Неточные совпадения
Теперь Алексей Александрович намерен
был требовать: во-первых, чтобы составлена
была новая комиссия, которой поручено бы
было исследовать на месте состояние инородцев; во-вторых, если окажется, что положение инородцев действительно таково, каким оно является из имеющихся в руках комитета официальных данных, то чтобы
была назначена еще другая новая ученая комиссия для исследования причин этого безотрадного положения инородцев с точек зрения: а) политической, б) административной, в) экономической, г) этнографической, д) материальной и е)
религиозной; в-третьих, чтобы
были затребованы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые
были в последнее десятилетие приняты этим министерством для предотвращения тех невыгодных условий, в которых ныне находятся инородцы, и в-четвертых, наконец, чтобы
было потребовано от министерства объяснение о том, почему оно, как видно из доставленных в комитет сведений за №№ 17015 и 18308, от 5 декабря 1863 года и 7 июня 1864, действовало прямо противоположно смыслу коренного и органического закона, т…, ст. 18, и примечание в статье 36.
Третье: она
была религиозна и не как ребенок безотчетно религиозна и добра, какою
была, например, Кити; но жизнь ее
была основана на
религиозных убеждениях.
У него
была способность понимать искусство и верно, со вкусом подражать искусству, и он подумал, что у него
есть то самое, что нужно для художника, и, несколько времени поколебавшись, какой он выберет род живописи:
религиозный, исторический, жанр или реалистический, он принялся писать.
Быт инородцев
был исследован в политическом, административном, экономическом, этнографическом, материальном и
религиозном отношениях.
Долго еще находился Гриша в этом положении
религиозного восторга и импровизировал молитвы. То твердил он несколько раз сряду: «Господи помилуй», но каждый раз с новой силой и выражением; то говорил он: «Прости мя, господи, научи мя, что творить… научи мя, что творити, господи!» — с таким выражением, как будто ожидал сейчас же ответа на свои слова; то слышны
были одни жалобные рыдания… Он приподнялся на колени, сложил руки на груди и замолк.
Но страстная, почти
религиозная привязанность к своему странному ребенку
была, надо полагать, единственным клапаном тех ее склонностей, захлороформированных воспитанием и судьбой, которые уже не живут, но смутно бродят, оставляя волю бездейственной.
— Головастик этот, Томилин, читал и здесь года два тому назад, слушала я его. Тогда он немножко не так рассуждал, но уже можно
было предвидеть, что докатится и до этого. Теперь ему надобно
будет православие возвеличить.
Религиозные наши мыслители из интеллигентов неизбежно упираются лбами в двери казенной церкви, — простой, сыромятный народ самостоятельнее, оригинальнее. — И, прищурясь, усмехаясь, она сказала: — Грамотность — тоже не всякому на пользу.
Он все более определенно чувствовал в жизни Марины нечто таинственное или, по меньшей мере, странное. Странное отмечалось не только в противоречии ее политических и
религиозных мнений с ее деловой жизнью, — это противоречие не смущало Самгина, утверждая его скептическое отношение к «системам фраз». Но и в делах ее
были какие-то темные места.
— Старообрядцы очень зашевелились. Похоже, что у нас
будет две церкви: одна — лает, другая — подвывает! Бездарные мы люди по части
религиозного мышления, и церковь у нас бесталанная…
Но слова о ничтожестве человека пред грозной силой природы, пред законом смерти не портили настроение Самгина, он знал, что эти слова меньше всего мешают жить их авторам, если авторы физически здоровы. Он знал, что Артур Шопенгауэр, прожив 72 года и доказав, что пессимизм
есть основа
религиозного настроения, умер в счастливом убеждении, что его не очень веселая философия о мире, как «призраке мозга», является «лучшим созданием XIX века».
— «Западный буржуа беднее русского интеллигента нравственными идеями, но зато его идеи во многом превышают его эмоциональный строй, а главное — он живет сравнительно цельной духовной жизнью». Ну, это уже какая-то поповщинка! «Свойства русского национального духа указуют на то, что мы призваны творить в области
религиозной философии». Вот те раз! Это уже — слепота. Должно
быть, Бердяев придумал.
Он проповедовал тогда «что-то страстное», по выражению Крафта, какую-то новую жизнь, «
был в
религиозном настроении высшего смысла» — по странному, а может
быть, и насмешливому выражению Андроникова, которое мне
было передано.
Католики, напротив, начинают религией и хотят преподавать ее сразу, со всею ее чистотою и бескорыстным поклонением, тогда как у китайцев не
было до сих пор ничего, похожего на
религиозную идею.
Религиозное учение это состояло в том, что всё в мире живое, что мертвого нет, что все предметы, которые мы считаем мертвыми, неорганическими,
суть только части огромного органического тела, которое мы не можем обнять, и что поэтому задача человека, как частицы большого организма, состоит в поддержании жизни этого организма и всех живых частей его.
Топоров, как и все люди, лишенные основного
религиозного чувства, сознанья равенства и братства людей,
был вполне уверен, что народ состоит из существ совершенно других, чем он сам, и что для народа необходимо нужно то, без чего он очень хорошо может обходиться.
И от этого у него всегда
были грустные глаза. И от этого, увидав Нехлюдова, которого он знал тогда, когда все эти лжи еще не установились в нем, он вспомнил себя таким, каким он
был тогда; и в особенности после того как он поторопился намекнуть ему на свое
религиозное воззрение, он больше чем когда-нибудь почувствовал всё это «не то», и ему стало мучительно грустно. Это же самое — после первого впечатления радости увидать старого приятеля — почувствовал и Нехлюдов.
Как и все люди его круга и времени, он без малейшего усилия разорвал своим умственным ростом те путы
религиозных суеверий, в которых он
был воспитан, и сам не знал, когда именно он освободился.
