Неточные совпадения
Карпов: ч. III, 341, прим.), именно диалектики понятия единого, το εν, которое
в одном
смысле является совершенно трансцендентным бытию и есть
в этом
смысле ничто, напротив,
в другом
смысле оно содержит
в себе все и принимает
в себя все разнообразие
форм.
Таким образом, по
смыслу учения Аристотеля,
формы существуют не «
в умном месте» Платона, а только
в вещах.
Однако им принадлежит самостоятельное бытие
в том
смысле, что они являются онтологическим prius [Первооснова, основание (лат.); букв.: предыдущее, предшествующее, первичное.] вещей,
в силу которого возможность (δυνάμει δν) переходит
в действительность (ενεργεία öv), причем каждая
форма имеет пребывающее, вечное существование, а совокупность
форм образует их иерархию или организм.
В учении Аристотеля о
формах мы имеем только иную (
в одном
смысле улучшенную, а
в другом ухудшенную) редакцию платоновского же учения об идеях, без которого и не мог обойтись мыслитель, понимавший науку как познание общего (το καθόλου) и, следовательно, сам нуждавшийся
в теории этого «общего», т. е.
в теории идей-понятий.
Пустые логические
формы, вспомогательные схемы, имеющие лишь прагматическое значение, без всякого колебания выдаются Аристотелем за подлинные идеи
в платоновском
смысле.
Его νους, идеальный организм идей-форм,
в идеальной материи имеющий для себя «подставку», есть, по нашему пониманию, не что иное, как София, или же
в известном
смысле то же самое, что и платоновский мир идей.
И наоборот, отвержение заповеди рождения ведет к гинекократии
в смысле господства самки над женщиной и мужчиной (причем выдвигается весь арсенал косметики и моды), к разнообразным
формам блуда, гетеризма и сексуальных эксцессов.
Неточные совпадения
— Совершенно ясно, что культура погибает, потому что люди привыкли жить за счет чужой силы и эта привычка насквозь проникла все классы, все отношения и действия людей. Я — понимаю: привычка эта возникла из желания человека облегчить труд, но она стала его второй природой и уже не только приняла отвратительные
формы, но
в корне подрывает глубокий
смысл труда, его поэзию.
И чем более он всматривался
в соединение несоединимых
форм птиц, зверей, геометрических фигур, тем более требовательно возникало желание разрушить все эти фигуры, найти
смысл, скрытый
в их угрюмой фантастике.
От этого, бросая
в горячем споре бомбу
в лагерь неуступчивой старины,
в деспотизм своеволия, жадность плантаторов, отыскивая
в людях людей, исповедуя и проповедуя человечность, он добродушно и снисходительно воевал с бабушкой, видя, что под старыми, заученными правилами таился здравый
смысл и житейская мудрость и лежали семена тех начал, что безусловно присвоивала себе новая жизнь, но что было только завалено уродливыми
формами и наростами
в старой.
Не будет греховных
форм эксплуатации человека человеком, не будет классов
в том
смысле,
в каком они созданы капиталистическим строем.
Оно проникало не только
в отношения между поместным дворянством и подневольною массою — к ним,
в тесном
смысле, и прилагался этот термин, — но и во все вообще
формы общежития, одинаково втягивая все сословия (привилегированные и непривилегированные)
в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным.