Неточные совпадения
Английский
обычай — совершенной свободы девушки — был тоже не принят и невозможен в
русском обществе.
Меня невольно поразила способность
русского человека применяться к
обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.
Но как ни исполнен автор благоговения к тем спасительным пользам, которые приносит французский язык России, как ни исполнен благоговения к похвальному
обычаю нашего высшего общества, изъясняющегося на нем во все часы дня, конечно, из глубокого чувства любви к отчизне, но при всем том никак не решается внести фразу какого бы ни было чуждого языка в сию
русскую свою поэму.
Борис. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им.
Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше
русское, родное, а все-таки не привыкну никак.
Выскочи
русский человек чуть-чуть из казенной, узаконенной для него
обычаем колеи — и он сейчас же не знает, что делать.
Сорокин повесил их, конечно, не из хвастовства, а больше по
обычаю русского простого человека вешать на стену всякую официальную бумагу, до паспорта включительно.
— Мне не нравится в славянофильстве учение о национальной исключительности, — заметил Привалов. —
Русский человек, как мне кажется, по своей славянской природе, чужд такого духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими народами и к слепому подражанию чужим
обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный путь ассимиляции десятков других народностей. Навязывать народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
На другой день, ровно в двенадцать часов, гробовщик и его дочери вышли из калитки новокупленного дома и отправились к соседу. Не стану описывать ни
русского кафтана Адриана Прохорова, ни европейского наряда Акулины и Дарьи, отступая в сем случае от
обычая, принятого нынешними романистами. Полагаю, однако ж, не излишним заметить, что обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи.
В этом обществе была та свобода неустоявшихся отношений и не приведенных в косный порядок
обычаев, которой нет в старой европейской жизни, и в то же время в нем сохранилась привитая нам воспитанием традиция западной вежливости, которая на Западе исчезает; она с примесью славянского laisser-aller, [разболтанности (фр.).] а подчас и разгула, составляла особый
русский характер московского общества, к его великому горю, потому что оно смертельно хотело быть парижским, и это хотение, наверное, осталось.
По субботам члены «
Русского гимнастического общества» из дома Редлиха на Страстном бульваре после вечерних классов имели
обычай ходить в ближайшие Сандуновские бани, а я всегда шел в Палашовские, рядом с номерами «Англия», где я жил.
Он ненавидит народные
обычаи,
русскую историю, всё.
Живновский. Да… да… християнский долг прощать повелевает… это, знаете, у
русских в
обычае…
Я не говорю, чтоб отношения
русского культурного человека к мужику, в том виде, в каком они выработались после крестьянской реформы, представляли нечто идеальное, равно как не утверждаю и того, чтоб благодеяния, развиваемые
русской культурой, были особенно ценны; но я не могу согласиться с одним: что приурочиваемое каким-то образом к
обычаям культурного человека свойство пользоваться трудом мужика, не пытаясь обсчитать его, должно предполагаться равносильным ниспровержению основ.
Мальчик высказал это солидно, без похвальбы, и без всякого глумления над странностью моего вопроса. По-видимому, он понимал, что перед ним стоит иностранец (кстати: ужасно странно звучит это слово в применении к
русскому путешественнику; по крайней мере, мне большого труда стоило свыкнуться с мыслью, что я где-нибудь могу быть… иностранцем!!), которому простительно не знать немецких
обычаев.
В губерниях Симбирской, Калужской и отчасти в Рязанской есть такой же
обычай у
русских крестьян.
В Александровском училище нет даже и следов того, что в других военных школах, особенно в привилегированных, называется «цуканьем» и состоит в грубом, деспотическом и часто даже унизительном обращении старшего курса с младшим: дурацкий
обычай, собезьяненный когда-то, давным-давно, у немецких и дерптских студентов, с их буршами и фуксами, и обратившийся на
русской черноземной почве в тупое, злобное, бесцельное издевательство.
Малюта, мучимый завистью и любочестием, издавна домогался боярства; но царь, уважавший иногда
обычаи, не хотел унизить верховный
русский сан в лице своего худородного любимца и оставлял происки его без внимания.
Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе
обычаи, образ жизни и нравы горцев; но удержали и там, во всей прежней чистоте,
русский язык и старую веру.