Поговорив еще о графине Катерине Ивановне и ее увлечении новым
религиозным направлением, которое Владимир Васильевич не осуждал и не оправдывал, но которое при его комильфотности, очевидно,
было для него излишне, он позвонил.
И потому для уяснения этого вопроса он взял не Вольтера, Шопенгауера, Спенсера, Конта, а философские книги Гегеля и
религиозные сочинения Vіnеt, Хомякова и, естественно, нашел в них то самое, что ему
было нужно: подобие успокоения и оправдания того
религиозного учения, в котором он
был воспитан и которое разум его давно уже не допускал, но без которого вся жизнь переполнялась неприятностями, а при признании которого все эти неприятности сразу устранялись.
В
религиозном отношении он
был также типичным крестьянином: никогда не думал о метафизических вопросах, о начале всех начал, о загробной жизни. Бог
был для него, как и для Араго, гипотезой, в которой он до сих пор не встречал надобности. Ему никакого дела не
было до того, каким образом начался мир, по Моисею или Дарвину, и дарвинизм, который так казался важен его сотоварищам, для него
был такой же игрушкой мысли, как и творение в 6 дней.
В таком чисто монистическом, монофизитском
религиозном сознании не может
быть пророчеств о новой жизни, новой мировой эпохе, о новой земле и новом небе, нет исканий нового града, столь характерных для славянства.
Симптомы
религиозного возрождения уже
были до войны.
Но гордыне германской воли должна
быть противопоставлена наша
религиозная воля.
И в христианском мире возможен пророческий мессианизм, сознание исключительного
религиозного призвания какого-нибудь народа, возможна вера, что через этот народ
будет сказано миру слово нового откровения.
Русская революция не
есть феномен политический и социальный, это прежде всего феномен духовного и
религиозного порядка.
Революция, удавшаяся революция,
есть всегда неудача, как неудачей надо признать все
религиозные революции истории, может
быть более всего христианство.
Но, увы, и
религиозное возрождение может
быть номинальным и формальным.
Идея демократии
была осознана и формулирована в такую историческую эпоху, когда
религиозное и философское сознание передовых слоев европейского человечества
было выброшено на поверхность и оторвано от глубины, от духовных истоков человека.
Русский народ нужно более всего призывать к
религиозной мужественности не на войне только, но и в жизни мирной, где он должен
быть господином своей земли.
Христианское мессианское сознание не может
быть утверждением того, что один лишь русский народ имеет великое
религиозное призвание, что он один — христианский народ, что он один избран для христианской судьбы и христианского удела, а все остальные народы — низшие, не христианские и лишены
религиозного призвания.
А в этой шири должны
быть видны древние
религиозные истоки культур.
Это
была единственная серьезная и глубокая форма расизма, кровь имела
религиозный характер.
Можно установить следующие
религиозные черты марксизма: строгая догматическая система, несмотря на практическую гибкость, разделение на ортодоксию и ересь, неизменяемость философии науки, священное писание Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, которое может
быть истолковываемо, но не подвергнуто сомнению; разделение мира на две части — верующих — верных и неверующих — неверных; иерархически организованная коммунистическая церковь с директивами сверху; перенесение совести на высший орган коммунистической партии, на собор; тоталитаризм, свойственный лишь религиям; фанатизм верующих; отлучение и расстрел еретиков; недопущение секуляризации внутри коллектива верующих; признание первородного греха (эксплуатации).
У западника
есть почти
религиозное благоговение, вызываемое дистанцией.
И задача в том, чтобы конец Европы и перелом истории
были пережиты человечеством в духовном углублении и с
религиозным светом.
А всякий исключительный
религиозный национализм, всякое религиозно-национальное самомнение
есть юдаизм в христианстве.
Если императоры говорили, что они призваны не только управлять государством, но и заботиться о спасении душ своих подданных, то теперь новый кесарь тоже заботится о спасении души, хотя бы то
было спасение души от
религиозных суеверий.
Материалистическая теория социальной среды в России
есть своеобразное и искаженное переживание
религиозной трансцендентности, полагающей центр тяжести вне глубины человека.
Эта проблема совершенно неразрешимая на почве материализма, она могла бы
быть разрешима лишь на почве
религиозного социализма.
В следующей главе
будет речь о глубоком различии между идеей
религиозной соборности и социалистической идеей коллективизма.
Монизм всегда имеет тираническую тенденцию,
будет ли он
религиозный или антирелигиозный.
Может
быть социализм революционный и социализм реформаторский, социализм
религиозный и социализм атеистический, социализм демократический и социализм аристократический.
На Востоке должна
быть пробуждена самобытная творческая активность, созидающая новую культуру, и это возможно лишь на
религиозной почве.
Ясно, что духовный базис славянской идеи должен
быть шире и вмещать в себя несколько
религиозных типов.
Очень характерно, что Л. Толстой и тогда, когда писал «Войну и мир», и тогда, когда писал свои нравственно-религиозные трактаты,
был безнадежно замкнут в кругу частной точки зрения на жизнь, не желающей знать ничего, кроме индивидуальной жизни, ее радостей и горестей, ее совершенств или несовершенств.
Человек иного, не интеллигентского духа — национальный гений Лев Толстой —
был поистине русским в своей
религиозной жажде преодолеть всякую национальную ограниченность, всякую тяжесть национальной плоти.
В ней
есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на
религиозной почве, жажда спасения всем народом.
В этом отношении в русском
религиозном сознании
есть коренной дуализм.
В хлыстовском сектантском движении
есть ценная
религиозная энергия, хотя и не просветленная высшим сознанием.
Подход к проблеме войны всегда
был отвлеченно-моралистический, отвлеченно-социологический или отвлеченно-религиозный.