Неточные совпадения
Дальше Лоскутов очень подробно развивал мысль, что необходимо, на основании
абсолютной субстанции
духа, создать новую вселенскую религию, в которой примирятся все народы и все племена.
Вот чтобы уничтожить эту дисгармонию, нужно создать
абсолютную субстанцию всеобщего
духа, в котором примирятся все остальные, слившись в бесконечно продолжающееся и бесконечно разнообразное гармоническое соединение, из себя самого исходящее и в себя возвращающееся.
На Западе давно уже беспокоит вопрос о гарантии прав меньшинства и прав личности по отношению к
абсолютным притязаниям демократии, не ограничивающей себя
абсолютными ценностями личного
духа.
Вся относительность природного и исторического процесса сводима к единству с
абсолютным лишь в глубине
духа, а не во внешней действительности.
Добыть себе относительную общественную свободу русским трудно не потому только, что в русской природе есть пассивность и подавленность, но и потому, что русский
дух жаждет
абсолютной Божественной свободы.
Абсолютное государство Гегеля, как воплощение
духа, было также возвратом к язычеству.
Русский
дух хочет священного государства в
абсолютном и готов мириться с звериным государством в относительном.
Дух, укрепленный в своих
абсолютных истоках и возрожденный, должен обратиться к многообразной и сложной конкретности мира живой, творческой реакцией и обнаружить свои творческие дары.
Так и само пророческое мессианское в русском
духе, его жажда
абсолютного, жажда преображения, оборачивается какой-то порабощенностью.
Нельзя достаточно сильно подчеркивать, что
абсолютная Христова любовь есть новая благодатная жизнь
духа, а не закон для относительной материальной жизни.
Дух этот устремлен к последнему и окончательному, к
абсолютному во всем; к
абсолютной свободе и к
абсолютной любви.
Русский
дух, устремленный к
абсолютному во всем, не овладевает мужественно сферой относительного и серединного, он отдается во власть внешних сил.
Достоевский в легенде о «Великом Инквизиторе» провозгласил неслыханную свободу
духа,
абсолютную религиозную свободу во Христе.
Люди, любившие друг друга, расходились на целые недели, не согласившись в определении «перехватывающего
духа», принимали за обиды мнения об «
абсолютной личности и о ее по себе бытии».
Религиозную историю, религиозную традицию я мог принять лишь как знаки совершающегося в глубине, как символику
духа, как относительное, а не
абсолютное.
Тареев утверждает свободу
абсолютной религии
духа от исторических форм и свободу природно-исторической жизни от притязаний религиозной власти.
Духа, приведет к
абсолютной гармонии в Боге.
В лоне
абсолютного бытия, в Перво-Божестве, совершается предвечно весь процесс мистической диалектики: разделение Отца и Сына и примирение в
Духе.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного космоса, то
Дух есть
абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не в личности, а в соборном единстве мира, есть обоженная до конца душа мира.
Дух этот боится того завершения, конца, который дан в
абсолютном бытии.
Логическая же и грамматическая противоположность между
абсолютным и относительным никакого реального соотношения за собою не скрывает.] не есть иное бытие и не есть часть того же бытия, а есть небытие, в
духе небытия зачалось и пребывает.
Средние века не есть эпоха варварства и тьмы; этот старый взгляд давно уже оставлен культурными историками, наоборот, это эпоха великого напряжения
духа, великого томления по
абсолютному, неустанной работы мысли, это эпоха культурная и творческая, но не дневного творчества, а ночной культуры.
Вследствие этого закона [
абсолютная] идея, вполне постигаемая только мышлением (познавание под формою посредственности), первоначально является
духу под формою непосредственности или под формою воззрения.
Я еще здесь предположил темную наслышку о результатах философии, хотя и нельзя угадать, что именно допрашивающие разумеют под
абсолютным,
духом и проч.; но более отважные дилетанты идут дальше; они делают вопросы, на которые решительно нечего сказать, потому что вопрос заключает в себе нелепость.
При первом шаге дилетанты предъявляют допросные пункты, труднейшие вопросы науки хотят вперед узнать, чтоб иметь залог, что такое
дух,
абсолютное… да так, чтоб определение было коротко и ясно, т. е. дайте содержание всей науки в нескольких сентенциях, — это была бы легкая наука!
Апории, возникающие при определении соотношения между единым
абсолютным универсом и относительным бытием, вскрылись бы с еще большей ясностью, если бы Бруно перешел к выяснению природы человеческой личности и индивидуального
духа, который во имя последовательности тоже пришлось бы признать акциденцией, модусом или феноменом единой субстанции (к каковому аперсонализму и приводит обыкновенно логика пантеизма).