— Не прогневайся: ты сейчас говорил, что для поляков нет ничего заветного, то есть: у них в
обычае брать чужое, не спросясь хозяина… быть может; а мы,
русские, — хлебосолы, любим потчевать: у всякого свой
обычай. Кушай, пан!
Вам уже известно, что вся Москва целовала крест королевичу Владиславу; гетман Жолкевский присягнул за него, что он испросит соизволение своего державного родителя креститься в веру православную, что не потерпит в земле
русской ни латинских костелов, ни других иноверных храмов и что станет, по древнему
обычаю благоверных царей
русских, править землею нашею, как наследственной своей державою.
Мы должны заметить нашим читателям, что гордый боярин Кручина славился своей роскошью и что его давно уже упрекали в подражании иноземцам и в явном презрении к простым
обычаям предков; а посему описание его дома не может дать верного понятия об образе жизни тогдашних
русских бояр.
Дело было в том, что в городе жила престарелая вдова купчиха, у которой были два сына и замужняя дочь. Старушка имела неразделенный с детьми капитал и заветное право разделить им детей, когда сама того пожелает. Но такое желание ей, по
русскому купеческому
обычаю, долго не приходило, а между тем в это время зять ее погорел.
Молчание, наблюдаемое в подобных случаях всеми присутствующими, придает что-то торжественное и важное этому древнему
обычаю, и доныне свято сохраняемому большею частию
русских.
Гарусов и Арефа знали по-татарски и понимали из отрывочных разговоров схвативших их конников, что их везут в какое-то стойбище, где большой сбор. Ох, что-то будет?.. Всех конников было человек двадцать, и все везли в тороках награбленное по
русским деревням добро, а у двоих за седлами привязано было по молоденькой девке. У орды уж такой
обычай: мужиков перебьют, а молодых девок в полон возьмут.
Выпяливать глаза и забиваться в угол для этих людей, очевидно, их прихоть: им, вероятно, и самим нелегко служить этой прихоти, но они непреклонны; девиз их
русская пословица: «тешь мой
обычай, пляши в головах».
На другой день после взятия каланчей турки привели в ужас
русских, напав на них в то время, как они отдыхали после обеда — «
обычай, которому мы не изменяли ни дома, ни в стане военном», — по замечанию историка.
Иностранцы эти составляли у нас до Петра какое-то государство в государстве, совершенно особое общество, ничем не связанное с Россией, кроме официальных отношений: жили себе все они кучкой, в Немецкой слободе, ходили в свои кирхи, судились в Иноземском приказе, следовали своим
обычаям, роднились между собой, не смешиваясь с
русскими, презираемые высшею боярскою знатью, служа предметом ненависти для Духовенства.
Еще решительнее духовенство сопротивлялось вторжению иноземных
обычаев в
русскую жизнь. Грозные проклятия постигли тех, которые перенимали разные немецкие обряды и моды. Для примера довольно указать на один из самых невинных
обычаев — бритье бороды. Еще патриарх Филарет восставал против бривших бороды, потом Иосиф и, наконец, патриарх Адриан в своем окружном послании, писанном уже в первые годы единодержавия Петра (см. «Историю Петра», том III, стр. 193–194).
Бывали и в самых битвах не совсем удачные попытки, как, например, 24 июня, когда
русские, отразив татар, бросились их преследовать, по словам самого Петра, «прадедовским
обычаем, не приняв себе оборонителя воинского строю», и оттого потерпели значительный урон.
Теперь должен я благосклонного читателя познакомить с Гаврилою Афанасьевичем Ржевским. Он происходил от древнего, боярского рода, владел огромным имением, был хлебосол, любил соколиную охоту; дворня его была многочисленна. Словом, он был коренной
русской барин; по его выражению, не терпел немецкого духу и старался в домашнем быту сохранить
обычаи любезной ему старины.
При этих словах он указал на помощника квартального надзирателя и прибавил, что, при всей своей горести и лютеранской религии, он, Иван Демьянов Ратч, как истый
русский человек, дорожит пуще всего
русскими древними
обычаями.
Впрочем, где-то было напечатано об этом и перевод мой назван недюжинным; а правду сказать, он был тогда именно дюжинным, и комедия отчасти переложена на
русские нравы, по существовавшему тогда варварскому
обычаю.
Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш
обычай испокон веку живет!
«
Русская правда» указывает на
обычай держать рабынь наложницами («
Русские достопамятности», ч. I, стр. 54).
