1. примеры предложений
  2. чистый рассудок

Предложения со словосочетанием «чистый рассудок»

Не следует, однако, думать, будто третья категория есть только производное, а не основное понятие чистого рассудка.
Мы теперь не только прошли область чистого рассудка и внимательно рассмотрели каждую часть её, но также измерили её и определили в ней место каждой вещи.
Чистый рассудок решительно отличается не только от всего эмпирического, но даже и от всякой чувственности.
Обладая первоначальными и основными понятиями, нетрудно добавить к ним производные и подчинённые понятия и таким образом изобразить во всей полноте родословное древо чистого рассудка.
Однако в изложении можно ещё многое улучшить, и я попытался в настоящем издании сделать такие улучшения, которые должны устранить, во-первых, неверное понимание эстетики, особенно в понятии времени; во-вторых, неясности в дедукции рассудочных понятий; в-третьих, мнимое отсутствие очевидности в доказательствах основоположений чистого рассудка, и наконец, в-четвёртых, неправильное истолкование паралогизмов, в которых я упрекаю рациональную психологию.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: слипы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Абсолютная полнота рядов этих условий при выведении их членов есть идея, которая в эмпирическом применении разума никогда, правда, не может быть полностью осуществлена, однако всё же служит правилом, руководствуясь которым мы должны поступать по отношению к таким рядам, а именно при объяснении данных явлений (в нисхождении или восхождении), так, как если бы ряд сам по себе был бесконечным, т. е. in indefinitum; там же, где сам разум рассматривается как определяющая причина (в свободе), следовательно, где речь идёт о практических принципах, мы должны поступать так, как если бы перед нами находился не объект чувств, а объект чистого рассудка, где условия могут полагаться не в ряду явлений, а вне его, и ряд состояний может рассматриваться так, как если бы он начинался прямо (посредством интеллигибельной причины).
Но так как кажется очень заманчивым и соблазнительным пользоваться одними этими чистыми рассудочными знаниями и основоположениями, выходя даже за пределы опыта, хотя только опыт даёт нам материю (объекты), к которой можно применить чистые рассудочные понятия, то рассудок рискует посредством пустых умствований применять формальные принципы чистого рассудка как материал и судить о предметах, не отличая тех, которые нам не даны и даже, может быть, никаким образом не могут быть даны.
По этому поводу надо ещё заметить, что категории как настоящие основные понятия чистого рассудка имеют также столь же чистые производные от них понятия, которые никоим образом не могут быть пропущены в полной системе трансцендентальной философии, но в своём чисто критическом очерке я могу довольствоваться одним только упоминанием их.
Следовательно, так как трансцендентальная аналитика должна быть, собственно, только каноном оценки эмпирического применения [рассудка], то ею злоупотребляют, когда считают её органоном всеобщего и неограниченного применения [рассудка] и отваживаются с помощью одного лишь чистого рассудка синтетически судить, утверждать и выносить решения о предметах вообще.
Таким образом, вторая часть трансцендентальной логики должна быть критикой этой диалектической видимости и называется трансцендентальной диалектикой не как искусство догматически создавать такую видимость (к сожалению, очень ходкое искусство разнообразного метафизического фиглярства), а как критика рассудка и разума в сверхфизическом применении разума, имеющая целью вскрыть ложный блеск его беспочвенных притязаний и низвести его претензии на изобретение и расширение [знаний], чего он надеется достигнуть исключительно с помощью трансцендентальных основоположений, на степень простой оценки чистого рассудка и предостережения его от софистического обмана.
Это деление систематически развито из одного общего принципа, а именно из способности суждения (которая есть не что иное, как способность мышления); оно не возникло из отрывочных, наудачу предпринятых поисков чистых понятий, в полноте состава которых никогда нельзя быть уверенным, так как о них заключают только на основе индукции, не говоря уже о том, что при помощи индукции никогда нельзя усмотреть, почему чистому рассудку присущи именно эти, а не другие понятия.
Да будет позволено мне назвать эти чистые, но производные рассудочные понятия предикабилиями чистого рассудка (в противоположность предикаментам).
Так, Платон покинул чувственный мир, налагавший узы на рассудок, и отважился за пределы его, на крыльях идей, в пустое пространство чистого рассудка.
Это было бы необходимо, если бы все психические возможности жизни были направлены лишь на создание чистых рассудков, то есть если бы жизнь готовила только геометров.
В предмете чистого рассудка внутренним является только то, что не имеет никакого отношения к чему-либо отличному от него.
Хитросплетения трансцендентальной эстетики и аналитики – схематизм чистого рассудка, синтезы аппрегензии, воспроизведения и рекогниции, и проч., к изучению которых я возвращался не раз, предстали для меня совсем иначе, чем прежде.
Однако причинно-следственные связи, затрагивающие предметы и явления, находятся за пределами самосознания – в сфере чистого рассудка и могут быть обнаружены лишь рефлектирующим разумом.
Напротив, аналитика понятий и основоположений чистого рассудка исходит из факта математического естествознания (Ньютоновой физики), как из завершённой в себе и потому конечной системы знания.
Тем, что чистый рассудок присваивает себе авторитет в мире чувств, а эмпирический стремится к тому, чтобы подчинить первый условиям опыта, обе способности развиваются до полной зрелости и исчерпывают весь круг своих сфер.
Война троица: из насилия – вражды народа; игры случая – области свободной духовной деятельности полководца; орудия политики – чистого рассудка правительства.
Следовательно, хотя философия может быть разделена только на две главные части, теоретическую и практическую, хотя всё, что мы хотели бы сказать о соответственных принципах способности суждения, должно быть отнесено в ней к теоретической части, т. е. к познанию разумом согласно понятиям природы, всё-таки критика чистого разума, которая, прежде чем приступить к осуществлению системы, должна установить всё это для её возможности, состоит из трёх частей: критики чистого рассудка, критики чистой способности суждения и критики чистого разума; эти способности названы чистыми потому, что они априорно законодательны.
Но существует такое многообразие форм природы, как бы модификаций её общих трансцендентальных понятий, остающихся не определёнными теми законами, которые априорно даёт чистый рассудок, ибо они имеют в виду возможность природы (в качестве предмета чувств) вообще, – что для всего этого также должны существовать законы; в качестве эмпирических они могут в соответствии с пониманием нашего рассудка быть случайными, но поскольку они должны называться законами (как того требует понятие природы), их всё-таки следует признавать необходимыми, исходя из некоего, хотя и неизвестного нам, принципа единства многообразного.
Вы должны быть трезвы и чисты, вы должны обладать чистым рассудком.
В понятии чистого рассудка материя предшествует форме, тогда как в чувственном возникновении форма восприятия предшествует всей материи ощущения и всем данным опыта, и фактически делает последние возможными в первую очередь.
Он был блестящим учёным и обладал одним из тех умов, которые способны действовать на опережение чистого рассудка и, кажется, интуитивно видят истины, прежде чем прийти к ним путём логических умозаключений или доказать их успешными экспериментами.
Лучи солнца слепят мне глаза. Пение птиц напоминает мне о лете. Как непривычно чувствовать себя иначе, без лекарств. С чистым рассудком свежими мыслями.
Но что баснословно, темно, подвержено сомнениям и не основано на сказаниях письмен гиероглифических, символических или рунических, то чистый рассудок отвергает: ему нужна истина – истина неоспоримая, подтверждённая выноскою внизу страницы или примечанием в конце книги.
Ему казалось, что он единственный, кто сохраняет чистый рассудок.
Но терпеть поучения от человека, который видит вас в холодном свете чистого рассудка, ибо у него не осталось на ваш счёт никаких иллюзий, это было невыносимо.
Дурман в голове растворился и на смену ему пришёл чистый рассудок.
Вся эта часть трансцендентальной логики состоит из двух книг: одна из них содержит понятия, а другая – основоположения чистого рассудка.
В самом деле, до тех пор, пока нет ещё определённого понятия о нравственности и свободе, нельзя и угадать, что, с одной стороны, хотят полагать как ноумен в основу мнимого явления, а с другой – возможно ли вообще составить себе о нём понятие, если прежде все понятия чистого рассудка в теоретическом применении посвящались исключительно лишь явлениям.
Пока наше воспитание будет христианским, до тех пор мы не в состоянии буден рассматривать проблемы христианского предания, как предмет чистого рассудка.
Однако «основоположениями чистого рассудка» не исчерпаны все трансцендентальные условия научного знания.
Там абстрактные понятия чистого рассудка и конструкции ума исчезают или же превращаются в конкретное видение души и несомненную реальность духовного опыта.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «чистый рассудок»