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не единство (ένότης), не божество, не благость, не
дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (
абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
И можно, конечно, обманывать себя надеждой, что, миновав путь «феноменологии сознания» [Точнее, «Феноменология
духа», о которой сам Гегель писал следующее: «В «Феноменологии
духа» я представил сознание в его поступательном движении от первой непосредственной противоположности между ним и предметом до
абсолютного знания» (Гегель.
В недрах своего
духа сознает человек метафизические последствия этого (если можно так выразиться) события в
Абсолютном, сотворения мира Богом, в двойственности своей природы, в своей абсолютно-относительности.
Личность есть
дух лишь как конечный, ибо только таковой в качестве предпосылки имеет телесность, от которой он должен отличать себя как
дух, отстаивая свою духовность;
абсолютный же
дух, в котором нет места такому различению, не может разумным образом определяться как личность.
Далее
абсолютное обнаруживается в своей деятельности, в своих продуктах; и это есть путь
абсолютного стать для себя самого
духом.
Интуиция о трансцендентности
духа по отношению ко всем своим определениям или продуктам лежит и в основе философии творчества у Н. А. Бердяева (цит. соч.). но и он видит недостаточно различие между образом и Первообразом, между беспредельным творчеством человека на основе софийности и
абсолютным божественным творческим актом.
Если мир. возникает только в процессе удаления из
абсолютного, его убыли, и лишь в этой убыли и состоит его собственная природа, то, очевидно, миротворящее начало есть прогрессивно возрастающий минус
абсолютного, или погружение его во зло: отсюда получается неизбежный антикосмизм, и самого Плотина лишь эллинский
дух да непоследовательность спасали от сатанинского вывода, формулированного Мефистофелем...
Для
абсолютного же
духа, напротив, духовность есть его собственное естество, у него не имеется напряженности между природой и
духом, в снятии и примирении которой состоит существо личности, потому он ничего не может получить от предиката личности» (A. Drews. Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes, 326–328).
Она со вниманием слушала очень долгий разговор, который шел у этих дам о самых возвышенных предметах, об
абсолютном состоянии
духа, о средствах примирения неладов между нравственной и физической природой человека, о тайных стремлениях души и т. п.
Утопия совершенного общества в условиях нашего мира, утопия священного царства и священной власти, утопия совершенной и
абсолютной общей воли народа или пролетариата, утопия
абсолютной справедливости и
абсолютного братства сталкивается с верховной ценностью личности, с личной совестью и личным достоинством, со свободой
духа и совести.
Единственный принцип в государстве, который связан с
абсолютной правдой, есть принцип субъективных прав человеческой личности, свободы
духа, свободы совести, свободы мысли и слова, который и монархия, и демократия, и все формы государства имеют тенденцию нарушать.
Абсолютное добро и
абсолютное совершенство вне Царства Божьего превращает человека в автомат добра, т. е., в сущности, отрицает нравственную жизнь, ибо нравственная жизнь невозможна без свободы
духа.
Феноменология откровения должна привести к сознанию той истины, что
духу, т. е. свободе, принадлежит
абсолютный примат над всяким объективированным бытием.
Есть тенденция в мире к объективации
абсолютного царства, в котором
дух окончательно объективирован и социализирован.
Абсолютный, существующий лишь сам по себе, без всякого творения, Бог является и остается безличным, вне времени и места, бездействующим, безвольным, бесчувственным, и, следовательно, он ни Отец, ни Сын, ни
Дух Святой, он сама вечность без времени, он парит и живет в самом себе в каждом месте, он ничего не делает, а также ничего не хочет и ничего не жаждет.
То же приспособление к злой необходимости есть и в
абсолютной монархии, и в социалистической республике, то же отсутствие общения в
Духе, общения творчески свободного, то же послушание бремени закона, изобличающего грех.
Даже
абсолютное целомудрие не только тела, но и
духа предполагает половую жизнь.
Или человек — образ и подобие
Абсолютного Божественного Бытия — тогда он свободный
дух, царь и центр космоса; или человек — образ и подобие данного природного мира — тогда нет человека, а есть лишь одно из преходящих явлений природы.
Бесконечный
дух человека претендует на
абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он сознает себя
абсолютным центром не данной замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех планов бытия, всех миров.
Этот соблазн
абсолютного равенства ведет к истреблению всех качеств и ценностей, всех возвышений и подъемов, в нем —
дух небытия.
Русский нигилизм, который шире течения конца 60-х годов, носящего это наименование, отвергает не только на словах, не только в мыслях все непререкаемые и
абсолютные святыни и ценности, он отвергает их и всей совокупностью своего
духа, направлением своей воли, отвергает их на деле, в самой жизни.