Неточные совпадения
— Совершенно ясно, что культура погибает, потому что люди привыкли жить за счет чужой силы и эта привычка насквозь проникла все классы, все отношения и действия людей. Я — понимаю: привычка эта возникла из желания человека облегчить труд, но она стала его второй природой и уже не только приняла отвратительные
формы, но
в корне подрывает глубокий
смысл труда, его поэзию.
И чем более он всматривался
в соединение несоединимых
форм птиц, зверей, геометрических фигур, тем более требовательно возникало желание разрушить все эти фигуры, найти
смысл, скрытый
в их угрюмой фантастике.
От этого, бросая
в горячем споре бомбу
в лагерь неуступчивой старины,
в деспотизм своеволия, жадность плантаторов, отыскивая
в людях людей, исповедуя и проповедуя человечность, он добродушно и снисходительно воевал с бабушкой, видя, что под старыми, заученными правилами таился здравый
смысл и житейская мудрость и лежали семена тех начал, что безусловно присвоивала себе новая жизнь, но что было только завалено уродливыми
формами и наростами
в старой.
Не будет греховных
форм эксплуатации человека человеком, не будет классов
в том
смысле,
в каком они созданы капиталистическим строем.
Оно проникало не только
в отношения между поместным дворянством и подневольною массою — к ним,
в тесном
смысле, и прилагался этот термин, — но и во все вообще
формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные)
в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным.
Может быть,
в памяти ее мелькнуло нечто подходящее из ее собственной помещичьей практики. То есть не
в точном
смысле истязание, но нечто такое, что грубыми своими
формами тоже нередко переходило
в бесчеловечность.
Это продолжалось многие годы, пока… яркие облака не сдвинулись, вновь изменяя еще раз мировую декорацию, и из-за них не выглянула опять бесконечность, загадочно ровная, заманчивая и дразнящая старыми загадками сфинкса
в новых
формах… И тогда я убедился, что эти вопросы были только отодвинуты, а не решены
в том или другом
смысле.
Старая, отжившая шляхетская «воля», лишенная
смысла и значения, выражалась
в карикатурных
формах.
Герцен так мотивировал свое неверие
в высший
смысл жизни, как делалось значительно позже и более утонченными
формами мысли.
Если отдаться исключительно власти формально-рассудочного начала, то мы фатально попадаем
в царство номинализма слов, слов, лишенных реального
смысла,
форм, лишенных реального содержания.
Земная жизнь человека и человечества лишилась бы всякого религиозного
смысла, если бы для каждого существа жизнь эта не была неповторяемым делом спасения, если допустить возможность отложить дело спасения до новых
форм существования (метемпсихоз) и перенести
в другие миры.
Ясно, что множественность и повторяемость
в индийской философии и религии, отрицание
смысла конкретной истории, допущение скитания душ по разным краям бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих душ путем превращения
в новые и новые
формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный конец истории мира.
Смысл его тот, что самодурство,
в каких бы умеренных
формах ни выражалось,
в какую бы кроткую опеку ни переходило, все-таки ведет, — по малой мере, к обезличению людей, подвергшихся его влиянию; а обезличение совершенно противоположно всякой свободной и разумной деятельности; следовательно, человек обезличенный, под влиянием тяготевшего над ним самодурства, может нехотя, бессознательно совершить какое угодно преступление и погибнуть — просто по глупости и недостатку самобытности.
Вот почему иногда общий
смысл раскрываемой идеи требовал больших распространений и повторений одного и того же
в разных видах, — чтобы быть понятным и
в то же время уложиться
в фигуральную
форму, которую мы должны были взять для нашей статьи, по требованию самого предмета…
«Разрешаю Вам и благословляю Вас действовать. Старайтесь токмо держаться
в законной
форме. Вы, как писали мне еще прежде, уже представили о Ваших сомнениях суду; но пусть Аггей Никитич, имея
в виду то, что он сам открыл, начнет свои действия, а там на лето и я к Вам приеду на помощь. К подвигу Вашему, я уверен, Вы приступите безбоязненно; ибо оба Вы,
в смысле высшей морали, люди смелые».
Не то хоть всю жизнь свою знайтесь с народом, хоть сорок лет сряду каждый день сходитесь с ним, по службе, например,
в условно-административных
формах, или даже так, просто по-дружески,
в виде благодетеля и
в некотором
смысле отца, — никогда самой сущности не узнаете.