Зачем Петр разрушил все это своими балами и ассамблеями, общественными потехами, иноземными манерами и
обычаями, оторвавшими древнюю
русскую семью от семейной жизни?..
Да, отец! Он
русский!
И
русский он
обычай перенял:
Он на пути к Москве, себе в забаву,
Смирял неезженых коней!
Русская натура его с помощью таланта разгадала многое, и многое нарисовано очень верно, как в «Провинциальных очерках» так и в других пиесах; но некоторые типы и
обычаи уже отжили свое время и могут назваться теперь анахронизмами. «Кузьма Рощин» рассказ живой и занимательный.
И никому наша вера не мешала, а даже как будто еще многим по
обычаю приходила и нравилась не только одним простым людям, которые к богочтительству по
русскому образцу склонны, но и иноверам.
Одни только
русские репортеры пишут про «красивые» гроба и «прекрасные» похороны; однако
обычай, как хоронили бабушку, и мне понравился.
Была масленица. Мы с Настасьей Петровной едва достали билет на вечерний спектакль. Давали «Эсмеральду», которую ей давно хотелось видеть. Спектакль шел очень хорошо и, по
русскому театральному
обычаю, окончился очень поздно. Ночь была погожая, и мы с Настасьей Петровной пошли домой пешком. Дорогою я заметил, что моя винокурша очень задумчива и часто отвечает невпопад.
Вихорев. Впрочем, сколько я заметил, уж такой
обычай у
русского народа — потчевать. Я, знаете ли, сам человек
русский и, признаться сказать, люблю и уважаю все
русское; особенно мне нравится это гостеприимство, радушие…
Русское направление заключалось тогда в восстании против введения нашими писателями иностранных, или, лучше французских слов и оборотов речи, против предпочтения всего чужого своему, против подражания французским модам и
обычаям и против всеобщего употребления в общественных разговорах французского языка.
В старинных
русских городах до сих пор хранится
обычай «невест смотреть». Для того взрослых девиц одевают в лучшие платья и отправляются с ними в известный день на условленное место. Молодые люди приходят на выставку девушек, высматривают суженую. В новом Петербурге такие смотрины бывают на гулянье в Летнем саду, в старых городах — на крестных ходах. Так и в Казани водится.
Церквей там вовсе почти не было, и
русские люди своими дикими
обычаями сходствовали с соседними звероловами, черемисой и вотяками; только языком и отличались от них.
Поручик, юный годами и опытностью, хотя и знал, что у
русских мужиков есть
обычай встречать с хлебом и солью, однако полагал, что это делается не более как для проформы, вроде того, как подчиненные являются иногда к начальству с ничего не значащими и ничего не выражающими рапортами; а теперь, в настоящих обстоятельствах, присутствие этого стола с этими стариками показалось ему даже, в некотором смысле, дерзостью: помилуйте, тут люди намереваются одной собственной особой, одним своим появлением задать этому мужичью доброго трепету, а тут вдруг, вовсе уж и без малейших признаков какого бы то ни было страха, выходят прямо перед ним, лицом к лицу, два какие-то человека, да еще со своими поднесениями!
Но зато каким ангелом показалась ему две недели спустя мисс Клэр, с которой он встретился на балу и, представленный ей
русским консулом, танцевал с нею все вальсы согласно
обычаю американцев танцевать с одной и той же дамой все танцы, на которые она приглашена: с одной все кадрили, с другой все польки и т.д.
Хотя отец мой много лет состоял на службе
русского царя и в нашем доме все было на
русскую ногу, но по торжественным семейным праздникам у нас невольно возвращались к старым грузинским
обычаям.
Московские традиции и преданность Островскому представлял собою и Горбунов, которого я стал вне сцены видать у начальника репертуара Федорова, где он считался как бы своим человеком. Как рассказчик — и с подмостков и в домах — он был уже первый увеселитель Петербурга. По
обычаю того времени, свои народные рассказы он исполнял всегда в
русской одежде и непременно в красной рубахе.
Жизнь общества в данный момент, костюмы, характер разговоров, перемены моды, житейские вкусы, обстановка,
обычаи, развлечения и «повадка» представителей тех или других общественных слоев или кружков, внешний уклад жизни
русских людей у себя и за границей изображены им с замечательной точностью и подробностями.
В старину у
русских крест был приступом ко всему. Следуя этому святому
обычаю, Глебовской перекрестился и начал чтение...