Орфографически правильное письмо является средством и условием становления
языковой личности ребёнка, его вхождения в информационное и культурное пространство, реализации профессиональной деятельности в дальнейшем.
Современному обществу нужна
языковая личность, не только владеющая средствами общения на родном и иностранных языках, но и обладающая способностью к импровизации в процессе речи.
Сфера parole служит местом творческого раскрытия
языковой личности.
Возможность учёта изначальной сенсорно-перцептивной, чувственно-практической основы формирования
языковой личности в контексте обучения иностранному языку диктует необходимость дальнейшей разработки проблем влияния полимодальности восприятия на учебно-профессиональную деятельность будущих лингвистов.
Каким образом, на ваш взгляд, теория
языковой личности могла предвосхитить формирование теории лингвокультурных типажей?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: утучнение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Соответственно, при моделировании лингвокультурного типажа, необходимо анализировать в большей степени групповые нормы, т.к. индивидуальные нормы изначально определяют конкретную
языковую личность, а ситуативные нормы – ролевое поведение личности.
То есть, изучение лингвокультурного типажа – один из подходов к изучению
языковой личности, особенностью которого является установление ценностной значимости данного типа личности в культуре социума.
Стереотипное представление о той или иной
языковой личности формируется в коммуникативно-массовом сознании, соответственно, говоря о стереотипе как основе лингвокультурного типажа, необходимо акцентировать внимание на таком понятии, как «социальный стереотип».
Какие подходы к пониманию
языковой личности вам известны?
Учебный игровой фильм участвует в решении комплексной задачи формирования поликультурной
языковой личности.
Нередко вселившийся в кликушу демон выступает как самостоятельная
языковая личность, способная адекватно реагировать на происходящее вовне, отвечать на вопросы, комментировать высказывания своей «хозяйки» («хозяина»).
Данный подход интересен тем, что проявления
языковой личности рассматриваются в её динамике, от потенциального статичного «обладания» определёнными характеристиками до момента вступления в коммуникацию и непосредственной реализации данной личности в коммуникативном акте.
Подходы к исследованию
языковой личности в лингвокультурологии, также как и подходы к её определению, характеризуются разноплановостью.
Комплексное исследование типажа осуществляется за счёт изучения коллективного сознания (коллективной
языковой личности) носителей той или иной лингвокультуры.
Изучение концепта типизируемой
языковой личности, представляющей какую-либо социальную группу, предполагает исследование одной из граней в её фасеточной структуре – коммуникативного поведения данного типа личности, а, следовательно, и данной социальной группы.
Мне кажется интересным рассмотреть некоторые языковые особенности современного публицистического текста и выявить характерные лингвистические черты
языковой личности, создающей тот или иной публицистический текст.
Языковая личность способна осознавать наличие словесной матрицы в своём сознании как эмпирически, так и на основе её феноменологической интерпретации.
Формирование данной парадигмы «привело к развороту лингвистической проблематики в сторону человека и его места в культуре, ибо в центре внимания культуры и культурной традиции стоит
языковая личность во всём её многообразии: Я-физическое, Я-социальное, Я-интеллектуальное, Я-эмоциональное, Я-речемыслительное».
Современная
языковая личность живёт в медиапространстве: её окружают, на неё воздействуют информационные потоки, порождённые событиями и псевдособытиями массовой коммуникации; от неё требуют с определённой периодичностью и частотностью реагировать на получаемую информацию (отбирать, отслеживать для себя нужное, оценивать, проводя конструктивный анализ, достоинства и недостатки); выступать «передатчиком», «референтом» полученной информации.
Функцией «рефлексивных игр» сознания
языковой личности является актуализация во внутренней форме слова в каждой конкретной ситуации или контексте определённой совокупности рефлексивных векторов (= векторы мысли, представления).
Воздействие указанных языковых условий на
языковую личность исследователей произвело одновременную герметизацию знания о душе и духе.
Процесс понимания лексического значения слова
языковой личностью напрямую связан с её лексической компетенцией.
Объект исследования – лингвистические особенности
языковой личности автора публицистического текста.
Применительно к родному языку они формулируются как задача подготовки
языковой личности, обладающей целым рядом способностей в соответствии с требованиями компетентностного подхода.
Важным положением является то, что принадлежность человека к национальной культуре проявляется на всех уровнях
языковой личности: на когнитивном уровне, на языковом уровне, на эмоциональном уровне, на мотивационном уровне – в национальном характере, национальном менталитете, на моторном уровне – язык тела, жесты.
Если основным признаком личности является сознание, то главным признаком
языковой личности является наличие языкового сознания.
Обращается внимание на становление ученика как полноценной творческой
языковой личности.
