Неточные совпадения
«По отношению к действительности каждый из нас является истцом, каждый защищает интересы своего «я» от насилия над ним. В борьбе за материальные интересы люди иногда являются личными врагами, но ведь жизнь не сводится вся целиком к уголовному и гражданскому процессу, теория борьбы за существование не должна поглощать и не поглощает высших интересов духа, не угашает священного стремления человека
познать самого
себя».
— Не знаю. Я еще не
познал самого
себя, — неожиданно произнес Самгин, и ему показалось, что он сказал правду.
— Человек — это мыслящий орган природы, другого значения он не имеет. Посредством человека материя стремится
познать саму
себя. В этом — все.
Он свои художнические требования переносил в жизнь, мешая их с общечеловеческими, и писал последнюю с натуры, и тут же, невольно и бессознательно, приводил в исполнение древнее мудрое правило, «
познавал самого
себя», с ужасом вглядывался и вслушивался в дикие порывы животной, слепой натуры, сам писал ей казнь и чертил новые законы, разрушал в
себе «ветхого человека» и создавал нового.
Нехлюдов в это лето у тетушек переживал то восторженное состояние, когда в первый раз юноша не по чужим указаниям, а сам по
себе познает всю красоту и важность жизни и всю значительность дела, предоставленного в ней человеку, видит возможность бесконечного совершенствования и своего и всего мира и отдается этому совершенствованию не только с надеждой, но и с полной уверенностью достижения всего того совершенства, которое он воображает
себе.
И он усвоил
себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум человека не может
познать истины, что истина открывается только совокупности людей, что единственное средство познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.
— Да нужно ли? — воскликнул, — да надо ли? Ведь никто осужден не был, никого в каторгу из-за меня не сослали, слуга от болезни помер. А за кровь пролиянную я мучениями был наказан. Да и не поверят мне вовсе, никаким доказательствам моим не поверят. Надо ли объявлять, надо ли? За кровь пролитую я всю жизнь готов еще мучиться, только чтобы жену и детей не поразить. Будет ли справедливо их погубить с
собою? Не ошибаемся ли мы? Где тут правда? Да и
познают ли правду эту люди, оценят ли, почтут ли ее?
Не святее же мы мирских за то, что сюда пришли и в сих стенах затворились, а, напротив, всякий сюда пришедший, уже тем самым, что пришел сюда,
познал про
себя, что он хуже всех мирских и всех и вся на земле…
Если не отойдет с целованием твоим бесчувственный и смеясь над тобою же, то не соблазняйся и сим: значит, срок его еще не пришел, но придет в свое время; а не придет, все равно: не он, так другой за него
познает, и пострадает, и осудит, и обвинит
себя сам, и правда будет восполнена.
Греческая философия, несмотря на лозунг «
познай самого
себя», стремилась к познанию единого универсального и неизменного и отвращалась от множественного и подвижного мира.
Чтобы научно
познать природу, овладеть ею и подчинить ее
себе, человек должен был освободиться от духовной власти естества, от трепета перед демонами природы.
Только в приобщении к Абсолютному Разуму постигается смысл целого, Логос как бы сам
себя сознает и
познает.
Мы не столько
познаем, сколько рефлектируем над познанием, проходим все стадии раздвоения, чувствуем
себя покинутыми.
Восходя на гору, я вообразил
себя преселенного в древность и пришедшего, да
познаю от державного божества грядущее и обрящу спокойствие моей нерешимости.
Логика научила его рассуждать; математика — верные делать заключения и убеждаться единою очевидностию; метафизика преподала ему гадательные истины, ведущие часто к заблуждению; физика и химия, к коим, может быть, ради изящности силы воображения прилежал отлично, ввели его в жертвенник природы и открыли ему ее таинства; металлургия и минералогия, яко последственницы предыдущих, привлекли на
себя его внимание; и деятельно хотел Ломоносов
познать правила, в оных науках руководствующие.
Не успев
познать самого
себя — так как насчет этого в России строго, — он очень доволен, что никто ему не препятствует
познавать других.
— Вы потому и сознаете
себя отдельно, что ваш ум может обращаться на самого
себя и
себя познавать! — возражал молодой гегелианец.
— В первой, ученической, степени масонам преподавались правила любви и справедливости, которыми каждому человеку необходимо руководствоваться в жизни; во второй их учили, как должно бороться со своими страстями и
познавать самого
себя, и в третьей, высшей степени мастера, они подготовлялись к концу жизни, который есть не что иное, как долженствующее для них вскоре настать бессмертие.
И тут над людьми, находящимися в этом положении, совершается то, что предсказывал Христос, говоря: «Горе вам, богатым, пресыщенным, прославленным»; совершается то, что люди, находясь во власти и в обладании последствий власти — славы и богатства, доходя до известных различных, поставленных ими самими
себе в своих желаниях целей,
познают тщету их и возвращаются к тому положению, из которого вышли.
Закон этот состоит в том, что большинство людей мыслят не для того, чтобы
познать истину, а для того, чтобы уверить
себя, что они находятся в истине, чтобы уверить
себя в том, что та жизнь, которую они ведут и которая им приятна и привычна, и есть та самая, которая сходится с истиной.
Взлетал в него я, его измерил,
познал паденье, но не разбился, а только крепче в
себя я верю.
Они сие должны со временем
познать, что мы теперь от
себя скромным образом утверждаем.
Не для того познакомить, чтоб он любовался их физиономиями, а для того, чтобы,
познав их, он получил возможность сделать для
себя более ясным положение минуты.
