Орфографически правильное письмо является средством и условием становления
языковой личности ребёнка, его вхождения в информационное и культурное пространство, реализации профессиональной деятельности в дальнейшем.
Сфера parole служит местом творческого раскрытия
языковой личности.
Возможность учёта изначальной сенсорно-перцептивной, чувственно-практической основы формирования
языковой личности в контексте обучения иностранному языку диктует необходимость дальнейшей разработки проблем влияния полимодальности восприятия на учебно-профессиональную деятельность будущих лингвистов.
Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы
языковой личности.
Современная
языковая личность живёт в медиапространстве: её окружают, на неё воздействуют информационные потоки, порождённые событиями и псевдособытиями массовой коммуникации; от неё требуют с определённой периодичностью и частотностью реагировать на получаемую информацию (отбирать, отслеживать для себя нужное, оценивать, проводя конструктивный анализ, достоинства и недостатки); выступать «передатчиком», «референтом» полученной информации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хлопунец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Зайдёт ли речь о психолингвистике или коммуникативистике, лингвистической когнитологии или речеведении, жанроведении или лингвоперсонологии, а тем более о теориях
языковой личности или языковой картины мира – в преамбуле автор наверняка несколько слов посвятит тотальной ориентации гуманитарных практик на человека как субъекта общения.
Применительно к родному языку они формулируются как задача подготовки
языковой личности, обладающей целым рядом способностей в соответствии с требованиями компетентностного подхода.
Формирование данной парадигмы «привело к развороту лингвистической проблематики в сторону человека и его места в культуре, ибо в центре внимания культуры и культурной традиции стоит
языковая личность во всём её многообразии: Я-физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное».
Выбор слов в акте речевой коммуникации, с одной стороны, является проявлением индивидуальности говорящего («речевой паспорт говорящего»), а с другой – даёт представление о языковой среде, в рамках которой формируется
языковая личность.
Функцией «рефлексивных игр» сознания
языковой личности является актуализация во внутренней форме слова в каждой конкретной ситуации или контексте определённой совокупности рефлексивных векторов (= векторы мысли, представления).
Воздействие указанных языковых условий на
языковую личность исследователей произвело одновременную герметизацию знания о душе и духе.
Современный учитель языка должен готовить носителей языка на уровне творческой
языковой личности, кто умел бы вести речевую деятельность на изучаемом языке.
Важным положением является то, что принадлежность человека к национальной культуре проявляется на всех уровнях
языковой личности: на когнитивном уровне, на языковом уровне, на эмоциональном уровне, на мотивационном уровне – в национальном характере, национальном менталитете, на моторном уровне – язык тела, жесты.
Предметом исследования становится структура
языковой личности отправителя речи (оратора или коммуникатора) и получателя (реципиента).
Объект исследования – лингвистические особенности
языковой личности автора публицистического текста.
Филологическое образование младших школьников невозможно сегодня без успешного формирования у них базовых лингвистических понятий, что не только влияет на результативность дальнейшего обучения в образовательных организациях, но и обусловливает процесс становления и развития
языковой личности, эффективно решающей актуальные коммуникативные, интеллектуальные и социальные задачи.
Монография предназначена преподавателям и студентам, аспирантам, занимающимся исследованиями проблем влияния единой поликультурной образовательной среды на процесс обучения иностранным языкам, на формирование поликультурной
языковой личности, а также на личностное и ценностное саморазвитие субъектов данной среды.
Если основным признаком личности является сознание, то главным признаком
языковой личности является наличие языкового сознания.
Нередко вселившийся в кликушу демон выступает как самостоятельная
языковая личность, способная адекватно реагировать на происходящее вовне, отвечать на вопросы, комментировать высказывания своей «хозяйки» («хозяина»).
Речевой портрет
языковой личности в значительной степени определяется богатством её лексикона.
Сложный синтаксис образуется всей совокупностью ассоциативных реакций, которая может возникать в сознании носителей языка в процессе использования, восприятия и порождения вербальных единиц, т. е. отражает весь спектр функционально – динамических репрезентаций знака, сопряжённый с присвоением языковых значений и форм конкретными носителями языка (с учётом гендерных, возрастных, этнических, социальных, культурных, когнитивных и т.п. факторов, влияющих на ассоциативный тезаурус
языковой личности).
Нам кажется интересным рассмотреть некоторые языковые особенности современного публицистического текста и выявить характерные лингвистические черты
языковой личности, создающей тот или иной публицистический текст.
Если говорить о преподавании русского языка как иностранного в вузах инженерного профиля, то, безусловно, проблемы формирования
языковой личности инженера / будущего инженераможно условно разделить на две группы.