Жизнепонимание общественное входило
в сознание людей веками, тысячелетиями, проходило через разные
формы и теперь уже взошло для человечества
в область бессознательного, передаваемого наследственностью, воспитанием и привычкой; и потому оно кажется нам естественным. Но 5000 лет тому назад оно казалось людям столь же неестественным и страшным, как им теперь кажется учение христианское
в его настоящем
смысле.
Есть замечательное малоизвестное огромное сочинение («Unparteiische Kirchen und Ketzer-Historie», 1729 г.) Готфрида Арнольда, трактующего прямо об этом предмете и показывающего всю незаконность, произвольность, бессмысленность и жестокость употребления слова «ересь»
в смысле отвержения. Книга эта есть попытка описания истории христианства
в форме истории ересей.
Сущность всякого религиозного учения — не
в желании символического выражения сил природы, не
в страхе перед ними, не
в потребности к чудесному и не во внешних
формах ее проявления, как это думают люди науки. Сущность религии
в свойстве людей пророчески предвидеть и указывать тот путь жизни, по которому должно идти человечество,
в ином, чем прежнее, определении
смысла жизни, из которого вытекает и иная, чем прежняя, вся будущая деятельность человечества.
Все эти разнообразные
формы жизни основаны на одном представлении о том, что жизнь личности не есть достаточная цель жизни, что
смысл жизни может быть найден только
в совокупности личностей.]
Сущность общественного жизнепонимания состоит
в перенесении
смысла своей личной жизни
в жизнь совокупности личностей: племени, семьи, рода, государства. Перенесение это совершалось и совершается легко и естественно
в первых своих
формах,
в перенесении
смысла жизни из своей личности
в племя, семью. Перенесение же
в род или народ уже труднее и требует особенного воспитания для этого; перенесение же сознания
в государство уже составляет предел такого перенесения.
15) Совершенство
формы (единство идеи и
формы) не составляет характеристической черты искусства
в эстетическом
смысле слова (изящных искусств); прекрасное как единство идеи и образа, или как полное осуществление идеи, есть цель стремления искусства
в обширнейшем
смысле слова или «уменья», цель всякой практической деятельности человека.
14) Область искусства не ограничивается областью прекрасного
в эстетическом
смысле слова, прекрасного по живой сущности своей, а не только по совершенству
формы: искусство воспроизводит все, что есть интересного для человека
в жизни.
Красота
формы, состоящая
в единстве идеи и образа, общая принадлежность «е только искусства (
в эстетическом
смысле слова), но и всякого человеческого дела, совершенно отлична от идеи прекрасного, как объекта искусства, как предмета нашей радостной любви
в действительном мире.
В этом
смысле искусство ничем не отличается от рассказа о предмете; различие только
в том, что искусство вернее достигает своей цели, нежели простой рассказ, тем более ученый рассказ; под
формою жизни мы гораздо легче знакомимся с предметом, гораздо скорее начинаем интересоваться им, «ежели тогда, когда находим сухое указание на предмет.
Наука перестает им нравиться; они берут отдельные результаты, не имеющие никакого
смысла в той
форме,
в которой они берут, привязывают их к позорному столбу и бичуют
в них науку.
Мысль эта, заключавшая
в себе глубокий
смысл нашей эпохи, едва пришла
в сознание и высказалась поэтом-мыслителем, как уже развилась
в стройной, строгой, наукообразной
форме спекулятивным, диалектическим мыслителем.
Но затем, уже довольно далеко от города, на одном из станков какой-то грамотей, одетый
в звериные шкуры, вчитался
в наше «свидетельство» и заподозрил
в нем
форму знакомой «дружеской бумаги»,
смысл и значение которой население уже разгадало.
Дело
в том, что ложе у него было сделано
в форме крокодила или какой-то фантастической ящерицы, и это ничтожное обстоятельство придавало ружью
в наших детских глазах какой-то особенный, таинственный
смысл.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие
в том
смысле, что они являются онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей,
в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит
в действительность (ενεργεία öv), причем каждая
форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность
форм образует их иерархию или организм.
Его νους, идеальный организм идей-форм,
в идеальной материи имеющий для себя «подставку», есть, по нашему пониманию, не что иное, как София, или же
в известном
смысле то же самое, что и платоновский мир идей.
И наоборот, отвержение заповеди рождения ведет к гинекократии
в смысле господства самки над женщиной и мужчиной (причем выдвигается весь арсенал косметики и моды), к разнообразным
формам блуда, гетеризма и сексуальных эксцессов.
Таким образом, по
смыслу учения Аристотеля,
формы существуют не «
в умном месте» Платона, а только
в вещах.
