Сборник методических материалов включает описание опыта формирования и развития личностных и метапредметных результатов образования учащихся на занятиях в Доме детского творчества «Вдохновение».Сборник адресован педагогам и методистам дополнительного образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование и развитие личностных и метапредметных результатов образования учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания, саморазвития и самоопределения. Мы выделили четыре группы личностных результатов, соотнеся их с базовыми национальными ценностями:
Ценности — это стержень личности, от их развития зависит жизненный путь человека. Поэтому формирование системы ценностей должно включать:
— усвоение учащимися общественных ценностей,
— развитие позитивных отношений к этим общественным ценностям,
— приобретение соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
При этом очень важно ориентировать педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим на первый план выходит не активность самого педагога, а сочетание усилий педагога и родителей по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели и задач личностного развития.
Далее мы рассмотрим каждый блок личностных результатов с точки зрения содержания, возможных задач воспитания, опишем методы и приемы, которые применяют педагоги ДДТ «Вдохновение» на своих занятиях для формирования личностных результатов.
В каждом блоке приводится перечень возможных задач личностного развития, разбитых по возрастам. Для реализации дополнительной общеобразовательной программы и конкретного занятия подбирать их следует в соответствии с целями и содержанием программы/занятия, с учетом специфики объединения.
Перечень задач может быть расширен по усмотрению педагогов, но при этом важно не забывать про возрастные особенности учащихся. В воспитании детей младшего школьного возраста приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения учащимися социально значимых знаний — знаний основных норм и традиций российского общества. В воспитании учащихся подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений, и, прежде всего, ценностных отношений. В воспитании учащихся юношеского возраста приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения опыта осуществления социально значимых дел.
Опыт формирования личностных результатов на занятиях в объединениях ДДТ «Вдохновение» показал, что возможны различные подходы к работе по их формированию:
1) Работа с ценностью как понятием выстраивается как отдельное воспитательное или учебное занятие.
Цель занятия — сформировать социально значимые знания о той или иной ценности.
В этом случае ценность рассматривается как понятие и формируется через ряд этапов:
2) Ценность выступает как содержательный материал, на котором отрабатывается предметная задача.
Например:
— Цель: Сформировать представление об особенностях аргументации во время дебатов.
Учащиеся работают в командах, участвуют в процессе создания аргументов и контраргументов на заданную тему. Тему педагог может задать любую. Например, вредные и полезные привычки.
Занятие проведено Логиновской М. Э. (Центр «Доверие»)
— Цель: Сформировать у детей представление о понятии «здоровая привычка» посредством спонтанного рисования.
Педагог организует повторение темы «Спонтанное рисование» и ставит задачу отработки навыков на заданную тему. Тему педагог может задать любую. Например, «здоровые привычки». Учащиеся работают индивидуально, применяя спонтанное рисование для достижения цели задания: найти на четырех рисунках персонажа и его здоровые привычки, составить устный рассказ по своим рисункам.
Занятие проведено Лепихиной Т. Г. (Детско-юношеский театр моды «Визит»).
3) Ценность является темой для разговора во время выполнения предметного задания.
Например:
Цель: Изготовление новогодней елочки из пряжи.
Учащиеся выполняют практическую работу — изготовление новогодней елочки из пряжи. Во время работы педагог помогает и корректирует действия учащихся.
У детей часто возникает потребность поболтать, в то время как руки заняты работой. Педагог предлагает детям тему для беседы, задает вопросы. Тему педагог может предложить любую. Например, правила безопасности у новогодней елочки.
Занятие проведено Широковой Е. Г. (Детско-юношеский театр моды «Визит»).
2.1 Готовность к социальному взаимодействию на основе нравственных и правовых норм
В основе лежат ценности: социальная солидарность и человечество.
Ценность «социальная солидарность» включает представления о свободе (личной и национальной), доверии к людям, доверии к институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердии, чести, достоинстве.
Ценность «человечество» объединяет представления о многообразии культур и народов, прогрессе человечества, международном сотрудничестве.
Формирование данных ценностей реализуется через:
Каждой возрастной ступени свойственны свои задачи в формировании данных ценностей:
Дошкольники (4—6 лет)
— Формирование моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
1—4 класс (от 7—8 лет до 10—11 лет)
— Формировать представление о нравственных нормах и моральных принципах, принятых в обществе.
— Формировать умение применять знания о нормах и ценностях в поведении.
— Формировать умение соблюдать правила поведения в социуме.
