Неточные совпадения
Но его спасало
религиозное настроение, которое странным
образом совмещалось в нем с беспутною его жизнью.
В
религиозном отношении он был также типичным крестьянином: никогда не думал о метафизических вопросах, о начале всех начал, о загробной жизни. Бог был для него, как и для Араго, гипотезой, в которой он до сих пор не встречал надобности. Ему никакого дела не было до того, каким
образом начался мир, по Моисею или Дарвину, и дарвинизм, который так казался важен его сотоварищам, для него был такой же игрушкой мысли, как и творение в 6 дней.
Духовный голод, пророческие предчувствия, мистическая углубленность на вершинах православия в иных сторонах нашего сектантства и раскола, в странничестве — другой
образ народной
религиозной жизни.
У него два лика: один обращен к охранению, к закрепощению национально-религиозного быта, выдаваемого за подлинное бытие, —
образ духовной сытости, а другой лик — пророческий, обращенный к граду грядущему, —
образ духовного голода.
Духовная сытость, охранение старого, бытовое и внешне-обрядовое понимание христианства — один
образ народной
религиозной жизни.
Сам он был далеко не из
религиозных людей; человек никогда, может быть, пятикопеечной свечки не поставил пред
образом.
Таким
образом (то есть в целях будущего), не церковь должна искать себе определенного места в государстве, как «всякий общественный союз» или как «союз людей для
религиозных целей» (как выражается о церкви автор, которому возражаю), а, напротив, всякое земное государство должно бы впоследствии обратиться в церковь вполне и стать не чем иным, как лишь церковью, и уже отклонив всякие несходные с церковными свои цели.
Отец мой вышел из комнаты и через минуту возвратился; он принес маленький
образ, надел мне на шею и сказал, что им благословил его отец, умирая. Я был тронут, этот
религиозный подарок показал мне меру страха и потрясения в душе старика. Я стал на колени, когда он надевал его; он поднял меня, обнял и благословил.
И в группе «Нового пути», и в группе «идеалистов» (наименование неточное) были
религиозные искания, но в «Новом пути» ориентация была главным
образом литературная, у у нас же главным
образом философская и общественная.
Впоследствии она все время и держалась таким
образом: она не примкнула к суетне экзальтированных патриоток и «девоток», но в костел ходила, как прежде, не считаясь с тем, попадет ли она на замечание, или нет. Отец нервничал и тревожился и за нее, и за свое положение, но как истинно
религиозный человек признавал право чужой веры…
В таком настроении я встретился с Авдиевым. Он никогда не затрагивал
религиозных вопросов, но год общения с ним сразу вдвинул в мой ум множество
образов и идей… За героем «Подводного камня» прошел тургеневский Базаров. В его «отрицании» мне чуялась уже та самая спокойная непосредственность и уверенность, какие были в вере отца…
Русская
религиозная философия пробудилась от долгого сна мысли вследствие толчков, полученных от германской философии, главным
образом от Шеллинга и Гегеля.
О. С. Булгаков — одно из течений русской
религиозной мысли, главным
образом сосредоточенных на теме о божественности космоса.
Вопрос о свободе
религиозной, о свободе совести, такой жгучий и больной вопрос, ставится коренным
образом ложно в современном мире.
А слишком часто в наше время борются за
религиозную свободу те, которые коренным
образом религиозную свободу отвергают.
Индийская идея метемпсихоза чужда и противна христианскому сознанию, так как противоречит
религиозному смыслу земной истории человечества, в которой совершается искупление и спасение мира, являлся Бог в конкретном
образе человека, в которой Христос был единственной, неповторимой точкой сближения и соединения Бога и человечества.
В «En route» женский
образ постоянно мучит и соблазняет его в церкви, во время молитвы, отвращает его от
религиозной жизни.
А ведь он по-настоящему набожен и, я уверен, пойдет когда-нибудь в монахи и будет великим постником и молитвенником, и, черт его знает, каким уродливым
образом переплетется в его душе настоящий
религиозный экстаз с богохульством, с кощунством, с какой-нибудь отвратительной страстью, с садизмом или еще с чем-нибудь вроде этого?
— Вы заставляете меня, — объяснял Вихров, — делать обыски в домах у людей, которые по своим
религиозным убеждениям и по своему
образу жизни, может быть, гораздо лучше, чем я сам.
