Неточные совпадения
Наше
народничество — явление характерно-русское, незнакомое Западной Европе, — есть явление безгосударственного духа.
Когда разразилась война, то многие
русские интеллигенты делали попытки оценить ее с точки зрения интересов пролетариата, применить к ней категории социологической доктрины экономического материализма или социологической и этической теории
народничества.
Такие направления наши, как славянофильство и
народничество, относились с особенным уважением и вниманием к народной жизни и по-разному стремились опереться на самые недра земли
русской.
Но и в славянофильстве и в
народничестве всегда была значительная доля утопизма централистических идеологий, и эти обращенные к народной жизни идейные течения не покрывали всей необъятности и огромности
русской народной жизни.
Народничество, столь характерное для
русской мысли и проявляющееся в разнообразных формах, предполагает уже отщепенство и чувство оторванности от народной жизни.
Достоевский лишь одной своей половиной обращен к этой задаче и помогает ее осуществлению, другой же — соблазняет
русским народничеством и русским коллективизмом, то есть препятствует осуществлению этой задачи.
Время уже сознать, что все формы
русского народничества — иллюзии, порождения русской культурной отсталости; они означают рабскую зависимость русского культурного слоя от народной тьмы, потерянность всего качественного русской жизни в количествах.
Неточные совпадения
— Вспомните, что
русский барин Герцен угрожал царю мужицким топором, а затем покаянно воскликнул по адресу царя: «Ты победил, Галилеянин!» Затем ему пришлось каяться в том, что первое покаяние его было преждевременно и наивно. Я утверждаю, что наивность — основное качество
народничества; особенно ясно видишь это, когда народники проповедуют пугачевщину, мужицкий бунт.
— Весьма сожалею, что Николай Михайловский и вообще наши «страха ради иудейска» стесняются признать духовную связь
народничества со славянофильством. Ничего не значит, что славянофилы — баре, Радищев, Герцен, Бакунин — да мало ли? — тоже баре. А ведь именно славянофилы осветили подлинное своеобразие
русского народа. Народ чувствуется и понимается не сквозь цифры земско-статистических сборников, а сквозь фольклор, — Киреевский, Афанасьев, Сахаров, Снегирев, вот кто учит слышать душу народа!
Он верит, что в
русском народе правда, и исповедует религиозное
народничество.
Для
русского сознания XIX в. характерно, что
русские безрелигиозные направления — социализм,
народничество, анархизм, нигилизм и самый наш атеизм — имели религиозную тему и переживались с религиозным пафосом.
Народничество есть своеобразное
русское явление, как своеобразно
русским явлением был
русский нигилизм и
русский анархизм.