Из всего сказанного вытекает идея особой науки, которую можно назвать критикой
чистого разума.
Логика, с его точки зрения, должна постигаться как система
чистого разума, как царство чистой мысли.
Это чистое созерцание, как если бы мы попытались сравнить с ним идею
чистого разума.
Она представляет собой систему всех принципов
чистого разума.
– Отказ от собственной несвободы, собственных комплексов и уход в область
чистого разума – всё это было сродни религиозному догматизму.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эфиронос — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Однако неофиты могут приблизиться к магии, только обладая
чистым разумом.
Если устанавливать подразделения этой науки с общей точки зрения системы вообще, то излагаемая нами здесь наука должна содержать, во-первых, учение о началах и, во-вторых, учение о методе
чистого разума.
Ведь какая-нибудь метафизика всегда была и будет существовать в мире, а вместе с ней должна существовать и диалектика
чистого разума, ибо она соответствует природе метафизики.
Органоном
чистого разума должна быть совокупность тех принципов, на основе которых можно приобрести и действительно осуществить все чистые априорные знания.
Критика
чистого разума может быть названа наукою, или философиею, в узких лишь пределах искусственного необъединенного опыта (кабинетного, лабораторного).
Поэтому такая критика есть по возможности подготовка к органону или, если бы это не удалось, по крайней мере к канону, согласно которому, во всяком случае в будущем, могла бы быть представлена аналитически и синтетически совершенная система философии
чистого разума, всё равно, будет ли она состоять в расширении или только в ограничении его познания.
Давайте рассмотрим проблему в свете
чистого разума.
Действительно, что касается первой задачи, то в априорном познании может быть приписано объектам только то, что мыслящий субъект берёт из самого себя; что же касается второй задачи, то разум, когда он касается принципов познания, представляет собой совершенно обособленное и самостоятельное единство, в котором, как в организме, каждый член существует для всех остальных и все остальные – для каждого, так что ни один принцип не может быть взят с достоверностью в одном отношении, не будучи в то же время подвергнут исследованию во всяком отношении его ко всем областям применения
чистого разума.
Остановимся лишь на том, что в этом выражении и прячутся корни обеих научных парадигм современности: учение о нравах или культурно-исторический подход и наука
чистого разума или рационалистический естественнонаучный метод.
Он должен также заранее представить себе неизбежные трудности, чтобы не жаловаться на неясность там, где сам исследуемый предмет глубоко сокрыт, или чтобы устранение препятствий не утомило его слишком рано, так как перед ним стоит дилемма – или довести это критическое исследование до конца, или совсем отказаться от всяких притязаний на знания
чистого разума как от самой излюбленной [философами] области, а именно от того, что выходит за пределы всякого возможного опыта.
Книги на полке склонялись в сторону
чистого разума.
Истинная же задача
чистого разума заключается в следующем вопросе: как возможны априорные синтетические суждения?
Таким образом, к критике
чистого разума относится всё, из чего состоит трансцендентальная философия: она есть полная идея трансцендентальной философии, но ещё не сама эта наука, потому что в анализ она углубляется лишь настолько, насколько это необходимо для полной оценки априорного синтетического знания.
В сфере
чистого разума гипотезы допустимы только как военное оружие не для того, чтобы обосновывать на них своё право, а только для того, чтобы защищать его.
Органом
чистого разума можно назвать сумму тех принципов, по которым могут быть приобретаемы и осуществляемы все чистые познания априори.
Дело здесь не в критике систем и книг, а в критике самой способности
чистого разума.
Математика даёт самый блестящий пример
чистого разума, удачно расширяющегося самопроизвольно, без помощи опыта.
Мы должны быть благодарны судьбе за то, что живём во времена, когда поступь прогресса и
чистого разума сметает со своего пути глупые суеверия!
Все «прелести» подобных перезаписей в контексте социальных и межличностных отношений очень выразительно представлены в известном фильме «Вечное сияние
чистого разума».
Общие понятия являются категориями
чистого разума, например, «тождество» и «различие», «противоположности», «ортогональности».
Причём при попытке решения этих вопросов человеческий разум приходит к неразрешимым противоречиям (так называемым "антиномиям
чистого разума"), т.к. любой из этих вопросов можно логически строго решить как в положительном, так и в отрицательном смысле.
