Для
русского народничества, в отличие от национализма, оно имело анархическую тенденцию, и это в славянофильстве так же, как и в народничестве левого лагеря.
Вся мысль его есть эстетическая реакция против
русского народничества, русского освободительного движения, русского искания социальной правды, русского искания Царства Божьего.
Неточные совпадения
Народничество есть своеобразное
русское явление, как своеобразно
русским явлением был
русский нигилизм и
русский анархизм.
Народничество было порождением неорганического характера
русской истории петровского периода, паразитарного характера массы
русского дворянства.
Великие
русские писатели, столь противоположные по своему типу, представители религиозного
народничества, оба верили в правду простого трудового народа.
Он верит, что в
русском народе правда, и исповедует религиозное
народничество.
Для
русского сознания XIX в. характерно, что
русские безрелигиозные направления — социализм,
народничество, анархизм, нигилизм и самый наш атеизм — имели религиозную тему и переживались с религиозным пафосом.
Достоевский лишь одной своей половиной обращен к этой задаче и помогает ее осуществлению, другой же — соблазняет
русским народничеством и русским коллективизмом, то есть препятствует осуществлению этой задачи.
Время уже сознать, что все формы
русского народничества — иллюзии, порождения русской культурной отсталости; они означают рабскую зависимость русского культурного слоя от народной тьмы, потерянность всего качественного русской жизни в количествах.
Неточные совпадения
— Вспомните, что
русский барин Герцен угрожал царю мужицким топором, а затем покаянно воскликнул по адресу царя: «Ты победил, Галилеянин!» Затем ему пришлось каяться в том, что первое покаяние его было преждевременно и наивно. Я утверждаю, что наивность — основное качество
народничества; особенно ясно видишь это, когда народники проповедуют пугачевщину, мужицкий бунт.
— Весьма сожалею, что Николай Михайловский и вообще наши «страха ради иудейска» стесняются признать духовную связь
народничества со славянофильством. Ничего не значит, что славянофилы — баре, Радищев, Герцен, Бакунин — да мало ли? — тоже баре. А ведь именно славянофилы осветили подлинное своеобразие
русского народа. Народ чувствуется и понимается не сквозь цифры земско-статистических сборников, а сквозь фольклор, — Киреевский, Афанасьев, Сахаров, Снегирев, вот кто учит слышать душу народа!
Когда разразилась война, то многие
русские интеллигенты делали попытки оценить ее с точки зрения интересов пролетариата, применить к ней категории социологической доктрины экономического материализма или социологической и этической теории
народничества.
Народничество, столь характерное для
русской мысли и проявляющееся в разнообразных формах, предполагает уже отщепенство и чувство оторванности от народной жизни.
Наше
народничество — явление характерно-русское, незнакомое Западной Европе, — есть явление безгосударственного духа.