа во всех нас значительно понизилось, — особенно в Роське, которая озябла и плакала. Но, однако, мы все-таки решили вступить в Селиваново
царство, а дальше пусть будет что будет.
В соборе вашу клятву
Вы целованьем крестным утвердите.
Мы в животе и смерти не вольны —
Я Федора хочу еще при жизни
Моей венчать. От младости он мной
Наставлен был в науке государевой.
Господь ему превыше лет его
Дал светлый ум, и с
духом твердым кротость
В нем сочетал, и правоты любовь,
Нетронутую мудрствованьем ложным,
В него вложил. Его царенье будет
На радость вам, на славу всей земле!
Чего я сделать не успел для
царства —
То он свершит...
И, беду чтоб отвести,
Он дает такой указ:
«Запрещается от нас
В нашем
царстве сеять лен,
Прясть, сучить, чтоб веретен
Духу не было в домах...
Иные говорят только о всемогуществе царя, о правительственном произволе, о рабском
духе подданных; другие утверждают, напротив, что петербургский империализм не народен, что народ, раздавленный двойным деспотизмом правительства и помещиков, несет ярмо, но не мирится с ним, что он не уничтожен, а только несчастен, и в то же время говорят, что этот самый народ придает единство и силу колоссальному
царству, которое давит его.
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не
царство и не мудрость; не единое, не единство (ένότης), не божество, не благость, не
дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
В вечной природе существуют две области и заключена возможность двух жизней: «огонь или
дух», обнаруживающийся как «молния огня» на четвертой ступени, силою свободы (опять и свобода у Беме мыслится вне отношения к личности, имперсонали-стически, как одна из сил природы) определяет себя к божественному единству или кротости, и благодаря этому первые 4 стихии становятся или основой для
царства радости, или же, устремляясь к множественности и самости, делаются жертвой адского начала, причем каждое начало по-своему индивидуализирует бытие.
И то, что змей вовлек жену в разговор о Боге, вступил с ней в духовное общение на такой почве, которая всецело составляла достояние их супружеского любовного единомыслия, явилось со стороны жены уже духовной изменой Адаму, как бы духовным любодейством с загадочным существом, по плоти принадлежащим к животному
царству, по
духу же к какому-то чуждому и недоброму, для нее доселе неведомому миру.
Психе, как указывает Нэгельсбах, есть у Гомера принцип животной, а не духовной жизни, это, сообразно первоначальному значению слова, — «
дух», дыхание человека. Покинув тело, эта психе-душа улетает в подземное
царство в виде смутного двойника умершего человека, в виде тени, подобной дыму. (Она лишена чувства, сознания, хотения. — как раз всего того, что составляет «я» человека, его душу в нашем смысле.)
Конфликт
царства Божия и
царства Кесаря есть на философском языке конфликт субъекта и объекта, свободы и необходимости,
духа и объективированной природы.
Но «князь мира сего» не есть нейтральное лицо, помещенное в нейтральную зону между
царством Божьим и
царством дьявола, это есть лицо в высшей степени агрессивное и наступательное, всегда посягающее на свободу
духа и на сферу
царства Божия.
Это есть
царство объективации, отчуждение
духа, подчинение детерминизму.
Священное же есть лишь в
духе, в
царстве субъективности, в
царстве свободы.
История переходит в
царство свободы
духа.
Отвлеченная идея бытия, как
царства неизменного порядка, отвлеченно-общего, есть всегда порабощение свободного творческого
духа человека.
Я понял до глубины, что всякая объективация
духа в мире есть
царство мещанства.
Тоталитарное государство само хочет быть церковью, организовывать души людей, господствовать над душами, над совестью и мыслью и не оставляет места для свободы
духа, для сферы «
царства Божия».
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного
царства и священной власти, утопия совершенной и абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия абсолютной справедливости и абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным достоинством, со свободой
духа и совести.
История есть неудача
духа, в ней не образуется
Царство Божие.
Царство Божье есть достижение совершенства обожения, красоты и цельности
духа, а не награда.
Абсолютное добро и абсолютное совершенство вне
Царства Божьего превращает человека в автомат добра, т. е., в сущности, отрицает нравственную жизнь, ибо нравственная жизнь невозможна без свободы
духа.
Революция создала тоталитарное коммунистическое
царство, и в этом
царстве угас революционный
дух, исчезли свободные искания.
Но это может сделать лишь христианство возрожденное, творческое, верное своему пророческому
духу, обращенное к
царству Божьему.
Но
дух означает
царство иное, чем
царство природы, он есть победа над этим
царством.
Объективация
духа в истории обозначает, что
Царство Божье не приходит.
Царство буржуазности, отделенное от
духа, стоит под знаком власти денег.
Но если социализм будет отрезан от
духа и духовности, то он неизбежно приведет к
царству денег.
История есть не только воплощение
духа, история есть также неудача
духа, в ней не осуществляется духовное
царство, которое есть
Царство Божье.
Есть тенденция в мире к объективации абсолютного
царства, в котором
дух окончательно объективирован и социализирован.