Неточные совпадения
Левин видел, что в вопросе этом уже высказывалась мысль, с которою он был несогласен; но он продолжал излагать свою мысль, состоящую в том, что русский рабочий имеет совершенно особенный от других
народов взгляд на землю. И чтобы доказать это положение, он поторопился прибавить, что, по его мнению, этот взгляд Русского
народа вытекает из
сознания им своего призвания заселить огромные, незанятые пространства на востоке.
—
Народ не может не знать:
сознание своих судеб всегда есть в
народе, и в такие минуты, как нынешние, оно выясняется ему, — утвердительно сказал Сергей Иванович, взглядывая на старика-пчельника.
Если исключить деревянный скрип и стук газеток «Союза русского
народа», не заметно было, чтоб провинция, пережив события 905–7 годов, в чем-то изменилась, хотя, пожалуй, можно было отметить, что у людей еще более окрепло
сознание их права обильно и разнообразно кушать.
— Гуманизм во всех его формах всегда был и есть не что иное, как выражение интеллектуалистами
сознания бессилия своего пред лицом
народа. Точно так же, как унизительное проклятие пола мы пытаемся прикрыть сладкими стишками, мы хотим прикрыть трагизм нашего одиночества евангелиями от Фурье, Кропоткина, Маркса и других апостолов бессилия и ужаса пред жизнью.
Религиозные корни мессианизма — в мессианском
сознании еврейского
народа, в его
сознании себя избранным
народом Божиим, в котором должен родиться Мессия, Избавитель от всех зол, создающий блаженное царство Израиля.
И в христианском мире возможен пророческий мессианизм,
сознание исключительного религиозного призвания какого-нибудь
народа, возможна вера, что через этот
народ будет сказано миру слово нового откровения.
Для традиционного интеллигентского
сознания существовала ценность добра, справедливости, блага
народа, братства
народов, но не существовало ценности национальности, занимающей совершенно особенное место в иерархии мировых ценностей.
Но если польское мессианское
сознание и может быть поставлено выше русского мессианского
сознания, я верю, что в самом
народе русском есть более напряженная и чистая жажда правды Христовой и царства Христова на земле, чем в
народе польском.
Новая жизнь ожидалась исключительно от изменений социальной среды, от внешней общественности, а не от творческих изменений в личности, не от духовного перерождения
народа, его воли, его
сознания.
Христос пришел для всех
народов, и все
народы имеют перед судом христианского
сознания свою судьбу и свой удел.
Христианское мессианское
сознание не может быть утверждением того, что один лишь русский
народ имеет великое религиозное призвание, что он один — христианский
народ, что он один избран для христианской судьбы и христианского удела, а все остальные
народы — низшие, не христианские и лишены религиозного призвания.
Это было еще детское
сознание русского
народа, первое национальное пробуждение от сна, первый опыт самоопределения.
Мессианское
сознание имеет свои корни в религиозном
сознании еврейского
народа, в переживании Израилем своей богоизбранности и единственности.
Христианство не допускает народной исключительности и народной гордости, осуждает то
сознание, по которому мой
народ выше всех
народов и единственный религиозный
народ.
Мессианское
сознание есть
сознание избранного
народа Божьего,
народа, в котором должен явиться Мессия и через который должен быть мир спасен.
Это всемирное по своим притязаниям мессианское
сознание евреев было оправдано тем, что Мессия явился в недрах этого
народа, хотя и был отвергнут им.
Русский
народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще
сознание личности, ее достоинства и ее прав.
Но
народ не есть механическая бесформенная масса,
народ есть некий организм, обладающий характером, дисциплиной
сознания и дисциплиной воли, знающий, чего он хочет.
Но национально-племенной, кровный характер еврейской религиозности означал
сознание избранности еврейского
народа, как
народа Божия, а потому связан был с вселенскостью.
Таким путем угашается вселенское нравственное
сознание виновности всех и вся, всех
народов и всего человеческого мира в ужасе войны.
Для идейного
сознания счастье или страдание Петра и Ивана представляется счастьем или страданием
народа.
В каком же смысле русское народное православное
сознание верит в святую Русь и всегда утверждает, что Русь живет святостью, в отличие от
народов Запада, которые живут лишь честностью, т. е. началом менее высоким?
Идейность в политике связана с духовным углублением личности, с воспитанием души целого
народа, с
сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной исторической жизни.
Будущее великого
народа зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой силы и от просветленности его исторического
сознания.
