Возможно, это явление имеет объяснение с точки зрения
эволюционной психологии, а может быть, я неблагодарная скотина, но в любом случае привыкание поддаётся систематизации с точки зрения математики.
Скажем, мировые светила
эволюционной психологии утверждали, что у людей в ходе эволюции возник “импровизационный интеллект”, благодаря которому мы формулируем причинно-следственные модели мироздания.
Некоторые разделы
эволюционной психологии сейчас переживают непростые времена, что отчасти связано с так называемым кризисом невоспроизводимости.
Но
эволюционная психология заставила меня обратить внимание на то, как иллюзии влияют на наши отношения с другими людьми и самим собой.
Однако мой опыт
эволюционной психологии говорит обратное – за болезненным осознанием собственных иллюзий так и не последовало настоящее счастье.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соло-гитарист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Если
эволюционная психология убедила меня в том, что люди по природе своей постоянно пребывают в заблуждении, то буддизм открыл ещё более драматичную картину.
Возможно, глубокий врачебный опыт в спайке с эволюционным мышлением поможет прояснить некоторые запутанные вопросы
эволюционной психологии.
Была надежда, что сравнительные исследования психического развития раскроют последовательность развития ребёнка, и это послужит руководством для педагогов, родителей, педиатров, социальных работников и других людей, несущих ответственность за детей, а история развития ребёнка окажется в принципиальном соответствии с данными сравнительной неврологии, зоопсихологии, патопсихологии и кросс-культурных исследований, что приведёт к созданию
эволюционной психологии.
Это то, что я осознал после того, как стал заниматься
эволюционной психологией: можно отлично понимать, почему ваша жизнь сложилась так, а не иначе, но она от этого вовсе необязательно станет лучше.
Например, в третьей книге читатель найдёт мало рассуждений о классической
эволюционной психологии – науке, которая ищет в человеческой психике врождённые, генетически обусловленные задатки и склонности и пытается их интерпретировать как эволюционные (то есть развившиеся под действием естественного отбора) адаптации к тем условиям среды, в которых издавна существовали наши предки, палеолитические охотники-собиратели.
Современные открытия
эволюционной психологии и нейронаук доказали, что умеренная доза тревоги и некоторая неудовлетворённость рождают потребность в деятельности.
Вооружившись призмой
эволюционной психологии, нейронауки, теории травмы, тибетского буддизма, западной психологии, из которой исключается понятие патологии, мы начнём обретать новое понимание своей природы.
Такой подход радикально отличается от направления
эволюционной психологии, которое бурно развивается в современной мировой науке.
В этой книге я намерен прибегать к инструментам
эволюционной психологии одновременно с охотой и осторожностью.
Эволюционная психология уже какое-то время собирает эту мозаику.
Таким образом, в первой половине XX в.
эволюционная психология переключилась на животных, потому что их поведение представало как отдельные акты, определяемые мотивами адаптации.
Известен как защитник
эволюционной психологии, а также как популяризатор идеи об инстинктивном происхождении языка как формы биологической адаптации, сформированной естественным отбором.
Всё это можно иллюстрировать на одном примере из фактов
эволюционной психологии.
На основе такого подхода развивалась российская сравнительная психология в советский период, которая по сути являлась российской школой
эволюционной психологии.
Новые исследования в области
эволюционной психологии расширяют временны́е рамки – периоды, которые следует принимать во внимание, размышляя о природе человеческого поведения.
Генетика и
эволюционная психология показали, что большая часть из того, что мы называем природой человека, включая интеллект и характер, закладывается в нас ещё в зародышевом состоянии или, по крайней мере, сильно обуславливается деятельностью гормональной системы.
Эксперт по
эволюционной психологии животных (представим себе такого специалиста) выявил бы, что все собаки, даже комнатных пород, происходят от хищников: они любят потрошить игрушки; играют, как бы нападая; раздирают коврик, как будто под ним в норе прячется лиса или кролик.
Эволюционная психология рассматривается здесь в совокупности с социальной психологией (институты и инфраструктуры), с философией и политической историей.
Нам преподавали социальную психологию, политологию, международное право,
эволюционную психологию отношений, которые помогли мне разобраться в сути процессов.
Ещё один потенциально возможный принцип (или законы) функционирования человеческого мозга и сознания как «устройства с неизвестным принципом действия» предложен уже в настоящее время
эволюционной психологией – наукой, изучающей адаптивное значение поведения и пытающейся объяснить то, как развивались во времени определённые модели поведения, обеспечивая выживание и повышение вероятности выживания потомства.
Эволюционная психология объясняет, почему мы получаем удовольствие от состояния у-вэй.
Рассмотрим, в чём состоит суть
эволюционной психологии и что в ней в настоящее время заинтересовало психологических антропологов.
Однако в последнее время некоторые положения
эволюционной психологии стали привлекать внимание антропологов.
Но подобных идей в сфере
эволюционной психологии великое множество, и иногда над ними просто интересно поразмышлять.
Его мысли, эмоции и поведение отлично иллюстрируют принципы
эволюционной психологии.
Но намёки, встречающиеся как в романе, так и в критической литературе, обретают своё истинное значение лишь тогда, когда сопоставляются с основными положениями
эволюционной психологии.
Эволюционная психология должна стать менее пуританской и более дионисийской.
Как мы увидим в главе 8, ключевой инсайт
эволюционной психологии состоит в том, что кооперация и поддерживающие её социальные эмоции – сострадание, доверие, благодарность, вина и гнев – развились потому, что они помогают людям процветать в играх с положительной суммой.
Недавние открытия и работы в области нейробиологии, психологии развития, когнитивной психологии, психодинамики и
эволюционной психологии позволили расшифровать и описать некоторые из биологических и эволюционных механизмов, управляющих нашими желаниями.
Эволюционная психология объединяет в себе достижения двух научных революций.
Те немногие воодушевляющие рекомендации, которые я всё-таки дам, можете считать счастливым исключением, потому что вообще новая эволюционная парадигма переполнена непростыми вопросами, зубодробительными загадками и мучительными дилеммами, о которых в первую очередь и пойдёт речь в этой книге, ведь прежде чем искать практическое применение
эволюционной психологии, надо понять её основные принципы.
Рабочий тезис
эволюционной психологии гласит: различные «ментальные органы», составляющие человеческую психику, – например, «орган», побуждающий родителей любить своих детей, – видотипичны.
Стремление объяснять влиянием генов привлекательность блондинок или брюнеток, склонность к азартным играм или гонкам на больших скоростях – всё это детища
эволюционной психологии.
Собственно, этому и посвящена данная книга – показать, где, как и почему лажает
эволюционная психология.
Но эволюционисты же (так дальше будем называть представителей
эволюционной психологии и социобиологии, которые стремятся объявить, что человек в организации поведения почти идентичен прочим животным видам) смотрят лишь на внешнюю сторону явления.
И социобиология, и
эволюционная психология смотрят на человека исключительно как на очередное общественное животное, поведение которого почти всецело обусловлено генами и гормонами.
Учитывая важность данного условия, в главе 2 я рассуждаю о том, насколько люди могут считаться существами рациональными [reasoning beings], и для ответа на этот вопрос предпринимаю экскурсы в психологию, и особенно
эволюционную психологию.
В 1990-е эту крепость отважно штурмовала
эволюционная психология, которая была тогда ещё совсем юной наукой.
Эволюционная психология рассматривает человеческую психику как набор биологических адаптаций и стремится вычислить, для решения каких задач, связанных с выживанием и размножением, эти адаптации эволюционировали.