Это писано в 1902 году, когда Толстой давно уже и окончательно утвердился в своем учении о смысле жизни в добре. «Святые, каких можно себе только вообразить», разумеется, всего полнее осуществили бы на земле тот «смысл добра», о котором мечтает Толстой. Тем не менее он предпочитает грешное
современное человечество, лишь бы существовали дети. Очевидно, в детях есть для Толстого что-то такое, что выше самой невообразимой святости взрослого. Что же это?
Неточные совпадения
Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлечением; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от
современного суда, лицемерно-бесчувственного
современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих
человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта.
— Я хочу понять: что же такое
современная женщина, женщина Ибсена, которая уходит от любви, от семьи? Чувствует ли она необходимость и силу снова завоевать себе былое значение матери
человечества, возбудителя культуры? Новой культуры?
Но значение империализма, как неизбежного фазиса развития
современных обществ, для объединения
человечества на всей поверхности земли и для создания космической общественности может быть признано безотносительно к положительному пафосу империализма.
Третий, дуалистический тип решения вопроса о взаимоотношении знания и веры нужно признать господствующим, наиболее соответствующим
современному переходному состоянию
человечества и разорванному его сознанию.
Мы говорим о гласности, о начинающихся реформах, о любви к
человечеству, о
современных деятелях; мы их разбираем, читаем.
Я предсказал тебе, что ты не привыкнешь к настоящему порядку вещей, а ты понадеялся на мое руководство, просил советов… говорил высоким слогом о
современных успехах ума, о стремлениях
человечества… о практическом направлении века — ну вот тебе!
Начинается эта гипнотизация с первого возраста в нарочно для того устроенных и обязательных школах, в которых внушают детям воззрения на мир, свойственные их предкам и прямо противоречащие
современному сознанию
человечества.
Она любит театр, ей кажется, что она служит
человечеству, святому искусству, а по-моему,
современный театр — это рутина, предрассудок.
А при всем том каждый день, каждый час яснее и яснее показывает, что
человечество не хочет больше ни классиков, ни романтиков — хочет людей, и людей
современных, а на других смотрит, как на гостей в маскараде, зная, что, когда пойдут ужинать, маски снимут и под уродливыми чужими чертами откроются знакомые, родственные черты.
Вовсе не думают взглянуть прямо и просто на
современное положение народа и на его историческое развитие, с тем чтобы представить картину того, что им сделано для усвоения общечеловеческих идей и знаний, для применения их к своему быту или что им самим создано полезного для
человечества.
Дарвин перед смертью не без основания высказывал Уоллесу весьма безнадежный взгляд на будущее
человечества, ввиду того что в
современной цивилизации нет места естественному отбору и переживанию наиболее способных.
Легкая форма его бесед, с тонкою критикою истории культуры, зароняла во мне мысль, что жизнь
современного общества, которая делалась доступною моему ведению, идет не по тому течению, которое может вывесть
человечество к идеалу. Идеал этот представляло мне христианство, которое все будто бы уважают, но к которому, однако, никто сильно и искренно не стремится. Что это за ложь? как повернуть, чтобы это пошло иначе?
Так же как в
современном государстве обнажается культ грубой силы и демониакальная воля к могуществу, так и в
современной войне обнажается демониакальная мировая бойня, в грандиозных размерах истребляющая
человечество и цивилизацию.
Вся первобытная архаическая мораль
человечества есть мораль социально-родовая, и следы ее не исчезли в
человечестве современном.
Ни в чем с такою яркостью не выражается то ложное направление знания, которому следует
современное общество, как то место, которое занимают в этом обществе учения тех великих учителей жизни, по которым жило и образовывалось и продолжает жить и образовываться
человечество.
Надо заметить, что лифляндские помещики тогдашнего времени не одушевлялись еще тем благородным, высоким ко благу
человечества стремлением, какое видели мы, к чести их, в
современную нам эпоху.
Таким-то посредничеством
современное сильное развитие
человечества на Западе находит в чуткой душе Иоанна отзыв, хотя и грубый, безотчетный, бессознательный, через дочь Палеолога, послов немецких и русских, художников, лекарей, путешественников.
Власть электричества над
современной жизнью
человечества — подозрительная власть.
Точно ту же прогрессию убедительности об участии свободной воли в общих делах
человечества мы находим и в истории. Совершившееся
современное событие представляется нам несомненно произведением всех известных людей; но в событии более отдаленном мы видим уже его неизбежные последствия, помимо которых мы ничего другого не можем представить. И чем дальше переносимся мы назад в рассматривании событий, тем менее они нам представляются произвольными.