  • Чистая идея — нечто до того удивительное по своему интимному свойству все проникать, все перерабатывать, что рассудок теряется и меркнет при одном представлении об этом всесильном могуществе.
  • По еде мысли мои сделались чище и рассудок изобретательнее. Когда поворачивал я в руках букварь, ника: один за батенькину «скубку», а другой — за дьячкову «палию». Причем маменька сказали:"Пусть толчет, собачий сын, как хочет, когда без того не можно, но лишь бы сечением не ругался над ребенком". Не порадовало меня такое маменькино рассуждение!
  • Он обнял ее и тотчас же почувствовал ее большое, роскошное тело легким, живым, послушным каждому движению, каждому намеку его рук. Какой-то жаркий, сухой вихрь вдруг налетел и скомкал его волю, рассудок, все его гордые и целомудренные мысли, все, что в нем было человеческого и чистого. Почему-то вдруг, обрывком, вспомнилось ему купанье перед обедом и эти теплые, качающиеся, ненасытные волны.
  • (все цитаты из русской классики)

Значение слова «чистый»

  • ЧИ́СТЫЙ, -ая, -ое; чист, чиста́, чи́сто; чи́ще. 1. Незагрязненный, незапачканный. Чистая рубашка. Чистое полотенце. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ЧИСТЫЙ

Значение слова «рассудок»

  • РАССУ́ДОК, -дка, м. 1. Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание. Деятельность рассудка. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РАССУДОК

Афоризмы русских писателей со словом «чистый»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «чистый»

ЧИ́СТЫЙ, -ая, -ое; чист, чиста́, чи́сто; чи́ще. 1. Незагрязненный, незапачканный. Чистая рубашка. Чистое полотенце.

Все значения слова «чистый»

Значение слова «рассудок»

РАССУ́ДОК, -дка, м. 1. Способность логически мыслить, рассуждать, осмыслять действительность; ум, сознание. Деятельность рассудка.

Все значения слова «рассудок»

Синонимы к словосочетанию «чистый рассудок»

Ассоциации к слову «чистый»

Ассоциации к слову «рассудок»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я