Неточные совпадения
Поработав больше часа, он ушел, унося раздражающий
образ женщины, неуловимой в ее мыслях и опасной, как все выспрашивающие люди. Выспрашивают, потому что хотят создать представление о человеке, и для того, чтобы скорее создать, ограничивают его
личность, искажают ее. Клим был уверен, что это именно так; сам стремясь упрощать людей, он подозревал их в желании упростить его, человека, который не чувствует границ своей
личности.
Ложь коллективизма, натурализма или социализма, в которых исчезает
личность и
образ человека, может порождать разнообразные формы мистики.
Если мы говорим в противоположность пантеистическому монизму, что Бог есть
личность, то понимать это нужно совсем не в ограниченном и природно-человеческом смысле конкретного
образа, с которым возможно для нас личное общение.
Человек есть также
личность, т. е. духовное существо, несущее в себе
образ божественного.
Вера и убеждение выражают синтез душевной жизни, достигнутый ею целостный
образ, образование
личности.
В сновидении ослаблена синтезирующая активность сознания и из недр подсознательного порождаются смутные, не синтезированные в целостной
личности образы.
Я сторонник социализма, но мой социализм персоналистический, не авторитарный, не допускающий примата общества над
личностью, исходящей от духовной ценности каждого человека, потому что он свободный дух,
личность,
образ Божий.
Но в остром столкновении Розанова с христианством я был на стороне христианства, потому что это значило для меня быть на стороне
личности против рода, свободы духа против объективированной магии плоти, в которой тонет
образ человека.
Но я не номиналист, для последовательного номинализма не существует неразложимого единства
личности, ее вечного
образа.
Перед большими праздниками, к великому удивлению начальства, Лефортовская и Рогожская части переполнялись арестантами, и по всей Москве шли драки и скандалы, причем за «бесписьменность» задерживалось неимоверное количество бродяг, которые указывали свое местожительство главным
образом в Лефортове и Рогожской, куда их и пересылали с конвоем для удостоверения
личности.
Он предлагает новое антропологическое доказательство бытия Божьего. «Идея Бога действительно дана человеку, но только она дана ему не откуда-нибудь извне, в качестве мысли о Боге, а предметно-фактически осуществлена в нем природою его
личности, как нового
образа Бога.
Образ его, если взять его в целом, более интересен и оригинален, чем его философия в собственном смысле [Для характеристики
личности Вл. Соловьева особенно интересна книга К. Мочульского «Владимир Соловьев».
В святости любви раскрывается полнота
личности, тайна андрогинизма,
образа и подобия Бога.
Мир был сотворен во имя Христа, чтобы он был подобен Христу, этому
образу Космоса, явленному в
личности.
С другой стороны — навязывать автору свой собственный
образ мыслей тоже не нужно, да и неудобно (разве при такой отваге, какую выказал критик «Атенея», г. Н. П. Некрасов, из Москвы): теперь уже для всякого читателя ясно, что Островский не обскурант, не проповедник плетки как основания семейной нравственности, не поборник гнусной морали, предписывающей терпение без конца и отречение от прав собственной
личности, — равно как и не слепой, ожесточенный пасквилянт, старающийся во что бы то ни стало выставить на позор грязные пятна русской жизни.
Таким
образом, мы можем повторить наше заключение: комедиею «Не в свои сани не садись» Островский намеренно, или ненамеренно, или даже против воли показал нам, что пока существуют самодурные условия в самой основе жизни, до тех пор самые добрые и благородные
личности ничего хорошего не в состоянии сделать, до тех пор благосостояние семейства и даже целого общества непрочно и ничем не обеспечено даже от самых пустых случайностей.
Таким
образом, мы скоро сжились, свыклись. Образовалась товарищеская семья; в этой семье — свои кружки; в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше,
личности каждого; близко узнали мы друг друга, никогда не разлучаясь; тут образовались связи на всю жизнь.
Невольным
образом в этом рассказе замешивается и собственная моя
личность; прошу не обращать на нее внимания. Придется, может быть, и об Лицее сказать словечко; вы это простите, как воспоминания, до сих пор живые! Одним словом, все сдаю вам, как вылилось на бумагу. [Сообщения И. И. Пущина о том, как он осуществлял свое обещание Е. И. Якушкину, — в письмах к Н. Д. Пущиной и Е. И. Якушкину за 1858 г. № 225, 226, 228, 242 и др.]
