Формирование и развитие личностных и метапредметных результатов образования учащихся

Надежда Витальевна Лаптева

Сборник методических материалов включает описание опыта формирования и развития личностных и метапредметных результатов образования учащихся на занятиях в Доме детского творчества «Вдохновение».Сборник адресован педагогам и методистам дополнительного образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование и развитие личностных и метапредметных результатов образования учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Личностные результаты

Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания, саморазвития и самоопределения. Мы выделили четыре группы личностных результатов, соотнеся их с базовыми национальными ценностями:

Ценности — это стержень личности, от их развития зависит жизненный путь человека. Поэтому формирование системы ценностей должно включать:

— усвоение учащимися общественных ценностей,

— развитие позитивных отношений к этим общественным ценностям,

— приобретение соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.

При этом очень важно ориентировать педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим на первый план выходит не активность самого педагога, а сочетание усилий педагога и родителей по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели и задач личностного развития.

Далее мы рассмотрим каждый блок личностных результатов с точки зрения содержания, возможных задач воспитания, опишем методы и приемы, которые применяют педагоги ДДТ «Вдохновение» на своих занятиях для формирования личностных результатов.

В каждом блоке приводится перечень возможных задач личностного развития, разбитых по возрастам. Для реализации дополнительной общеобразовательной программы и конкретного занятия подбирать их следует в соответствии с целями и содержанием программы/занятия, с учетом специфики объединения.

Перечень задач может быть расширен по усмотрению педагогов, но при этом важно не забывать про возрастные особенности учащихся. В воспитании детей младшего школьного возраста приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения учащимися социально значимых знаний — знаний основных норм и традиций российского общества. В воспитании учащихся подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, и, прежде всего, ценностных отношений. В воспитании учащихся юношеского возраста приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения опыта осуществления социально значимых дел.

Опыт формирования личностных результатов на занятиях в объединениях ДДТ «Вдохновение» показал, что возможны различные подходы к работе по их формированию:

1) Работа с ценностью как понятием выстраивается как отдельное воспитательное или учебное занятие.

Цель занятия — сформировать социально значимые знания о той или иной ценности.

В этом случае ценность рассматривается как понятие и формируется через ряд этапов:

2) Ценность выступает как содержательный материал, на котором отрабатывается предметная задача.

Например:

— Цель: Сформировать представление об особенностях аргументации во время дебатов.

Учащиеся работают в командах, участвуют в процессе создания аргументов и контраргументов на заданную тему. Тему педагог может задать любую. Например, вредные и полезные привычки.

Занятие проведено Логиновской М. Э. (Центр «Доверие»)

— Цель: Сформировать у детей представление о понятии «здоровая привычка» посредством спонтанного рисования.

Педагог организует повторение темы «Спонтанное рисование» и ставит задачу отработки навыков на заданную тему. Тему педагог может задать любую. Например, «здоровые привычки». Учащиеся работают индивидуально, применяя спонтанное рисование для достижения цели задания: найти на четырех рисунках персонажа и его здоровые привычки, составить устный рассказ по своим рисункам.

Занятие проведено Лепихиной Т. Г. (Детско-юношеский театр моды «Визит»).

3) Ценность является темой для разговора во время выполнения предметного задания.

Например:

Цель: Изготовление новогодней елочки из пряжи.

Учащиеся выполняют практическую работу — изготовление новогодней елочки из пряжи. Во время работы педагог помогает и корректирует действия учащихся.

У детей часто возникает потребность поболтать, в то время как руки заняты работой. Педагог предлагает детям тему для беседы, задает вопросы. Тему педагог может предложить любую. Например, правила безопасности у новогодней елочки.

Занятие проведено Широковой Е. Г. (Детско-юношеский театр моды «Визит»).

2.1 Готовность к социальному взаимодействию на основе нравственных и правовых норм

В основе лежат ценности: социальная солидарность и человечество.

Ценность «социальная солидарность» включает представления о свободе (личной и национальной), доверии к людям, доверии к институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердии, чести, достоинстве.

Ценность «человечество» объединяет представления о многообразии культур и народов, прогрессе человечества, международном сотрудничестве.

Формирование данных ценностей реализуется через:

Каждой возрастной ступени свойственны свои задачи в формировании данных ценностей:

Дошкольники (4—6 лет)

— Формирование моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.

1—4 класс (от 7—8 лет до 10—11 лет)

— Формировать представление о нравственных нормах и моральных принципах, принятых в обществе.