Можно было бы ещё показать, что понятие, для того чтобы обеспечить возможность познания своего объекта таким образом, должно быть понятием
чистого разума, врождённой идеей, согласно более старому обозначению, но это было бы слишком далеко.
Мир
чистого разума должен позволить существовать самому разуму бесконечно – это действительное и будущее устремление интеллекта в условиях информационных технологий.
Главным врагом прогресса по злой иронии стал
чистый разум.
Редуцирующий клапан – это и есть то сужение в поле
чистого разума, образуемое защитными меха-низмами, к которым относятся также убеждения, ожидания, обобщения и другие, рассматриваемые далее.
Девушка пыталась держаться, пыталась сохранить
чистый разум до самого конца, пыталась ценой своей жизни покончить с порождением ада, сделать хотя бы что-нибудь, но…
Это то, что находится за пределами
чистого разума.
– Нам нужен
чистый разум «зор», – ответила голограмма.
В 1793 году он издал сочинение, озаглавленное «Религия в границах
чистого разума»; последним его трудом был «Спор между факультетами» (1798).
Одно из самых важных условий для успешной игры, я считаю, состояние
чистого разума.
Он посвятил долгую жизнь тому, чтобы в постоянном солилоквите обосновать свои высшие убеждения на законах
чистого разума.
Допущение «фактов», недоступных нашему опыту, ставит вопрос о метафизике, исследующей такое допущение с точки зрения
чистого разума.
Истинное изменение цели приведёт человека к осознанию своего творческого потенциала, сделает его человеком
чистого разума.
Эти идейные течения, имевшие ярко выраженный антицерковный характер, «признавали значимыми только царство
чистого разума или природы».
Совершенно теряешься во множестве синтезов, в лабиринте категорий, схем и принципов, паралогизмов, антиномий и идеалов
чистого разума.
Свобода воли раскрывает нам смысл практического разума и его связь с логикой
чистого разума.
Против его онтологии была направлена демонстрация амфиболии в понятиях рефлексии, против его рациональной психологии – разоблачение паралогизма
чистого разума, против его космологии – установление антиномий, а против его естественной теологии – опровержение трансцендентального идеала.
Задача эта не может быть решена однажды навсегда, на основании
чистого разума; нет, решение её должно быть результатом исторического движения общества.
Теперь критика
чистого разума показала в трансцендентальной аналитике, что понимание может достичь чего-то априорного, поскольку понимание – это способность, благодаря которой мы обладаем синтетическим знанием n priori, составляющим чистое естествознание; что, с другой стороны, претензия разума на то, что он может добавить к теоретическому чистому знанию понимания другой особый вид такого знания, а именно знание о сверхчувственном, является необоснованным предположением.
Будучи применима к человеку, она ничего не заимствует из знания о нём (из антропологии), а даёт ему как разумному существу априорные законы, которые, конечно, ещё требуют усиленной опытом способности суждения, для того чтобы, с одной стороны, распознать, в каких случаях они находят своё применение, с другой стороны, проложить им путь к воле человека и придать им силу для их исполнения; ведь хотя человеку и доступна идея практического
чистого разума, однако ему, как существу, испытывающему воздействие многих склонностей, не так-то легко сделать её in concrete действенной в своём поведении.
Разорвав остатки
чистого разума.
В свою очередь, моральная вера считалась им верой
чистого разума, принцип которой врождённо заложен в самом человеке, а статутарная – принудительной и мёртвой.
Но поскольку вся область
чистого разума теперь лежит перед их глазами, они должны, если их не удерживают от внимательного наблюдения за ней болезни ума или другие внешние препятствия, поддаться взгляду, который заставляет одних упустить из этой области то, чем, как они думали, они давно владеют, и заставляет других осознать то, о чём они сами никогда не подозревали.
Это, дорогой друг, не было установлено нашей философией до сих пор; и вы легко понимаете, что это не могло быть установлено без выхода за пределы всех наших метафизических систем, без нового исследования нашего нескладного фактора познания, без указания с величайшей точностью неизведанной территории и неопределённых границ его, особенно полностью развивая форму
чистого разума, доводя до кипения его законы, некоторые непонятные, некоторые совершенно неизвестные, и устанавливая правила его использования, о которых ещё не мечтал ни один логик.
Опыт нескольких тысячелетий показал, что, сколько бы слепцов не пытались понять истину, только с позиций
чистого разума можно узреть её целиком.