Когда рассветает, я сижу в постели, обняв руками колена, и от нечего делать стараюсь
познать самого
себя. «
Познай самого
себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.
В моем пристрастии к науке, в моем желании жить, в этом сиденье на чужой кровати и в стремлении
познать самого
себя, во всех мыслях, чувствах и понятиях, какие я составляю обо всем, нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое.
Что ответить ей? Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «
познай самого
себя», и потому, что это легко сказать, я не знаю, что ответить.
Чтоб в цвете лет,
Едва взглянув на божий свет,
При звучном ропоте дубрав,
Блаженство вольности
познав,
Унесть в могилу за
собойТоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!..
Не в кротости спасенье.
Ты мягко стлал, но не помог
себеМедовой речью в горькую годину.
Не помогли и казни. Над тобой
Проклятье Божье. Мерзость ты свою
Познай, как я; прими такую ж схиму;
Сложи венец; молися и постись;
Заприся в келье…
—
Познай самого
себя, как сказал греческий мудрец.
Это не совсем верно: Запад знает Рок, уверенно борется с ним и, чувствуя
себя призванным к победе над Роком, постепенно вовлекает в эту великую боьбу и Восток. Запад рассматривает человека как высшую цель природы и орган, посредством коего она
познает самое
себя, бесконечно развивая все свойства этого органа; для Востока человек сам по
себе не имеет значения и цены.
Платонов. Понимаю я царя Эдипа, выколовшего
себе глаза! Как я низок и как глубоко
познаю свою низость! Отойдите! Не стоит… Я болен. (Освобождается.) Я еду сейчас… Извините меня, Марья Ефимовна! Я с ума схожу! Где Трилецкий?
Для нас же задача может быть только одна — работать для будущего, стремиться
познать и покорить
себе жизнь во всей ее широте и сложности.
И даже всё моё имущество
С
собою захвачу!
Познал,
познал свое могущество!..
Вот вскрикнул… и лечу!
Вознести сына человеческого значит
познать в
себе дух, живущий в нас, и возвысить его над телом.
Суеверия и обманы мучат людей. Избавление от них только одно: истина. Истину же мы
познаем и сами
собою и через мудрых и святых людей, живших до нас. И потому для доброй и хорошей жизни нужно и самому искать истину и пользоваться теми указаниями истины, которые дошли до нас от прежних мудрых и святых людей.
Чувствовать бога в
себе можно и нетрудно.
Познать же бога, что он такое, — невозможно и ненужно.
Если ты хочешь достигнуть познания всеобъемлющего я, то ты должен прежде всего узнать самого
себя. Для того, чтобы
познать самого
себя, ты должен пожертвовать своим я всемирному я.
Всё живое боится мучения, всё живое боится смерти;
познай самого
себя не только в человеке, но во всяком живом существе, не убивай и не причиняй страдания и смерти.
Так что бог есть та сущность жизни, которую человек сознает в
себе и
познает во всем мире как желание блага и осуществление его.
Познать бога можно только в
себе. Пока не найдешь его в
себе, не найдешь его нигде.
Если ты хочешь достигнуть познания всеобъемлющего я,то ты должен прежде всего узнать самого
себя. Для того же, чтобы
познать самого
себя, ты должен пожертвовать своим я всемирному я. Жертвуй своей жизнью, если ты хочешь жить в духе. Удаляй свои мысли от внешних вещей и всего, что представляется извне. Старайся удалять от
себя возникающие образы, с тем чтобы они не кидали темной тени на твою душу.
Чувствовать бога может всякий, но
познать его не может никто. И потому не старайся
познавать его, а старайся, исполняя его волю, всё живее и живее чувствовать его в самом
себе.
Если хочешь
познать истину, то прежде всего освободись хотя на то время, когда ищешь истину, от всех соображений о выгоде для
себя такого или иного решения.
— И вот если тогда мы, окоченелые, холодные, голодные, со смирением и любовью примем слова эти и скажем
себе, что он прав и что, видно, бог внушил ему такое обращение с нами, тогда только, тогда мы
познаем радость совершенную».
Сознать
себя отделенным существом значит
познать существование того, от чего отделен,
познать существование всего — бога.
В природе же всё так тесно связано между
собою, что нельзя
познать одного, не изучив другого.
Персидский мудрец говорит: «Когда я был молод, я сказал
себе: хочу
познать всю науку. И я узнал почти всё, что знали люди, но когда я стал стар и взглянул на всё то, что я узнал, то я увидал, что жизнь моя прошла и я ничего не знаю».
Зато в это время, среди всяческих горечей, довелось майору
познать и сладость маленького утешения: Болеслав Казимирович Пшецыньский не только не отказался от посланного ему билета, но еще прислал за него, сверх платы, три рубля премии, при очень милой записке, в которой благодарил Петра Петровича за оказанное ему внимание и присовокуплял, будто почитает
себя весьма счастливым, что имеет столь прекрасный случай оказать свое сочувствие такому истинно благому и благородному делу, как просвещение русского народа.
Писал тогда Полояров эту рукопись под впечатлением свежих ран, причиненных ему лишением питательного места, под наплывом яростной злости и личного раздражения против либерала и патриота сольгородского, и следы сей злобы явно сказывались на всем произведении его, которое было преисполнено обличительного жара и блистало молниями благородного негодования и пафосом гражданских чувств, то есть носило в
себе все те новые новинки, которые
познала земля Русская с 1857 года, — время, к коему относилась и самая рукопись.
Нам невозможно
познать бытие Бога в
себе...