— Создать условия для понимания и признания ценности и индивидуальности каждого человека.
— Создать условия для проявления сопереживания, уважения и доброжелательности по отношению к окружающим.
— Создать условия для формирования неприятия любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
5—9 класс (от 11—12 лет до 15—16 лет)
— Формировать ориентацию на моральные ценности и нормы в ситуации нравственного выбора.
— Формировать готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных и правовых норм.
— Формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам, понимание их последствий.
— Создать условия для формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
— Создать условия для понимания свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
— Создать условия для формирования неприятия асоциальных поступков.
10—11 класс (16—17 лет)
— Создать условия для проявления нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
— Формировать умение самостоятельно определять стратегию поведения, с учетом моральных и нравственных ценностей.
Опыт формирования духовно-нравственной культуры личности на занятиях в объединениях ДДТ «Вдохновение»
Название приёма: «Сделай выбор»
Прием реализован на занятии Морозовой В. С. (Центр «Доверие»)
Цель использования приёма: развивать этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения; формировать представление о нравственных нормах и моральных принципах, принятых в обществе.
Описание приема:
Учащиеся делятся на группы и получают ситуацию выбора:
Учащиеся обсуждают ситуацию в группе, и предлагают всем свое решение ситуации.
Педагог предлагает всем вместе обсудить ситуацию.
Вопросы для рассуждения:
Название приёма: «Совместная работа»
Прием реализован на занятии Лаптевой Н. В. (Школа медиа-искусств «Ракета»)
Цель использования приёма: создать условия для проявления сопереживания, уважения и доброжелательности по отношению к окружающим.
Описание приема:
При создании мультфильмов организуется совместная деятельность детей с распределением обязанностей: один рисует, другой вырезает, третий готовит сцену для съемки, четвертый двигает персонажей, пятый снимает и следит за кадром. В совместно-распределенной деятельности часто возникают ситуации конфликта: кто-то что-то не сделал, кто-то сделал не так, положил не туда, что-то нужно сделать срочно и т. д. Дети начинают перекладывать ответственность друг на друга. Это очень хорошая почва для создания педагогических ситуаций, в которых можно тренировать уважение и доброжелательность по отношению друг к другу.
Название приёма: «Сценарий ролика»
Прием реализован на занятии Новоселова Ю. Ю., Корбанюка М. Ю., Лаптевой Н. В. (Школа медиа-искусств «Ракета»)
Цель использования приёма: формировать готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных и правовых норм; создать условия для понимания свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Описание приема:
В подростковом возрасте учащиеся начинают переосмысливать нравственные нормы и ценности, примерять их к себе, поэтому вопросы нравственности, свободы и ответственности, взаимодействия личности и социума становятся для них актуальными. Снимая ролики, фильмы, мультфильмы на темы, которые интересуют подростков, они пробуют искать ответы, прорабатывают возможные сценарии поведения. Поэтому, мы включаем подростков в самостоятельную разработку сценария.
Задание 1. Сформулировать максимально конкретно до трех интересующих вас тем; тем, на которые вам есть что сказать или вы хотели бы найти ответ. Работа индивидуальная, самостоятельная. Каждая тема пишется на 1 стикере, стикеры клеятся на доску.
Далее в ходе группового обсуждения предложенные темы анализируются, группируются по схожести тематики. Задача — найти 1—2 основные темы, привлекательные для всех учащихся. Чаще всего этими темами становятся темы морального выбора, правил поведения в социуме, взаимоотношения социума и личности.
Задание 2. На основании выбранной темы, каждый из участников придумывает не менее трех образов, ярко описывающих тему. Образы записываются или зарисовываются на стикерах и клеятся на доску под соответствующей темой.
Затем образы обсуждаются, анализируются и дорабатываются. Задачей педагога на этом этапе становится максимальное раскрытие темы, показ противоречий, расстановка акцентов, для того, чтобы не только задействовать идеи каждого участника, но и обсудить с подростками возникшую тему (это первый этап проработки духовно-нравственных ценностей).
В результате обсуждения создается сюжетная линия — несколько последовательных сцен, полностью раскрывающих идею. В процессе раскадровки, поиска монтажных решений, съемки сюжетная линия может дорабатываться (это второй этап проработки духовно-нравственных ценностей).
После съемки ролик можно будет посмотреть на занятии, с друзьями и обсудить (это третий этап проработки духовно-нравственных ценностей).
