– Взаимная помощь как источник зарождения
этических чувств у человека.
Поэтому, утверждают защитники прав животных, наше
этическое чувство должно распространяться и на них.
И, наконец, подвигаясь в каждом классе животных к высшим представителям этих классов (муравьям, осам и пчёлам у насекомых; журавлям и попугаям среди птиц; высшим жвачным, обезьянам и, наконец, человеку среди млекопитающих), мы находим, что отождествление особи с интересами своей группы, а иногда даже и самопожертвование ради группы растут по мере того, как мы переходим от низших представителей каждого класса к высшим, в чём, конечно, нельзя не видеть указания на естественное происхождение не только зачатков этики, но и высших
этических чувств.
На почве этого элементарного
этического чувства постепенно развивается философская рефлексия, которая уже в античном мире приводит к зарождению идеи так называемого естественного права.
Этическое чувство ориентирует нас в нашем поведении, и само стремление к такой ориентации говорит о многом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дониматься — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но природные инстинкты порой нарушают
этические чувства и уважение.
Всё это усугублялось его чудовищным самолюбием, эгоизмом, вспыльчивостью и импульсивностью, склонностью к суеверию, бессердечностью, отсутствием нравственного чувства и недостатком
этического чувства.
Но и это еще не все, в этом же инстинкте лежит зачаток тех чувств благорасположения и частного отождествления особи со своею группою, которые составляют исходную точку всех высоких
этических чувств.
Этическое чувство позволяет улавливать сигналы совести, а эстетическое – ощущения красоты.
Цель использования приёма: развивать
этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения; формировать представление о нравственных нормах и моральных принципах, принятых в обществе.
Уже простое применение юридических норм к фактам действительности должно было очень рано обнаружить, что применение одних норм вызывает удовлетворение
этического чувства, чувства справедливости, меж тем как применение других приводит к обратному – к чувству несправедливости.
Особое внимание в этой книге уделено чувству веры, но нужно упомянуть и некоторых его соседей по сознанию: чувства родства, любви, дружбы, долга, совести (его называют ещё
этическим чувством), красоты (эстетическое чувство), призвания, чувство логики, социальное чувство.
Здесь влечение к жестокости, могущее сопутствовать сладострастному аффекту, усиливается в психопатическом индивиде до чрезмерной степени, тогда как, с другой стороны, из-за отсутствия или недостаточности
этических чувств все нормальные противодействия оказались или оказываются очень слабыми.