Неточные совпадения
И не случайно именно у этих
народов сильно мессианское
сознание.
Можно открыть противоположные свойства в русском
народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное
сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт.
Его пробовали канонизировать, но в
сознании русского
народа он не сохранился, как образ святого.
Так было в
народе, так будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином
сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы религиозной жизни.
Русским людям давно уже было свойственно чувство, скорее чувство, чем
сознание, что Россия имеет особенную судьбу, что русский
народ —
народ особенный.
У русских же
сознание себя интеллигентом или дворянином у лучших было
сознанием своей вины и своего долга
народу.
У кающихся дворян 70-х годов, которые шли в
народ,
сознание греха перед
народом и покаяние шли глубже.
В нем
сознание вины относительно
народа и покаяние достигли предельного выражения.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и власти, покаяние в своем привилегированном положении,
сознание вины перед трудовым
народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней массе русской интеллигенции, они проникли и в высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Но в образе Шатова обнаруживается и двойственность мессианского
сознания, — двойственность, которая была уже у еврейского
народа.
Он отлично понимал, что мессианское
сознание — универсально, говорил об универсальном призвании
народа.
Призвание русского
народа ставится в эсхатологическую перспективу, и этим
сознание это отличается от
сознания идеалистов 30-х и 40-х годов.
Правда — социальная, раскрытие возможности братства людей и
народов, преодоление классов; ложь же — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности человека, к сужению человеческого
сознания, которое было уже в русском нигилизме.
Мужественное, светоносное
сознание народа — всегда критическое, всегда освобождающее от собственной тьмы и порабощенности, всегда есть овладение хаотическими в себе стихиями.
От бытия нельзя отделаться никакими фокусами критического мышления, бытие изначально навязано нашему органическому мышлению, дано ему непосредственно, и здоровое религиозное
сознание народов понимает это гораздо лучше болезненного и извращенного рационалистического сознания новых философов.
Понял народ, что закон жизни не в том, чтобы возвысить одного из семьи и, питая его волею своей, — его разумом жить, но в том истинный закон, чтобы всем подняться к высоте, каждому своими глазами осмотреть пути жизни, — день
сознания народом необходимости равенства людей и был днём рождества Христова!
С одной стороны, новое учение должно было проникать постепенно в
сознание народа, и о внушении его должны были стараться те лица, в руках которых находилась власть над народом; с другой стороны, языческие понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех проявлениях народного быта и оказывали сильное противодействие новым началам.
Неточные совпадения
Левин видел, что в вопросе этом уже высказывалась мысль, с которою он был несогласен; но он продолжал излагать свою мысль, состоящую в том, что русский рабочий имеет совершенно особенный от других
народов взгляд на землю. И чтобы доказать это положение, он поторопился прибавить, что, по его мнению, этот взгляд Русского
народа вытекает из
сознания им своего призвания заселить огромные, незанятые пространства на востоке.
—
Народ не может не знать:
сознание своих судеб всегда есть в
народе, и в такие минуты, как нынешние, оно выясняется ему, — утвердительно сказал Сергей Иванович, взглядывая на старика-пчельника.
Если исключить деревянный скрип и стук газеток «Союза русского
народа», не заметно было, чтоб провинция, пережив события 905–7 годов, в чем-то изменилась, хотя, пожалуй, можно было отметить, что у людей еще более окрепло
сознание их права обильно и разнообразно кушать.
— Гуманизм во всех его формах всегда был и есть не что иное, как выражение интеллектуалистами
сознания бессилия своего пред лицом
народа. Точно так же, как унизительное проклятие пола мы пытаемся прикрыть сладкими стишками, мы хотим прикрыть трагизм нашего одиночества евангелиями от Фурье, Кропоткина, Маркса и других апостолов бессилия и ужаса пред жизнью.
Религиозные корни мессианизма — в мессианском
сознании еврейского
народа, в его
сознании себя избранным
народом Божиим, в котором должен родиться Мессия, Избавитель от всех зол, создающий блаженное царство Израиля.