Основывались эти слухи главным
образом на той бесспорной посылке, что человек не может существовать без пищи, а так как почти все эти темные
личности, так или иначе, отбились от обычных способов ее добывания и были оттерты счастливцами из зáмка от благ местной филантропии, то отсюда следовало неизбежное заключение, что им было необходимо воровать или умереть.
Но прежде, чем говорить о
личности офицера и его разговоре, необходимо попристальнее взглянуть на внутренность его балагана и знать хоть немного его
образ жизни и занятия.
— Таким
образом, пред нами стоят два вопроса, — о
личности и обществе…
Чтобы не распространяться об этом, заметим одно: требование права, уважение
личности, протест против насилия и произвола вы находите во множестве наших литературных произведений последних лет; но в них большею частию дело не проведено жизненным, практическим
образом, почувствована отвлеченная, философская сторона вопроса и из нее все выведено, указывается право, а оставляется без внимания реальная возможность.
Приписывать его действия произволу человекообразного существа еще легче, нежели объяснять подобным
образом другие явления природы и жизни, потому что именно действия случая скорее, нежели явления других сил, могут пробудить мысль о капризе, произволе, о всех тех качествах, которые составляют исключительную принадлежность человеческой
личности.
Обыкновенно говорят: «Поэт наблюдает множество живых индивидуальных
личностей; ни одна из них не может служить полным типом; но он замечает, что в каждой из них есть общего, типического; отбрасывая в сторону все частное, соединяет в одно художественное целое разбросанные в различных людях черты и таким
образом создает характер, который может быть назван квинт-эссенциею действительных характеров».
Проводить в подробности по различным царствам природы мысль, что прекрасное есть жизнь, и ближайшим
образом, жизнь напоминающая о человеке и о человеческой жизни, я считаю излишним потому, что [и Гегель, и Фишер постоянно говорят о том], что красоту в природе составляет то, что напоминает человека (или, выражаясь [гегелевским термином], предвозвещает
личность), что прекрасное в природе имеет значение прекрасного только как намек на человека [великая мысль, глубокая!
Коль кверху продолжим ее мы очертанье,
То наша линия, как я уже сказал,
Прямехонько в ее упрется идеал,
В тот чистый прототип, в тот
образ совершенный,
Для каждой
личности заране припасенный.
О дяде Петре Неофитовиче я уже говорил, но необходимо вспомнить и дядю Ивана Неофитовича,
личность которого могла бы в руках искусного психолога явиться драгоценным
образом.
Он или даст тип крайних, несозревших передовых
личностей, едва намекающих на будущее и потому недолговечных, каких мы уже пережили немало в жизни и в искусстве, или создаст видоизмененный
образ Чацкого, как после сервантесовского Дон-Кихота и шекспировского Гамлета являлись и являются бесконечные их подобия.
Сибарит и Татьяна Ивановна тянули дисканта; две неопределенные
личности пели тенором; хозяин изображал альта; Антон Федотыч и Ферапонт Григорьич, равным
образом как и сам регент, держали баса.
С этой точки зрения, говорят они, и можно рассматривать разные
личности и разные народности совершенно отдельно по каждому из двух пунктов: знания могут быть у человека в известном объеме и порядке, но уменье распоряжаться ими может быть развито совершенно несоответственным
образом.
Понимая патриотизм таким
образом, мы поймем, отчего он развивается с особенною силою в тех странах, где каждой
личности представляется большая возможность приносить сознательно пользу обществу и участвовать в его предприятиях.
Равным
образом и все практические последствия дурного развития ума или воли не должны быть относимы прямо к вине отдельной
личности, а должны быть приписаны действию тех же обстоятельств.
А если потребность восстановить независимость своей
личности существует, то [нам нет надобности знать, получила ли она формальное разрешение или нет: будет ли она освящена формальным
образом или нет, — ] во всяком случае она проявится в фактах народной жизни [, решительно и неотлагаемо.