Он возвратился из церкви под влиянием сильнейшего
религиозного настроения, и когда потом, часу в двенадцатом, заблаговестили к преждеосвященной обедне, он первый отправился к службе; и его даже удивляло, каким
образом такие
религиозные люди, как Семен Яковлевич и Евлампия Матвеевна, молились без всякого увлечения: сходят в церковь, покланяются там в пояс и в землю, возвратятся домой только несколько усталые, как бы после какого-то чисто физического труда.
Каковы бы ни были
образ мыслей и степень образования человека нашего времени, будь он образованный либерал какого бы то ни было оттенка, будь он философ какого бы то ни было толка, будь он научный человек, экономист какой бы то ни было школы, будь он необразованный, даже
религиозный человек какого бы то ни было исповедания, — всякий человек нашего времени знает, что люди все имеют одинаковые права на жизнь и блага мира, что одни люди не лучше и не хуже других, что все люди равны.
Таким
образом, например, философия Сократа и комедии Аристофана в отношении к
религиозному учению греков служат выражением одной и той же общей идеи — разрушения древних верований; но вовсе нет надобности думать, что Аристофан задавал себе именно эту цель для своих комедий: она достигается у него просто картиною греческих нравов того времени.
Львов. Меня возмущает человеческая жестокость… Умирает женщина. У нее есть отец и мать, которых она любит и хотела бы видеть перед смертью; те знают отлично, что она скоро умрет и что все еще любит их, но, проклятая жестокость, они точно хотят удивить Иегову своим
религиозным закалом: всё еще проклинают ее! Вы, человек, которому она пожертвовала всем — и верой, и родным гнездом, и покоем совести, вы откровеннейшим
образом и с самыми откровенными целями каждый день катаетесь к этим Лебедевым!
Мать его, вероятно, несколько жадная по характеру дама, не удержалась, вся вспыхнула и дала сыну такого щелчка по голове, что ребенок заревел на всю залу, и его принуждены были увести в дальние комнаты и успокоивать там конфектами; другая, старая уже мать, очень рассердилась тоже: дочь ее, весьма невинное, хоть и глупое, как видно это было по глазам, существо, выиграла из библиотеки Николя «Девственницу» [«Девственница» («La pucelle») — знаменитая поэма Вольтера, имевшая целью освободить
образ Жанны д'Арк от
религиозной идеализации.]
Эти новые адепты сами потом следуют примеру шамбеляна Муравьева, и таким
образом религиозные идеи распространяются в обществе единственно силою своей истинности.
Но ему очень важно было влияние обучения, предположенного им, на перевоспитание будущего человечества, и потому он никак не хотел допустить — ни того, чтобы разногласия сект вторглись в мирное святилище его школы, ни того, чтоб одна из сект исключительно завладела
религиозным обучением, насильно связавши таким
образом совесть детей нравственными путами.
Граф. То есть почему вы христианин? Что в церковь ходите и творите земные поклоны перед
образами… Тут нужно-с быть человеку
религиозному в душе, сознательно и просвещенно верующему.
Кунин теперь почти ненавидел отца Якова. Этот человек, его жалкая, карикатурная фигура, в длинной, помятой ризе, его бабье лицо, манера служить,
образ жизни и канцелярская, застенчивая почтительность оскорбляли тот небольшой кусочек
религиозного чувства, который оставался еще в груди Кунина и тихо теплился наряду с другими нянюшкиными сказками. А холодность и невнимание, с которыми он встретил искреннее, горячее участие Кунина в его же собственном деле, было трудно вынести самолюбию…
Однако такая общественность, хотя внешне и облеченная в
религиозную оболочку, но внутренне отнюдь не просветленная, никоим
образом не представляет разрешения нашей проблемы, почему все эти вожделения реставрации и реакции являются сентиментальной фальшью.
Но его
религиозный пафос роковым
образом обращен на
религиозные суррогаты, на всяческое идолопоклонство, вопреки его собственному внутреннему устремлению.
И если
религиозное самосознание при первых же шагах своих явно сталкивается с рассудочным, то это никоим
образом не является еще для него окончательным приговором, напротив, это значит только, что антиномия
религиозного сознания должна быть раскрыта и осознана до конца в своих последствиях.
