– Алтарь – это та часть, которую не видно, куда
царские врата открываются. За солеёй и амвоном. Куда женщин не пускают!
Особенного внимания заслуживают в этой церкви
царские врата.
В ночь на воскресенье, которое ей предшествует, на всенощной после великого славословия из алтаря через
царские врата выносят запрестольный крест.
Батюшка в белой ризе открыл
царские врата, и в алтаре было белым-бело от серебряной парчи на престоле и жертвеннике.
Дойдя до амвона, он в распахнутые
царские врата вошёл в алтарь, приложился к престолу.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: горюнья — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Чем шире раскрывались
царские врата литургии, тем необычнее становился я.
На ступеньках амвона, перед раскрытыми в алтарь створами
царских врат, сидел паренёк в скуфейке на русой голове в сером подряснике с заплатами на локтях.
А изнутри украсят росписями,
царские врата позолотят, иконы в резных окладах повесят.
В северном приделе уцелел небольшой иконостас конца XVII века с резьбой, похожей на лепнину, и изящной решёткой
царских врат.
Мелькнула в
царских вратах пурпурная мантия, и видение исчезло.
Сохраняя зависимость от храмовой стены, обложки и страницы книги, стенки обрядовой посуды, поверхности
царских врат и др., смысловая и поэтическая задача декора разделяется на собственно декоративную и изобразительную.
Достигнув серебряных врат, он зажигал свечи, предназначенные только для него, и переходил к порфирной плите, вмонтированной в пол напротив
царских врат иконостаса (стенка перед алтарём, сооружённая для размещения икон), для молитвы.
Справа и слева от
царских врат находятся северные и южные двери.
На створках
царских врат вверху изображена сцена «Благовещение» (а), внизу – евангелисты (б).
Царские врата сделаны из старорусского дуба.
Это была даже не дверь, а настоящие
царские врата.
В центрерасположены
царские врата(6), связывающие пространство храма с алтарным.
Все богослужения совершаются при открытых
царских вратах, поэтому любой желающий может наблюдать за священнодействием.
И вот тихое алтарное пение как бы неимоверным усилием отодвигает завесу,
Царские врата распахиваются, и поток света и звука устремляется из алтаря в храм, из храма в ночную тьму и властно растекается по всей земле.
Оно светило в окна купола, и зайчики забавлялись, прыгали по золотым
царским вратам с одной завитушки на другую, с виноградной грозди на резной листок.
Впереди видишь резные с позолотой
царские врата, а по стенам – излучающие тепло старинные, в окладах иконы.
Трёхъярусны, между прочим, и церковные
царские врата в алтарь.
Над
царскими вратами венчает иконостас пламенеющая корона – изображение сил бесплотных, а над ними возносятся вместе три золочёные главки с крестами.
Мирянам вход в средние двери, называемые
царскими вратами, воспрещается.
Когда же
царские врата открыты, как на бдении, священник идёт с горнего места и, остановившись между престолом и царскими дверьми лицом к западу, кадит сначала правую створку отверстых врат, затем левую.
Вот отворились
царские врата.
В центре местного ряда располагаются
царские врата, через которые во время богослужения может входить в алтарь только священник (или, во время помазания на царство, царь).
После сего, придя в храм, перед
царскими вратами творит кадилом крест.
Став затем перед
царскими вратами лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ, стоящий на середине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его киотами и иконами, причём обход храма начинает с правой его стороны.
Стволы колонок украшались резьбой в виде вьющейся виноградной лозы, резные украшения появились и во фризах, а
царские врата украшались мелкой сквозной золочёной резьбой на цветном- красном, тёмно-зелёном, тёмно-синем или чёрном фоне.
Поэтому закрывающиеся и открывающиеся во время службы
царские врата воспринимаются как знамение «то нашего отторжения от потерянного нами рая, то нового лицезрения его», «дивные светильничные молитвы» выражают «скорбное сознанье нашей земной слабости» и надежду на грядущее спасение.
Отец надевает епитрахиль, входит в алтарь, отверзает
царские врата и выносит мощи.
Слева и справа от
царских врат расположены дьяконские двери, через которые в алтарь входят дьяконы и алтарники.
Суть скрывается маской недозволенности постороннему проникнуть за пределы
царских врат.
Вслед за этим затворяются
царские врата, гаснет свет.
И вот уже мягко и торжественно отверзаются
царские врата, из полутьмы алтаря выступает мерцающий свет свечей и выплывает клубящийся туман кадильного дыма: начинается крестный ход – путешествие навстречу пасхальной радости.
Как малая вечерня, так и всенощное бдение служатся перед алтарём при запертых
царских вратах и обычно при закрытой завесе алтаря.
Когда
царские врата закрыты, священник выходит северными вратами на солею и совершает каждение иконостаса и храма по обычаю.
И ни один ответ его не удовлетворит вполне, пока он не откроет
царские врата мира – знания бессмертия духа.
Амвон – специальное сооружение в христианском храме, возвышенная, большей частью полукруглая и выдвинувшаяся в середину храма, средняя против
царских врат часть солеи, откуда диакон возглашает ектению, читает евангелие, а священник произносит проповедь предстоящему народу.
Как
царские врата изгибов тонких естеством.
Огненная символика проникала и внутрь церкви: пламенели алтарные проёмы, навершия
царских врат, кивории, иконные киоты и складни, дарохранительницы, дароносицы, кадила, курильницы-кацеи…
Алтарная стена храма была разбита и разграблена,
Царские врата отсутствовали.
Освещение храмов слабее, каждение фимиамом и отверстие
царских врат реже.
Вокруг неё играли и тенор и бас, отскакивали от стен, икон, от
царских врат отражались и насыщали каждую мелочь елейным созвучьем.
У о. Клавдия и о. дьякона новые ризы: золотые с серебряными крестами; ещё две иконы на подставках по сторонам
царских врат тоже новые.
Священник закрывает
царские врата, как закрывают свежевымытые окна, отец диакон ставит перед ними золотой подсвечник, похожий на рыцарский меч; все отрешённо молчат, только мечется под куполом суровый голос горбуна, читающего нараспев молитвы ко святому причащению.
Поэтому, когда
царские врата закрылись, прихожане стали выходить на улицу, чтобы дать возможность пройти в центр храма причастникам.
Чёрные одежды священников и чёрная завеса
царских врат.
Над
царскими вратами алтаря и на колоннах угадывались следы когда-то прекрасных росписей.