Неточные совпадения
Русский народ не только
был покорен власти, получившей
религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и Пугачева.
Так же в жизни
религиозной многие секты и ереси
были уходом из официальной церковности, в которой
был тот же гнет, что и в государстве, и духовная жизнь омертвела.
Обскурантское обрядоверие
было одним из полюсов русской
религиозной жизни, но на другом полюсе
было искание Божьей правды, странничество, эсхатологическая устремленность.
Так
было в народе, так
будет в русской революционной интеллигенции XIX в., тоже раскольничьей, тоже уверенной, что злые силы овладели церковью и государством, тоже устремленной к граду Китежу, но при ином сознании, когда «нетовщина» распространилась на самые основы
религиозной жизни.
Но в расколе
было два элемента —
религиозный и революционный.
Русская литература
будет носить моральный характер, более чем все литературы мира, и скрыто-религиозный характер.
Лермонтов,
быть может,
был самым
религиозным из русских поэтов, несмотря на свое богоборчество.
Материализм
был предметом
религиозной веры, и противники его в известную эпоху трактовались как враги освобождения народа.
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе, власть которого опиралась не только на военную силу, но также и на
религиозные верования народа, с сильной бюрократией, отделившей стеной царя от народа, с крепостническим дворянством, в средней массе своей очень непросвещенным и самодурным, с небольшим культурным слоем, который легко мог
быть разорван и раздавлен.
Более плодотворно
было у нас влияние Шеллинга на
религиозную философию начала XX в.
В русской философской мысли
будут преобладать мотивы
религиозные, моральные и социальные.
Но у этих
религиозных западников
были и славянофильские элементы.
Славянофилы
были у нас первыми народниками, но народниками на
религиозной почве.
Я
был первым и до сих пор остаюсь практически единственным человеком, который обнаружил эту главную ошибку современной философии; я показал, что все философы (за исключением Лейбница), начиная с Декарта и его последователя Спинозы, исходили из принципа разрушения и революции в отношении
религиозной жизни, из принципа, который в области политики породил конституционный принцип; я показал, что кардинальная реформа невозможна, если только она не
будет проходить и в философии и в политике.
У нас
было два кризиса гегелианства, кризис
религиозный, в лице Хомякова, и кризис морально-политический и социальный, в лице Белинского.
Белинский не понимал
религиозной проблемы Гоголя, это
было вне пределов его сознания.
У того же Лермонтова
была уже русская драма творчества — сомнение в его
религиозной оправданности —
В этих словах намечается уже
религиозная драма, пережитая Гоголем. Лермонтов не
был ренессансным человеком, как
был Пушкин и, может
быть, один лишь Пушкин, да и то не вполне. Русская литература пережила влияние романтизма, который
есть явление западноевропейское. Но по-настоящему у нас не
было ни романтизма, ни классицизма. У нас происходил все более и более поворот к
религиозному реализму.
Именно русскому сознанию свойственно
было сомнение
религиозное, моральное и социальное в оправданности творчества культуры.
Основной идеей христианства он считал идею Богочеловечества, о чем речь
будет, когда
буду говорить о русской
религиозной философии.
Отсюда гуманизм, который в сознании может
быть не христианским и антихристианским, приобретает
религиозный смысл, без него цели христианства не могли бы осуществиться.
Социализм у русских носил
религиозный характер и тогда, когда
был атеистическим.
Было народничество консервативное и революционное, материалистическое и
религиозное.
Для
религиозного народничества народ
есть некий мистический организм, более уходящий и в глубь земли и в глубь духа, чем нация, которая
есть рационализированное историческое образование, связанное с государством.
Но и в
религиозном народничестве, у славянофилов, у Достоевского и Л. Толстого народ
был по преимуществу крестьяне, трудовые классы общества.
В народе
были еще сильны старые верования в
религиозную освященность самодержавной монархии, он
был более враждебен помещикам и чиновникам, чем царю.
Если отрицание социального неравенства, обличение неправды господствующих классов
есть очень существенный русский мотив, то у Толстого он доходит до предельного
религиозного выражения.
Его теократия
была настоящей
религиозной утопией, построенной очень рационалистически по тройственной схеме царя, первосвященника и пророка.
Религиозная драма самого Л. Толстого
была бесконечно глубже его религиозно-философских идей.
Вл. Соловьев, который не любил Толстого, сказал, что его
религиозная философия
есть лишь феноменология его великого духа.
Тема о власти. Анархизм. Русское отношение к власти. Русская вольница. Раскол. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов. Анархизм. Бакунин. Страсть к разрушению
есть творческая страсть. Кропоткин.
Религиозный анархизм:
религиозный анархизм Л. Толстого. Учение о непротивлении. Анархия и анархизм. Анархический элемент у Достоевского. Легенда о Великом Инквизиторе.