— Формировать умение применять знания о нормах и ценностях в поведении.

— Формировать умение соблюдать правила поведения в социуме.

— Создать условия для понимания и признания ценности и индивидуальности каждого человека.

— Создать условия для проявления сопереживания, уважения и доброжелательности по отношению к окружающим.

— Создать условия для формирования неприятия любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

5—9 класс (от 11—12 лет до 15—16 лет)

— Формировать ориентацию на моральные ценности и нормы в ситуации нравственного выбора.

— Формировать готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных и правовых норм.

— Формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, понимание их последствий.

— Создать условия для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

— Создать условия для понимания свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

— Создать условия для формирования неприятия асоциальных поступков.

10—11 класс (16—17 лет)

— Создать условия для проявления нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

— Формировать умение самостоятельно определять стратегию поведения, с учетом моральных и нравственных ценностей.

Опыт формирования духовно-нравственной культуры личности на занятиях в объединениях ДДТ «Вдохновение»

Название приёма: «Сделай выбор»

Прием реализован на занятии Морозовой В. С. (Центр «Доверие»)

Цель использования приёма: развивать этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения; формировать представление о нравственных нормах и моральных принципах, принятых в обществе.

Описание приема:

Учащиеся делятся на группы и получают ситуацию выбора:

Учащиеся обсуждают ситуацию в группе, и предлагают всем свое решение ситуации.

Педагог предлагает всем вместе обсудить ситуацию.

Вопросы для рассуждения:

Название приёма: «Совместная работа»

Прием реализован на занятии Лаптевой Н. В. (Школа медиа-искусств «Ракета»)

Цель использования приёма: создать условия для проявления сопереживания, уважения и доброжелательности по отношению к окружающим.

Описание приема:

При создании мультфильмов организуется совместная деятельность детей с распределением обязанностей: один рисует, другой вырезает, третий готовит сцену для съемки, четвертый двигает персонажей, пятый снимает и следит за кадром. В совместно-распределенной деятельности часто возникают ситуации конфликта: кто-то что-то не сделал, кто-то сделал не так, положил не туда, что-то нужно сделать срочно и т. д. Дети начинают перекладывать ответственность друг на друга. Это очень хорошая почва для создания педагогических ситуаций, в которых можно тренировать уважение и доброжелательность по отношению друг к другу.

Название приёма: «Сценарий ролика»

Прием реализован на занятии Новоселова Ю. Ю., Корбанюка М. Ю., Лаптевой Н. В. (Школа медиа-искусств «Ракета»)

Цель использования приёма: формировать готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных и правовых норм; создать условия для понимания свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Описание приема:

В подростковом возрасте учащиеся начинают переосмысливать нравственные нормы и ценности, примерять их к себе, поэтому вопросы нравственности, свободы и ответственности, взаимодействия личности и социума становятся для них актуальными. Снимая ролики, фильмы, мультфильмы на темы, которые интересуют подростков, они пробуют искать ответы, прорабатывают возможные сценарии поведения. Поэтому, мы включаем подростков в самостоятельную разработку сценария.

Задание 1. Сформулировать максимально конкретно до трех интересующих вас тем; тем, на которые вам есть что сказать или вы хотели бы найти ответ. Работа индивидуальная, самостоятельная. Каждая тема пишется на 1 стикере, стикеры клеятся на доску.

Далее в ходе группового обсуждения предложенные темы анализируются, группируются по схожести тематики. Задача — найти 1—2 основные темы, привлекательные для всех учащихся. Чаще всего этими темами становятся темы морального выбора, правил поведения в социуме, взаимоотношения социума и личности.

Задание 2. На основании выбранной темы, каждый из участников придумывает не менее трех образов, ярко описывающих тему. Образы записываются или зарисовываются на стикерах и клеятся на доску под соответствующей темой.

Затем образы обсуждаются, анализируются и дорабатываются. Задачей педагога на этом этапе становится максимальное раскрытие темы, показ противоречий, расстановка акцентов, для того, чтобы не только задействовать идеи каждого участника, но и обсудить с подростками возникшую тему (это первый этап проработки духовно-нравственных ценностей).

В результате обсуждения создается сюжетная линия — несколько последовательных сцен, полностью раскрывающих идею. В процессе раскадровки, поиска монтажных решений, съемки сюжетная линия может дорабатываться (это второй этап проработки духовно-нравственных ценностей).