Поэтому всякое
религиозное откровение в язычестве всегда есть некоторое преломление
религиозной истины через определенную призму, его луч проходит через известным
образом окрашенное стекло.
Но именно эта атмосфера воинствующего народобожия, царства от мира сего, заставляет духовно задыхаться тех, кто лелеет в душе
религиозный идеал власти и не хочет поклониться «зверю», принять его «начертание» [Апокалипсическое выражение: «кто поклоняется зверю и
образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою» (Откр. 14:9).].
Этот же акосмизм роковым
образом приводит его к монизму, хотя он, как натура глубоко
религиозная, от его отвращается всеми силами души, и он же роднит его философию с спинозизмом.
Троица, — не только Сын, но и соприсущий Ему Отец, а также и Дух Св., — отпечатлела Свой
образ в софийности мира, и язычество в этом отношении есть предварение
религиозной полноты, грядущей и еще не наступившей.
Только истина освобождает, и разум, постигший свою природу, свой естественный догматизм, становится способен понять и оценить надлежащим
образом и свою свободу Поэтому критический догматизм
религиозной философии есть, точнее может и должен быть самою свободною и самою критической, философией.
Адогматическая мистика, по учению св. Максима, однако, никоим
образом не исчерпывает
религиозного опыта.
Очевидно, такова природа и
образов религиозного мифа, его символика.
Таким
образом, оригинальные краски исторических религий обесцвечиваются, все конкретное отходит в экзотеризм, а в качестве эзотерического содержания подставляется доктрина теософического общества, столь озабоченного распространением универсального
религиозного волапюка [Волапюк (от англ, world — мир и speak — язык) — первый искусственный международный язык, созданный в 1880 г.
Таким же
образом доводами рассудка нельзя разрушить и непосредственной очевидности веры как самостоятельного источника
религиозного восприятия, ее возможно потушить, обессилить, но не разубедить.
В настоящее время, когда вкус к серьезной и мужественной религии вообще потерян и капризом субъективности с ее прихотливо сменяющимися настроениями дорожат белее, нежели суровой и требовательной религией, не терпящей детского своеволия,
религиозный индивидуализм находится в особой чести: те, кто еще снисходят до религии, чаще всего соглашаются иметь ее только индивидуально; личное своеволие явным
образом смешивается при этом со свободой, которая достигается именно победой над своеволием.
Основное содержание
религиозного переживания, как касания миру трансцендентному, запредельному, божественному, явным
образом содержит в себе противоречие для рассудочного мышления.
В первом смысле догмат есть формула, кристаллизующая в
образах или понятиях
религиозное суждение.
Таким
образом устраняется кажущееся противоречие между личным характером
религиозного опыта, устраняющим извне принудительно данную догматику (ибо догматика не геометрия), и объективной системой догматов, в которой выражается сверхличное (и как будто безличное), кафолическое, сознание церкви.
Таким
образом, буддизм есть атеизм не в том смысле, чтобы он отрицал бога, т. е. предмет
религиозного отношения, но только в том, что он ничто, и privativum, делает богом.
Подобным же
образом и догматы в том виде, как изучает их Dogmengeschichje [История догматов (нем.) — название фундаментального исследования А. Гарнака (т. 1–3, 1885–1889).], суть лишь доктринальные тезисы, Lehrsätze [Научное положение, тезис (нем)], исторически обусловленные в своем возникновении, для
религиозного же сознания они суть символы встреч с Божеством,
религиозные реальности.
Главенствующим богом этого периода эллинской
религиозной жизни был Аполлон. Изображая его богом «светлой кажимости» и «обманчивой иллюзии», Ницше сильно грешил против истины. Но он был глубоко прав, помещая данный
религиозный период под знаком именно Аполлона. Все существенные особенности тогдашнего жизнеотношения удивительно ярко и исчерпывающе символизируются прекрасным и могучим
образом этого бога.
Когда-то — давно — он уже принимал человеческий
образ и настолько проникся
религиозными идеями, что — подумай! — вступил в монастырь братьев францисканцев, прожил там до седой старости и мирно скончался под именем брата Винцента.
К XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим
религиозную веру и национальный
образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась
религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем.
Народу, под которым понималось главным
образом крестьянство, было чуждо «миросозерцание» интеллигенции, народ все еще оставался
религиозным, православным и безрелигиозность интеллигенции его отталкивала.