В книжке Марка Вовчка шесть рассказов, и каждый из них представляет нам женские типы из простонародья. Рядом с женскими лицами рисуются, большею частью несколько в тени, мужские
личности. Это обстоятельство ближайшим
образом объясняется, конечно, тем, что автор рассказов Марка Вовчка — женщина. Но мы увидим, что выбор женских лиц для этих рассказов оправдывается и самою сущностью дела. Возьмем прежде всего рассказ «Маша», в котором это выказывается с особенной ясностью.
[Таким
образом, люди, восстающие против насилия и произвола, тем самым дают уже нам некоторое ручательство в том, что они сами не будут прибегать к насилию и не дадут простора своему произволу;] желание неприкосновенности для своей
личности заставляет уважать и
личность других.
В минуты же просветления, когда он опять начинает яснее сознавать свою собственную
личность, он вспоминает о своих поползновениях на хитрость, ему мерещится строгий голос старичка Антона Антоныча: «А что, и вы тоже собирались хитрить?» — и бледнеет, теряется, — и снова представляется ему
образ его двойника, который бы из всего этого вывернулся, посеменив ножками, и еще сильнее растет раздражение г. Голядкина против такой подлой, зловредной
личности…
Таким
образом, кроме своей прекрасной, благородной
личности, столь привлекательной в самой себе, Станкевич имеет еще и иные права на общественное значение, как деятельный участник в развитии людей, которыми никогда не перестанет дорожить русская литература и русское общество. Имя его связано с началом поэтической деятельности Кольцова, с историей развития Грановского и Белинского: этого уже довольно для приобретения нашего уважения и признательной памяти.
Романтические фразы об отречении от себя, о труде для самого труда или «для такой цели, которая с нашей
личностью ничего общего на имеет», — к лицу были средневековому рыцарю печального
образа; но они очень забавны в устах образованного человека нашего времени.
Зная лично этих профессоров, их
образ мыслей и отношения к студентам, он не мог допустить и тени сомнения относительно их
личности и потому горячо заспорил с капитаном.
Улица была почти уже запружена, поэтому несколько наиболее влиятельных
личностей, пользовавшихся авторитетом между товарищами, желая предупредить неуместное столкновение с полицией, подали мысль отправиться на большой двор, чтобы быть таким
образом все-таки в стенах университета, не подлежащего ведению общей блюстительницы градского порядка, — и толпа хлынула в ворота.
Таким
образом, для человека быть
личностью есть действительно преимущество, ибо лишь чрез это становится он сообразен своему собственному глубочайшему существу…
Бог, не только
образ (Gestalt) Бога, но Бог как абсолютная
личность [Philos. der Offenb., I.
Первое есть принцип равноценности человеческих
личностей, равенства по их духовному существу, во
образе Божьем.
Личность есть дух лишь как конечный, ибо только таковой в качестве предпосылки имеет телесность, от которой он должен отличать себя как дух, отстаивая свою духовность; абсолютный же дух, в котором нет места такому различению, не может разумным
образом определяться как
личность.
«Второй
образ (Gestalt) божественного бытия, чрез то, что он выделяется из этого бытия, получает возможность быть особой
личностью в себе» (333).
Человеческий дух поднимается в недосягаемую высь, и человеческая
личность сияет в красоте того
образа, по которому и ради которого она создана.
Напротив,
личность обозначает такой
образ духа, когда он показывает себя сообразно своему существу и сознательно стремится к осуществлению его как определению своего бытия.
Защита национального человека есть защита отвлеченных свойств человека, и притом не самых глубоких, защита же человека в его человечности и во имя его человечности есть защита
образа Божия в человеке, т. е. целостного
образа в человеке, самого глубокого в человеке и не подлежащего отчуждению, как национальные и классовые свойства человека, защита именно человека как конкретного существа, как
личности, существа единственного и неповторимого.
В результате долгого духовного и умственного пути я с особенной остротой сознал, что всякая человеческая
личность,
личность последнего из людей, несущая в себе
образ высшего бытия, не может быть средством ни для чего, в себе имеет экзистенциальный центр и имеет право не только на жизнь, отрицаемое современной цивилизацией, но и на обладание универсальным содержанием жизни.
Но буржуа остается человеком, в нем остается
образ Божий, он просто грешный человек, принявший свой грех за норму, и к нему нужно относиться, как к человеку, как к потенциальной
личности.