Современному обществу нужна
языковая личность, не только владеющая средствами общения на родном и иностранных языках, но и обладающая способностью к импровизации в процессе речи.
Языковая личность носителя диалекта, выступая как субъект этнической культуры, реализует в процессе номинации многовековой эмпирический и духовный опыт своего народа, в языковом сознании носителя диалекта закреплена определённая совокупность этнически маркированных знаний и представлений об окружающем мире.
Следует обратить внимание на то, что при обозначении людей в ярославских диалектах преобладает отрицательная оценка качеств, проявляемых
языковой личностью в коммуникативном акте, такие наименования составляют 77 % из общего количества номинаций, нейтральных обозначений всего 5 %.
Цель пособия – расширить у студентов знания о русском языке, его формах, стилях и стилистических ресурсах, о нормах литературного языка и коммуникативных качествах, необходимых в сфере профессиональной деятельности, т.е. формирование профессиональной
языковой личности, владеющей языковой, коммуникативной и лексикографической компетенциями.
При этом в центре изучения стилистики находится
языковая личность в неразрывной связи с её речевой деятельностью (дискурсом).
Человек как
языковая личность должен не только воспринимать тексты на родном языке, но и создавать их, используя языковые средства в соответствии с литературным языком.
Поэтому речевая культура может быть определена как совокупность взаимосвязанных элементов языковой системы, с помощью которых
языковая личность осваивает социокультурное пространство.
Речевую культуру
языковой личности составляют – языковые нормы – принятые в общественно языковой практике людей правила произношения, словоупотребления и словосочетания, а также правописания слов и предложений; этические нормы- правила речевого поведения; стилистические нормы– отбор языковых средств (слов, форм слов и предложений) и их использование в разных сферах общественной деятельности человека.
На стыке нескольких областей знаний, изучающих процессы взаимодействия
языковой личности и массовой информации, возникает понятие «медиаграмотность».
Второй блок вопросовпозволил проверить качество знаний и умений
языковой личности в электронной переписке и скайп-технологиях как средствах межличностного общения в интернет-коммуникации.
Показатели
языковой личности особо ярко проявляются в процессе общения с истинными носителями языка и предполагают умения вести межкультурный диалог.
Исходя из этих задач, можно считать, что главной целью процесса обучения языку должно стать воспитание
языковой личности.
Предметом психолингвистики выступает
языковая личность, как правило, рассматриваемая в индивидуально-психологическом аспекте.
Её интересы лежат в определении психологических особенностей взаимосвязи языкового сознания и социальной деятельности человека, социального бытия и быта
языковых личностей.
Таким образом, если культура речи сосредоточивает своё внимание на вопросах языковой нормы, оптимальной организации речи, её коммуникативной эффективности и соответствующих компетенциях
языковой личности, то лингвоэкология – на условиях и факторах благоприятного или неблагоприятного существования и развития языка как сложной полифункциональной системы и языкового сознания его носителей.
Духовная деградация человека, то есть утрата духовных ценностей, влечёт за собой и деградацию так называемой
языковой личности.
Что касается нулевого уровня, то необходимость в его рассмотрении возникает только в тех случаях, когда требуется описание идиолекта
языковой личности (на нулевом уровне личность получает языковой опыт бессознательно).
Для изучения лексикона
языковой личности необходимо выбрать отрывки текстов и выявить количество повторений одного и того же слова и разных значений одного и того же слова, процентное соотношение принадлежности слов к различным семантическим полям, а также определить коннотации и прагматические оценки.
Предложение формируется под влиянием
языковой личности, которая определяет содержание и структуру, отбирает языковой материал, интерпретирует теоретические положения в соответствии с целями и задачами описания.
Аннотация:в статье проблемы формирования
языковой личности будущего инженера/инженера разделены на две части.
Восприятие публичной речи так или иначе опирается на культурные концепты и ценности
языковой личности как самого спикера, так и адресатов речи.
Языковая личность способна осознавать наличие словесной матрицы в своём сознании как эмпирически, так и на основе её феноменологической интерпретации.
По мнению автора текущей работы это опосредовано воздействием на его языковое мышление, на его
языковую личность семантических особенностей языковой материи, не давшей ему возможности разделить и осмыслить семантические события души и духа в контексте разной сущности их природы.
Исходя из этого,
языковая личность может характеризоваться как «категория, имеющая выход на такие качества личности индивидуума, как творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнёрами по общению (социальное взаимодействие), умение включаться в современные мировые процессы развития цивилизации, совершенствовать человеческое общество» [Валеева 2011: 11].