2.2 Осознание российской идентичности в поликультурном сообществе
Включает ценности: семья, патриотизм.
Ценность «семья» объединяет такие понятия как любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Ценность «патриотизм» включает любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой Родине, служение Отечеству.
Формирование данных ценностей реализуется через:
Каждой возрастной ступени свойственны свои задачи в формировании данных ценностей:
Дошкольники (4—6 лет)
— Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
— Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве.
— Формировать первичные представления об отечественных традициях и праздниках.
1—4 класс (от 7—8 лет до 10—11 лет)
— Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.
— Создать условия для осознания своей этнокультурной и национальной принадлежности.
— Создать условия для формирования сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны и края.
— Формировать уважение к народам России.
— Формировать первоначальные представления о человеке как члене общества.
5—9 класс (от 11—12 лет до 15—16 лет)
— Создать условия для активного участия в жизни организации, местного сообщества, родного края, страны.
— Создать условия для формирования готовности к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство).
— Создать условия для формирования представления и уважения прав, свобод, обязанностей и законных интересов других людей.
— Создать условия для проявления интереса к познанию родного языка, истории, культуры России.
— Формировать ценностное отношение к достижениям России в искусстве, спорте, технологиях, боевых подвигах и трудовых достижениях.
— Формировать уважение к историческому и природному наследию, памятникам, традициям, праздникам народов России.
— Формировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, коррупции.
10—11 класс (16—17 лет)
— Создать условия для проявления активности в общественной жизни коллектива.
— Формировать толерантное восприятие социальных и культурных традиций других национальностей.
— Формировать патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
— Формировать гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Опыт формирования патриотизма на занятиях в объединениях ДДТ «Вдохновение»
Название приема: «Лови ошибку»
Прием реализован на занятии Лаптевой А. А. (Школа юных модельеров «Кудесница»)
Цель использования приемов: развить интерес учащихся к русскому народному танцу; создать условия для проявления интереса к познанию истории, культуры России.
Описание приема:
На доске карточки с существующими и несуществующими названиями элементов русского народного танца. Учащиеся называют только те термины, которые существуют на самом деле. Затем исполняют данный элемент танца и объясняют, почему он так называется. Задание выполняется индивидуально. Если дети не могут справиться индивидуально, помогают остальные учащиеся.
Название приема: «Ромашка»
Прием реализован на занятии Борисюк А. Г. (Студия изобразительного искусства «Этюд»)
Цель использования приема: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье.
Описание приема:
Нарисовать несколько лепестков ромашки и подписать ответы на вопрос «Что значит для человека семья?» На занятии педагог разговаривает с детьми о семье, ее значении в жизни человека. Дети выполняют рисунок семьи. В конце занятия педагог предлагает вспомнить, о чём говорили на занятии, что нового узнали о семье и вписать недостающие слова и фразы в лепестки ромашки.
Название приема: «Правила коллектива»
Прием реализован на занятии Шабалиной О. Г. (Школа танца «Забава»)
Цель использования приемов: формировать первоначальные представления о человеке как члене общества; формировать чувство принадлежности к коллективу.
Описание приема:
Учащиеся вспоминают правила коллектива (не навредить, уважать, доверять, помогать), которые они определили на занятиях для себя.
Далее учащиеся выполняют танцевальные упражнения по кругу, проговаривают что важно соблюдать в кругу и для чего это нужно, применяют правила коллектива для работы в кругу. Повторяют упражнения, стараясь соблюсти правила. Выполнение упражнений на середине зала сопровождается игрой «Учитель — ученик» и разбором ошибок по парам. Педагог акцентирует внимание детей на правилах коллективизма.
Рефлексия: каждый ребенок проводить ассоциацию со словом коллектив.
Название приема: «Хоровод»
Прием реализован на занятии Домрачевой И.А (Образцовая школа танца «Забава»)
Цель использования приема: формировать первоначальные представления о человеке как члене общества; формировать чувство принадлежности к коллективу.
Описание приема:
Для танцевального коллектива важным является «чувство локтя», умение видеть партнера и корректировать свою деятельность в соответствии с действиями партнера. Чувство принадлежности к коллективу придает слаженности действиям танцоров.
Исполнение различных хороводных комбинаций, с последующим обсуждением того, что получилось/не получилось и причин позволяет формировать понимание важности коллектива.
Название приема: «Совместный праздник»
Прием реализован на занятии Кривчиковой Э. Н. (Студия изобразительного искусства «Этюд»)
Цель использования приема: способствовать формированию дружного коллектива; формировать чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.