Речевой портрет
языковой личности в значительной степени определяется богатством её лексикона.
Речевую культуру
языковой личности составляют – языковые нормы – принятые в общественно языковой практике людей правила произношения, словоупотребления и словосочетания, а также правописания слов и предложений; этические нормы- правила речевого поведения; стилистические нормы– отбор языковых средств (слов, форм слов и предложений) и их использование в разных сферах общественной деятельности человека.
Таким образом, объектом психолингвистики становится
языковая личность – человек в его способности совершать речевые действия и тот процесс, как он это делает.
Предметом исследования становится структура
языковой личности отправителя речи (оратора или коммуникатора) и получателя (реципиента).
Сложный синтаксис образуется всей совокупностью ассоциативных реакций, которая может возникать в сознании носителей языка в процессе использования, восприятия и порождения вербальных единиц, т. е. отражает весь спектр функционально – динамических репрезентаций знака, сопряжённый с присвоением языковых значений и форм конкретными носителями языка (с учётом гендерных, возрастных, этнических, социальных, культурных, когнитивных и т.п. факторов, влияющих на ассоциативный тезаурус
языковой личности).
Если говорить о преподавании русского языка как иностранного в вузах инженерного профиля, то, безусловно, проблемы формирования
языковой личности инженера / будущего инженераможно условно разделить на две группы.
Филологическое образование младших школьников невозможно сегодня без успешного формирования у них базовых лингвистических понятий, что не только влияет на результативность дальнейшего обучения в образовательных организациях, но и обусловливает процесс становления и развития
языковой личности, эффективно решающей актуальные коммуникативные, интеллектуальные и социальные задачи.
Исходя из этого,
языковая личность может характеризоваться как «категория, имеющая выход на такие качества личности индивидуума, как творчество, самостоятельность, способность строить взаимодействие и взаимопонимание с партнёрами по общению (социальное взаимодействие), умение включаться в современные мировые процессы развития цивилизации, совершенствовать человеческое общество» [Валеева 2011: 11].
Языковая личность носителя диалекта, выступая как субъект этнической культуры, реализует в процессе номинации многовековой эмпирический и духовный опыт своего народа, в языковом сознании носителя диалекта закреплена определённая совокупность этнически маркированных знаний и представлений об окружающем мире.
Следует обратить внимание на то, что при обозначении людей в ярославских диалектах преобладает отрицательная оценка качеств, проявляемых
языковой личностью в коммуникативном акте, такие наименования составляют 77 % из общего количества номинаций, нейтральных обозначений всего 5 %.
Цель пособия – расширить у студентов знания о русском языке, его формах, стилях и стилистических ресурсах, о нормах литературного языка и коммуникативных качествах, необходимых в сфере профессиональной деятельности, т.е. формирование профессиональной
языковой личности, владеющей языковой, коммуникативной и лексикографической компетенциями.
При этом в центре изучения стилистики находится
языковая личность в неразрывной связи с её речевой деятельностью (дискурсом).
Человек как
языковая личность должен не только воспринимать тексты на родном языке, но и создавать их, используя языковые средства в соответствии с литературным языком.
Поэтому речевая культура может быть определена как совокупность взаимосвязанных элементов языковой системы, с помощью которых
языковая личность осваивает социокультурное пространство.
На стыке нескольких областей знаний, изучающих процессы взаимодействия
языковой личности и массовой информации, возникает понятие «медиаграмотность».
Второй блок вопросовпозволил проверить качество знаний и умений
языковой личности в электронной переписке и скайп-технологиях как средствах межличностного общения в интернет-коммуникации.
Показатели
языковой личности особо ярко проявляются в процессе общения с истинными носителями языка и предполагают умения вести межкультурный диалог.
Предметом психолингвистики выступает
языковая личность, как правило, рассматриваемая в индивидуально-психологическом аспекте.
Её интересы лежат в определении психологических особенностей взаимосвязи языкового сознания и социальной деятельности человека, социального бытия и быта
языковых личностей.
Таким образом, если культура речи сосредоточивает своё внимание на вопросах языковой нормы, оптимальной организации речи, её коммуникативной эффективности и соответствующих компетенциях
языковой личности, то лингвоэкология – на условиях и факторах благоприятного или неблагоприятного существования и развития языка как сложной полифункциональной системы и языкового сознания его носителей.
Духовная деградация человека, то есть утрата духовных ценностей, влечёт за собой и деградацию так называемой
языковой личности.
Предложение формируется под влиянием
языковой личности, которая определяет содержание и структуру, отбирает языковой материал, интерпретирует теоретические положения в соответствии с целями и задачами описания.
Аннотация:в статье проблемы формирования
языковой личности будущего инженера/инженера разделены на две части.