Народ мессианского
сознания и назначения также один, как один Мессия.
Все великие
народы проходят через мессианское
сознание.
Это общее и роднящее чувствуется на вершинах духовной жизни русского и польского
народа, в мессианском
сознании.
Мы давно уже говорили о русской национальной культуре, о национальном
сознании, о великом призвании русского
народа.
Культурная роль англичан в Индии, древней стране великих религиозных откровений мудрости, которые и ныне могут помочь
народам Европы углубить их религиозное
сознание, слишком известна, чтобы возможно было поддерживать ложь культурной идеологии империализма.
В их решении лежало верное
сознание живой души в
народе, чутье их было проницательнее их разумения. Они поняли, что современное состояние России, как бы тягостно ни было, — не смертельная болезнь. И в то время как у Чаадаева слабо мерцает возможность спасения лиц, а не
народа — у славян явно проглядывает мысль о гибели лиц, захваченных современной эпохой, и вера в спасение
народа.
Практически он был выражением того инстинкта силы, который чувствуют все могучие
народы, когда чужие их задевают; потом это было торжественное чувство победы, гордое
сознание данного отпора.
Разумеется, такой голос должен был вызвать против себя оппозицию, или он был бы совершенно прав, говоря, что прошедшее России пусто, настоящее невыносимо, а будущего для нее вовсе нет, что это «пробел разумения, грозный урок, данный
народам, — до чего отчуждение и рабство могут довести». Это было покаяние и обвинение; знать вперед, чем примириться, — не дело раскаяния, не дело протеста, или
сознание в вине — шутка и искупление — неискренно.
У русских же
сознание себя интеллигентом или дворянином у лучших было
сознанием своей вины и своего долга
народу.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении,
сознание вины перед трудовым
народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Можно открыть противоположные свойства в русском
народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное
сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
В нем
сознание вины относительно
народа и покаяние достигли предельного выражения.
Правда — социальная, раскрытие возможности братства людей и
народов, преодоление классов; ложь же — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности человека, к сужению человеческого
сознания, которое было уже в русском нигилизме.
Но в образе Шатова обнаруживается и двойственность мессианского
сознания, — двойственность, которая была уже у еврейского
народа.
И не случайно именно у этих
народов сильно мессианское
сознание.
Русским людям давно уже было свойственно чувство, скорее чувство, чем
сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский
народ —
народ особенный.
Его пробовали канонизировать, но в
сознании русского
народа он не сохранился, как образ святого.
У кающихся дворян 70-х годов, которые шли в
народ,
сознание греха перед
народом и покаяние шли глубже.
Призвание русского
народа ставится в эсхатологическую перспективу, и этим
сознание это отличается от
сознания идеалистов 30-х и 40-х годов.
Он отлично понимал, что мессианское
сознание — универсально, говорил об универсальном призвании
народа.
Так было в
народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином
сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Только церковное
сознание связывает мистику индивидуальную с исторической судьбой
народа.
То Арапов ругает на чем свет стоит все существующее, но ругает не так, как ругал иногда Зарницын, по-фатски, и не так, как ругал сам Розанов, с
сознанием какой-то неотразимой необходимости оставаться весь век в пассивной роли, — Арапов ругался яростно, с пеною у рта, с сжатыми кулаками и с искрами неумолимой мести в глазах, наливавшихся кровью; то он ходит по целым дням, понурив голову, и только по временам у него вырываются бессвязные, но грозные слова, за которыми слышатся таинственные планы мировых переворотов; то он начнет расспрашивать Розанова о провинции, о духе
народа, о настроении высшего общества, и расспрашивает придирчиво, до мельчайших подробностей, внимательно вслушиваясь в каждое слово и стараясь всему придать смысл и значение.
— Мы победим, потому что мы — с рабочим
народом! — уверенно и громко сказала Софья. — В нем скрыты все возможности, и с ним — все достижимо! Надо только разбудить его
сознание, которому не дают свободы расти…
Народ идет вперед в
сознании нравственной, жизненной стороны христианства.
Естественным ходом от любви к себе, потом к семье, к роду, к
народу, государству общественное жизнепонимание привело людей к
сознанию необходимости любви к человечеству, не имеющему пределов и сливающемуся со всем существующим, — к чему-то не вызывающему в человеке никакого чувства, привело к противоречию, которое не может быть разрешено общественным жизнепониманием.