В учении Аристотеля о
формах мы имеем только иную (
в одном
смысле улучшенную, а
в другом ухудшенную) редакцию платоновского же учения об идеях, без которого и не мог обойтись мыслитель, понимавший науку как познание общего (το καθόλου) и, следовательно, сам нуждавшийся
в теории этого «общего», т. е.
в теории идей-понятий.
Карпов: ч. III, 341, прим.), именно диалектики понятия единого, το εν, которое
в одном
смысле является совершенно трансцендентным бытию и есть
в этом
смысле ничто, напротив,
в другом
смысле оно содержит
в себе все и принимает
в себя все разнообразие
форм.
Пустые логические
формы, вспомогательные схемы, имеющие лишь прагматическое значение, без всякого колебания выдаются Аристотелем за подлинные идеи
в платоновском
смысле.
Но пустая
форма бессмертия
в философском
смысле, — какое содержание она гарантирует? Что-то огромное? «Да почему же непременно огромное?»
В душе человека только мрак и пауки. Почему им не быть и там? Может быть, бессмертие — это такой тусклый, мертвый, безнадежный ужас, перед которым страдальческая земная жизнь — рай?
Иногда положительно начинает казаться, что Толстой сознательно рисует «
смысл добра»
в таких уродливых
формах, что он как будто прямо хочет сказать читателю: нет,
смысл жизни —
в чем угодно, только не
в добре!
Само озеро имеет неправильно округленную
форму, суженную с севера и расширяющуюся на юге, с небольшим заливом с западной стороны. Древний его берег восточный.
В недавнем прошлом (
в геологическом
смысле)!
Смысл этот не только
в том, что
в нашем обыденном мире
в форму семьи вкладывается любовь.
В сущности, учение, которое видит
смысл и ценность брака
в деторождении и продолжении рода, должно признать эрос
в отношениях мужчины и женщины, от элементарных
форм полового влечения до высших
форм любви, иллюзией и самообманом.
Если же зло имеет положительный
смысл и результатом его будет вечный ад, если оно будет положительно учтено
в раю, то затруднительной делается борьба со злом, то зло превращается
в неосуществленную
форму добра.
Затем, университет
в его лучших представителях, склад занятий, отличие от тогдашних университетских городов, сравнительно, например, с Казанью, все то, чем действительно можно было попользоваться для своего общего умственного и научно-специального развития; как поставлены были студенты
в городе; что они имели
в смысле обще-развивающих условий; какие художественные удовольствия; какие
формы общительности вне корпоративной, то есть почти исключительно трактирной (по"кнейпам") жизни, какую вело большинство буршей.
Обнаружение этого
смысла направлено против тех, которые думают, что общество может бесконечно существовать мирно и спокойно, когда
в нем накопились страшные яды, когда
в нем царят зло и неправда, внешне прикрытые благообразными
формами, идеализированными образами прошлого.
Нигде на Западе не существовала
в такой своеобразной
форме проблема «интеллигенция и народ», которой посвящено все русское мышление второй половины XIX века, ибо на Западе
в сущности не было ни «интеллигенции», ни «народа»
в русском
смысле слова.
Он не был противником индустриального развития, подобно многим другим народникам, но он ставит традиционный для русской мысли XIX века вопрос о том, может ли Россия избежать капиталистического периода развития, и решает его
в том
смысле, что Россия может сократить до нуля срок капиталистического периода и прямо перейти от низших
форм хозяйства к хозяйству социалистическому.
Но при появлении протестантства
в самом широком
смысле, то есть появлении нового понимания христианства как учения жизни, драматическое искусство не нашло
формы, соответствующей новому пониманию христианства, и люди Возрождения увлеклись подражанием классическому искусству.
Больница обходилась без фельдшера. Нужно было написать заявление
в управу, но доктор все еще никак не мог придумать
формы письма. Теперь
смысл письма должен был быть таков: «Прошу уволить фельдшера, хотя виноват не он, а я». Изложить же эту мысль так, чтобы вышло не глупо и не стыдно, — для порядочного человека почти невозможно.
Предсмертные слова Капочки звучали
в ее ушах, но несмотря на их кажущуюся с первого взгляда ясность, княжна не могла понять их страшного
смысла, понять так, как она бы хотела совершенно ясно, бесспорно, так, чтобы она могла, опираясь на эти слова, решиться на какой-нибудь твердый шаг
в форме разговора с отцом и с княжной Александрой Яковлевной.
Первые дни свободы около прелестной женщины, конечно, были для Николая Герасимовича
в полном
смысле медовыми, но затем
в этот мед снова попала ложка дегтя
в форме мучивших самолюбивого до последних пределов Савина воспоминаний об артистической деятельности Мадлен де Межен
в Петербурге.