После съемки ролик можно будет посмотреть на занятии, с друзьями и обсудить (это третий этап проработки духовно-нравственных ценностей).

2.2 Осознание российской идентичности в поликультурном сообществе

Включает ценности: семья, патриотизм.

Ценность «семья» объединяет такие понятия как любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

Ценность «патриотизм» включает любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой Родине, служение Отечеству.

Формирование данных ценностей реализуется через:

Каждой возрастной ступени свойственны свои задачи в формировании данных ценностей:

Дошкольники (4—6 лет)

— Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.

— Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве.

— Формировать первичные представления об отечественных традициях и праздниках.

1—4 класс (от 7—8 лет до 10—11 лет)

— Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

— Создать условия для осознания своей этнокультурной и национальной принадлежности.

— Создать условия для формирования сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны и края.

— Формировать уважение к народам России.

— Формировать первоначальные представления о человеке как члене общества.

5—9 класс (от 11—12 лет до 15—16 лет)

— Создать условия для активного участия в жизни организации, местного сообщества, родного края, страны.

— Создать условия для формирования готовности к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство).

— Создать условия для формирования представления и уважения прав, свобод, обязанностей и законных интересов других людей.

— Создать условия для проявления интереса к познанию родного языка, истории, культуры России.

— Формировать ценностное отношение к достижениям России в искусстве, спорте, технологиях, боевых подвигах и трудовых достижениях.

— Формировать уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям, праздникам народов России.

— Формировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, коррупции.

10—11 класс (16—17 лет)

— Создать условия для проявления активности в общественной жизни коллектива.

— Формировать толерантное восприятие социальных и культурных традиций других национальностей.

— Формировать патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

— Формировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Опыт формирования патриотизма на занятиях в объединениях ДДТ «Вдохновение»

Название приема: «Лови ошибку»

Прием реализован на занятии Лаптевой А. А. (Школа юных модельеров «Кудесница»)

Цель использования приемов: развить интерес учащихся к русскому народному танцу; создать условия для проявления интереса к познанию истории, культуры России.

Описание приема:

На доске карточки с существующими и несуществующими названиями элементов русского народного танца. Учащиеся называют только те термины, которые существуют на самом деле. Затем исполняют данный элемент танца и объясняют, почему он так называется. Задание выполняется индивидуально. Если дети не могут справиться индивидуально, помогают остальные учащиеся.

Название приема: «Ромашка»

Прием реализован на занятии Борисюк А. Г. (Студия изобразительного искусства «Этюд»)

Цель использования приема: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.

Описание приема:

Нарисовать несколько лепестков ромашки и подписать ответы на вопрос «Что значит для человека семья?» На занятии педагог разговаривает с детьми о семье, ее значении в жизни человека. Дети выполняют рисунок семьи. В конце занятия педагог предлагает вспомнить, о чём говорили на занятии, что нового узнали о семье и вписать недостающие слова и фразы в лепестки ромашки.

Название приема: «Правила коллектива»

Прием реализован на занятии Шабалиной О. Г. (Школа танца «Забава»)

Цель использования приемов: формировать первоначальные представления о человеке как члене общества; формировать чувство принадлежности к коллективу.

Описание приема:

Учащиеся вспоминают правила коллектива (не навредить, уважать, доверять, помогать), которые они определили на занятиях для себя.

Далее учащиеся выполняют танцевальные упражнения по кругу, проговаривают что важно соблюдать в кругу и для чего это нужно, применяют правила коллектива для работы в кругу. Повторяют упражнения, стараясь соблюсти правила. Выполнение упражнений на середине зала сопровождается игрой «Учитель — ученик» и разбором ошибок по парам. Педагог акцентирует внимание детей на правилах коллективизма.

Рефлексия: каждый ребенок проводить ассоциацию со словом коллектив.

Название приема: «Хоровод»

Прием реализован на занятии Домрачевой И.А (Образцовая школа танца «Забава»)

Цель использования приема: формировать первоначальные представления о человеке как члене общества; формировать чувство принадлежности к коллективу.

Описание приема:

Для танцевального коллектива важным является «чувство локтя», умение видеть партнера и корректировать свою деятельность в соответствии с действиями партнера. Чувство принадлежности к коллективу придает слаженности действиям танцоров.

Исполнение различных хороводных комбинаций, с последующим обсуждением того, что получилось/не получилось и причин позволяет формировать понимание важности коллектива.

