Неточные совпадения
Обращаясь к самопознанию, которое есть одно из главных источников философского
познания, я открываю в себе изначальное, исходное: противление мировой данности, неприятие всякой объектности, как рабства
человека, противоположение свободы духа необходимости мира, насилию и конформизму.
Ещё в Греции
человек хотел познать самого себя и в этом видел разгадку бытия, источник философского
познания.
Это есть рабство у так называемых «законов» природы, которые открывает и конструирует
человек своим научным
познанием.
Человек борется с насилием этой природной необходимости через
познание этой необходимости, и может быть лишь к этой сфере применимо то, что свобода есть результат необходимости, сознанность и познанность необходимости.
Познание находится в глубокой зависимости от ступеней общности
людей.
Познание носит социальный характер и потому зависит от форм общения
людей, от ступеней их общности.
Но зависимость
познания от социальных отношений
людей в более глубоком смысле есть зависимость от духовного состояния
людей.
Социальные отношения
людей, воздействующие на
познание, обозначают ступени их духовной разобщенности или общности.
Детерминизм
познания, особенно наукообразного, вводящий
человека в царство необходимости и закономерности, соответствует низшей ступени духовной общности
людей, их разобщенности.
Общеобязательное
познание устанавливает тут сообщение между
людьми разобщенными, оно соответствует миру раздора.
Вина тут лежит не на
познании, которое есть положительная ценность, а на духовном состоянии мира и
человека, на разобщенности и раздоре в самом бытии.
Тут
познание менее зависит от духовного состояния и духовной общности
людей, оно имеет одинаковые результаты для
людей разных религиозных верований, разных национальностей и разных классов.
Наоборот,
познание в науках исторических и социальных и в науках о духе и о ценностях, т. е. в философии, носит менее общеобязательный характер именно потому, что предполагает большую духовную общность
людей.
Все это свидетельствует о том, что автономия сферы
познания относительна, что оно не может быть отделено от целостного существа
человека, от его духовной жизни, т. е. от
человека интегрального.
Познание зависит от того, каков
человек и каково отношение
человека к
человеку.
Это значит, что при достижении высшей духовной общности
людей мир представлялся бы иным и
познание его было бы иным.
Люди этой душевной структуры не ищут истины, они живут под чарами, не допускающими до
познания истины.
Брат Василий задумался. «Говорит этот человек несколько витиевато, но в словах его есть правда, — думал <он>. — Брату моему Платону недостает
познания людей, света и жизни». Несколько помолчав, сказал так вслух:
В конце XIX и начале XX века считали огромным достижением в
познании человека, в понимании писателей и разгадки написанных ими книг, когда открыли, что человек может скрывать себя в своей мысли и писать обратное тому, что он в действительности есть.
Подумайте: великий Кеплер говорил, что если бы он мог окинуть взглядом вселенную, но не видал бы жаждущего
познания человека, то он нашел бы свое удивление бесплодным, а я, червяк, без всех решительно сравнений, его ничтожнейший, до сей поры все жил, не видя никого, кому бы мог сказать о том, что я своим окинул взором…
Правда, правда, тысячу раз правда твоя, господин мусье! Ну, что было бы из меня, если бы я продолжал военную службу? Мучился бы, изнемогал, а все бы не дошел выше господина капрала. Теперь же — даже губернатором могу быть! Состояние у меня отличное, могу найти двух-трех с большими
познаниями людей, буду им платить щедро и служил бы отлично. Подите же вы с теперешнею молодежью! И слышать не хотят. Все бы им самим служить, не как предки наши… Портится свет!
Неточные совпадения
— Это, очевидно, местный покровитель искусств и наук. Там какой-то рыжий
человек читал нечто вроде лекции «Об инстинктах
познания», кажется? Нет, «О третьем инстинкте», но это именно инстинкт
познания. Я — невежда в философии, но — мне понравилось: он доказывал, что
познание такая же сила, как любовь и голод. Я никогда не слышала этого… в такой форме.
Вспомнились слова Марины: «Мир ограничивает
человека, если
человек не имеет опоры в духе». Нечто подобное же утверждал Томилин, когда говорил о
познании как инстинкте.
Лекция была озаглавлена «Интеллект и рок», — в ней доказывалось, что интеллект и является выразителем воли рока, а сам «рок не что иное, как маска Сатаны — Прометея»; «Прометей — это тот, кто первый внушил
человеку в раю неведения страсть к
познанию, и с той поры девственная, жаждущая веры душа богоподобного
человека сгорает в Прометеевом огне; материализм — это серый пепел ее».
Так как у тунгусов нет грамоты и, следовательно, грамотных
людей, то духовное начальство здешнее, для опыта, намерено разослать пока письменные копии с перевода Евангелия в кочевья тунгусов, чтоб наши священники, знающие тунгусский язык, чтением перевода распространяли между ними предварительно и постепенно истины веры и приготовляли их таким образом к более основательному
познанию Священного Писания, в ожидании, когда распространится между ними знание грамоты и когда можно будет снабдить их печатным переводом.
И он усвоил себе все те обычные софизмы о том, что отдельный разум
человека не может познать истины, что истина открывается только совокупности
людей, что единственное средство
познания ее есть откровение, что откровение хранится церковью и т. п.; и с тех пор уже мог спокойно, без сознания совершаемой лжи, присутствовать при молебнах, панихидах, обеднях, мог говеть и креститься на образа и мог продолжать служебную деятельность, дававшую ему сознание приносимой пользы и утешение в нерадостной семейной жизни.