Описание приема:
Привлечение активных родителей и старших детей к проведению праздников. Создание комитета праздника, который обсуждает содержания праздника, создает образы, готовит реквизит, костюмы, грим, проводит совместные репетиции и организует праздник для младших детей коллектива.
В результате праздники получаются разными, интересными, семейными.
Название приема: «Праздник посвящения в…»
Прием реализован на занятии Лазаревой Н. Л. (Образцовая школа хорового и эстрадного пения «Весняночка»)
Цель использования приема: формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых в организации.
Описание приема:
Праздник «Посвящение в музыканты» — это традиционное мероприятие, которое ежегодно проводится в ШХЭП «Весняночка» для обучающихся первого класса хорового и эстрадного отделений. В подготовке и проведении праздника принимают участие все педагоги школы, учащиеся старших классов, учащиеся первого класса и их родители. Старшие учащиеся ШХЭП выступают в роли персонажей, участвуют в концертных номерах. Первоклассники совместно с родителями красочно оформляют Клятву юного музыканта и учат её наизусть. Атмосфера праздника позволяет юным музыкантам почувствовать себя частью большой семьи ШХЭП «Весняночка», в игровой форме показать знания, полученные на занятиях, оценить творчество старших товарищей, повысить мотивацию продолжать занятия в ШХЭП. Родители могут увидеть перспективу развития своих детей.
Название приема: «Узнай танец»
Прием реализован на занятии Бересневой Н. Н. (Хореографический ансамбль «Летеница»)
Цель использования приема: создать условия для формирования сопричастности к прошлому, настоящему и будущему страны и края; показать связь истории и современности.
Описание приема:
Педагог: Ребята, мы с вами знакомились, разучивали русские народные танцы. Сегодня я принесла эти же музыкальные композиции, но в современной аранжировке. Ваша задача послушать, если есть желание — танцевать и самое главное — узнать и назвать эти танцы.
2.3 Способность к саморазвитию личностному и профессиональному самоопределению
Включает ценности: развитие, творчество, искусство, наука, труд.
Ценность «развитие» обусловлена изменениями, связанными
с переходом от одного качества к другому более новому, совершенному, ценному.
Ценность «творчество» объединяет понятия духовность, уникальность, неопределенность и созидание.
Ценность «искусство» связано с красотой, гармонией, духовным миром человека, нравственным выбором, смыслом жизни, эстетическим и этическим развитием.
Ценность «наука» — знания, стремление к истине, научная картина мира.
Ценность «труд» включает уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость.
Формирование данных ценностей реализуется через:
Каждой возрастной ступени свойственны свои задачи в формировании способности к саморазвитию и самоопределению:
Дошкольники (4—6 лет)
— Создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
— Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
— Создавать условия для развития интересов, любознательности и познавательной мотивации.
1—4 класс (от 7—8 лет до 10—11 лет)
— Создавать условия для формирования уважительного отношения и интереса к художественной культуре.
— Формировать восприимчивость к разным видам искусства.
— Создавать условия для формирования стремления к самовыражению в художественной деятельности.
— Создавать условия для формирования ответственного потребления и бережного отношения к результатам труда.
— Формировать навыки участия в трудовой деятельности.
— Формировать познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
— Формировать учебную мотивацию.
— Формировать умение самостоятельно приобретать знания.
— Создавать условия для формирования интереса к различным профессиям.
5—9 класс (от 11—12 лет до 15—16 лет)
— Создавать условия для формирования восприимчивости к разным видам искусства, традициям и творчеству народов.
— Развивать понимание эмоционального воздействия искусства на человека.
— Формировать осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
— Формировать понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.
— Создавать условия для формирования стремления к самовыражению в различных видах искусства.
— Формировать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания.
— Создавать условия для осознания важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений для этого.
— Формировать мотивацию самообразования.
— Создавать условия для формирования готовности адаптироваться в профессиональной среде.
— Формировать уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
— Создавать условия для формирования осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
10—11 класс (16—17 лет)
— Формировать учебно-профессиональную мотивацию.
— Формировать умение строить индивидуальную траекторию образования на основе профессиональных предпочтений.
— Создавать условия для формирования готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
— Создавать условия для формирования сознательного отношения к непрерывному образованию и самообразованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование и развитие личностных и метапредметных результатов образования учащихся предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других