Название приема: «Совместный праздник»

Прием реализован на занятии Кривчиковой Э. Н. (Студия изобразительного искусства «Этюд»)

Цель использования приема: способствовать формированию дружного коллектива; формировать чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

Описание приема:

Привлечение активных родителей и старших детей к проведению праздников. Создание комитета праздника, который обсуждает содержания праздника, создает образы, готовит реквизит, костюмы, грим, проводит совместные репетиции и организует праздник для младших детей коллектива.

В результате праздники получаются разными, интересными, семейными.

Название приема: «Праздник посвящения в…»

Прием реализован на занятии Лазаревой Н. Л. (Образцовая школа хорового и эстрадного пения «Весняночка»)

Цель использования приема: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.

Описание приема:

Праздник «Посвящение в музыканты» — это традиционное мероприятие, которое ежегодно проводится в ШХЭП «Весняночка» для обучающихся первого класса хорового и эстрадного отделений. В подготовке и проведении праздника принимают участие все педагоги школы, учащиеся старших классов, учащиеся первого класса и их родители. Старшие учащиеся ШХЭП выступают в роли персонажей, участвуют в концертных номерах. Первоклассники совместно с родителями красочно оформляют Клятву юного музыканта и учат её наизусть. Атмосфера праздника позволяет юным музыкантам почувствовать себя частью большой семьи ШХЭП «Весняночка», в игровой форме показать знания, полученные на занятиях, оценить творчество старших товарищей, повысить мотивацию продолжать занятия в ШХЭП. Родители могут увидеть перспективу развития своих детей.

Название приема: «Узнай танец»

Прием реализован на занятии Бересневой Н. Н. (Хореографический ансамбль «Летеница»)

Цель использования приема: создать условия для формирования сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны и края; показать связь истории и современности.

Описание приема:

Педагог: Ребята, мы с вами знакомились, разучивали русские народные танцы. Сегодня я принесла эти же музыкальные композиции, но в современной аранжировке. Ваша задача послушать, если есть желание — танцевать и самое главное — узнать и назвать эти танцы.

2.3 Способность к саморазвитию личностному и профессиональному самоопределению

Включает ценности: развитие, творчество, искусство, наука, труд.

Ценность «развитие» обусловлена изменениями, связанными

с переходом от одного качества к другому более новому, совершенному, ценному.

Ценность «творчество» объединяет понятия духовность, уникальность, неопределенность и созидание.

Ценность «искусство» связано с красотой, гармонией, духовным миром человека, нравственным выбором, смыслом жизни, эстетическим и этическим развитием.

Ценность «наука» — знания, стремление к истине, научная картина мира.

Ценность «труд» включает уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость.

Формирование данных ценностей реализуется через:

Каждой возрастной ступени свойственны свои задачи в формировании способности к саморазвитию и самоопределению:

Дошкольники (4—6 лет)

— Создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

— Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

— Создавать условия для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации.

1—4 класс (от 7—8 лет до 10—11 лет)

— Создавать условия для формирования уважительного отношения и интереса к художественной культуре.

— Формировать восприимчивость к разным видам искусства.

— Создавать условия для формирования стремления к самовыражению в художественной деятельности.

— Создавать условия для формирования ответственного потребления и бережного отношения к результатам труда.

— Формировать навыки участия в трудовой деятельности.

— Формировать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

— Формировать учебную мотивацию.

— Формировать умение самостоятельно приобретать знания.

— Создавать условия для формирования интереса к различным профессиям.

5—9 класс (от 11—12 лет до 15—16 лет)

— Создавать условия для формирования восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству народов.

— Развивать понимание эмоционального воздействия искусства на человека.

— Формировать осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.

— Формировать понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

— Создавать условия для формирования стремления к самовыражению в различных видах искусства.

— Формировать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания.

— Создавать условия для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений для этого.

— Формировать мотивацию самообразования.

— Создавать условия для формирования готовности адаптироваться в профессиональной среде.

— Формировать уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

— Создавать условия для формирования осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

10—11 класс (16—17 лет)

— Формировать учебно-профессиональную мотивацию.

— Формировать умение строить индивидуальную траекторию образования на основе профессиональных предпочтений.

— Создавать условия для формирования готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

— Создавать условия для формирования сознательного отношения к непрерывному образованию и самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование и развитие личностных и метапредметных результатов образования учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я