Религиозный анархизм Льва Толстого
есть самая последовательная и радикальная форма анархизма, т. е. отрицание начала власти и насилия.
Вот с этим Л. Толстой не мог примириться, и это делает ему великую честь, хотя бы его
религиозная философия
была слабой и его учение практически неосуществимым.
И так
было не только в
религиозных направлениях, но и в направлениях внерелигиозных и богоборческих, хотя бы это и не
было сознано.
Русская мысль по своей интенсии
была слишком тоталитарной, она не могла оставаться отвлеченно-философской, она хотела
быть в то же время
религиозной и социальной, в ней
был силен моральный пафос.
Для
религиозного философа откровение
есть духовный опыт и духовный факт, а не авторитет, его метод интуитивный.
Русская
религиозная философия особенно настаивает на том, что философское познание
есть познание целостным духом, в котором разум соединяется с волей и чувством и в котором нет рационалистической рассеченности.
Русские течения
религиозной мысли, русские
религиозные искания начала XX в.
будут продолжать профетическое служение Вл. Соловьева.
Но это
был лишь момент его внутренней судьбы, он принадлежал к типу мессианских
религиозных мыслителей, родственных польскому мессианисту Чешковскому.
Он
был пробудителем
религиозной совести в обществе религиозно-индифферентном или враждебном христианству.
Но отлучение
было возмутительно потому, что оно
было применено к человеку, который так много сделал для пробуждения
религиозных интересов в обществе безбожном, в котором люди, мертвые для христианства, не отлучались.
Русская
религиозная проблематика
была очень мало связана с духовной средой, с духовными академиями, с иерархами церкви.
Русской
религиозной мысли вообще
была свойственна идея продолжающегося боговоплощения, как и продолжающегося в явлении Христа миротворения.
Митрополит Филарет
был очень талантливый человек, но для
религиозной философии он совсем неинтересен, у него не
было в этой области своих интересных мыслей.
В
религиозной философии архиепископа Иннокентия
были элементы модернизма.
Новым в творческой
религиозной мысли, столь отличной от мертвящей схоластики,
было ожидание, не всегда открыто выраженное, новой эпохи в христианстве, эпохи Св.
Она
была у большей части представителей русской
религиозной мысли.
Для
религиозного ренессанса не хватало сильной и сосредоточенной воли,
была слишком большая культурная утонченность,
были элементы упадочности в настроениях культурного слоя, и этот высший культурный слой
был слишком замкнут в себе.
И это особенно неблагоприятно должно
было отозваться на попытках
религиозного возрождения.
Но
был и возврат к традициям русской мысли XIX в., к
религиозному содержанию русской литературы, к Хомякову, к Достоевскому и Вл. Соловьеву.
Неточные совпадения
Теперь Алексей Александрович намерен
был требовать: во-первых, чтобы составлена
была новая комиссия, которой поручено бы
было исследовать на месте состояние инородцев; во-вторых, если окажется, что положение инородцев действительно таково, каким оно является из имеющихся в руках комитета официальных данных, то чтобы
была назначена еще другая новая ученая комиссия для исследования причин этого безотрадного положения инородцев с точек зрения: а) политической, б) административной, в) экономической, г) этнографической, д) материальной и е)
религиозной; в-третьих, чтобы
были затребованы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые
были в последнее десятилетие приняты этим министерством для предотвращения тех невыгодных условий, в которых ныне находятся инородцы, и в-четвертых, наконец, чтобы
было потребовано от министерства объяснение о том, почему оно, как видно из доставленных в комитет сведений за №№ 17015 и 18308, от 5 декабря 1863 года и 7 июня 1864, действовало прямо противоположно смыслу коренного и органического закона, т…, ст. 18, и примечание в статье 36.
Третье: она
была религиозна и не как ребенок безотчетно религиозна и добра, какою
была, например, Кити; но жизнь ее
была основана на
религиозных убеждениях.
У него
была способность понимать искусство и верно, со вкусом подражать искусству, и он подумал, что у него
есть то самое, что нужно для художника, и, несколько времени поколебавшись, какой он выберет род живописи:
религиозный, исторический, жанр или реалистический, он принялся писать.
Быт инородцев
был исследован в политическом, административном, экономическом, этнографическом, материальном и
религиозном отношениях.
Долго еще находился Гриша в этом положении
религиозного восторга и импровизировал молитвы. То твердил он несколько раз сряду: «Господи помилуй», но каждый раз с новой силой и выражением; то говорил он: «Прости мя, господи, научи мя, что творить… научи мя, что творити, господи!» — с таким выражением, как будто ожидал сейчас же ответа на свои слова; то слышны
были одни жалобные рыдания… Он приподнялся на колени, сложил руки на груди и замолк.