Служебник, Требник. христиан-иконоборцев

Евлампий-иконоборец

Иконоборчество – религиозное движение в Византии c VIII по IX век, направленное против культа икон. Иконоборчество, объявило иконы идолами, а культ икон – идолопоклонством. Против икон боролись столичная знать, церковь, монашество. На Константинопольском соборе в 754 г. культ икон был объявлен ересью. На II Никейском соборе в 787 г. культ икон был восстановлен. Репрессивными методами с иконоборцами было покончено. В Эпоху Реформации первые протестанты вдохновлялись подвигами иконоборцев.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Служебник, Требник. христиан-иконоборцев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЦЕРКОВНЫЙ СЛУЖЕБНИК

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

ПРИВЕТСТВИЕ епископ приветствует общину словами «Мир вам!» (или «Мир всем!»)

Епископ: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!

Народ: Аминь

ЕКТЕНИЯ

Епископ: В мире Господу помолимся.

Народ: Господи, помилуй.

Епископ: О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: О мире всего мира, твердом стоянии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: Об этом святом месте и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: О епископстве нашем и о почтенном пресвитерстве, диаконстве во Христе, о всём народе Божием Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: О Богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: О граде нашем, всех городах и странах и о всех с верою живущих в них Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.

Народ: Господи помилуй.

Епископ: Святую нашу Деву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

Народ: Господи помилуй.

Епископ молится: Господи Боже наш, Чья власть несравненна и слава непостижима, чья милость безмерна и человеколюбие неизреченно! Сам, Владыка, по благосердию Твоему воззри на нас и на святое место сие, и яви нам и молящимся с нами богатые милости Твои и щедроты Твои. Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

Пение Псалма (Отцу небесному)

Епископ: Воспоем господу!

Народ поет один из Псалмов в соответствии с темой /праздником/ богослужения. Например: Благослови, душа моя, Господа (Пс 102:1—8)

Пение Псалма (Иисусу Христу)

Народ поет один из Псалмов. Например: Хвали, душа моя, Господа… (Псалом 145)

Епископ: Слава Отцу и Сыну и во веки веков.

Народ: Аминь.

Пение гимна (Святому Духу)

Епископ: Воспоем Господу!

Пение одного из гимнов: Единородный Сын и Слово Божие! Бессмертный и благоволивший спасения….

Дьякон: Ибо Ты — благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

БЛАЖЕННЫ

Епископ: Во царствии Твоём помяни нас, Господи.

Народ (произносит устной речью за епископом, или самостоятельно или поет текст Заповедей Блаженства): Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Пение Псалма (гимна)

Епископ: Воспоем Господу!

Народ: поет гимн. Пение одного из гимнов. Например: Придите, поклонимся и припадем ко Христу! Спаси нас, Сын Божий, воскресший из мертвых поющих тебе: Аллилуйя.

ТРИСВЯТОЕ

Народ: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Епископ: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!

Народ: Аминь.

ЧТЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ (канонов, катехизиса)

После прочтения допускается разъяснение прочитанного для назидания в вере.

Пение Псалма

Епископ: Воспоем Господу!

Народ: поет Псалом.

Епископ: Будем внимать!

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ (или иная Книга Библии)

Епископ: Читает текст.

Дьякон: Мир тебе, благовествующему!

Епископ: Вознесем молитву Господу Богу нашему за слышанное Слово Божие!

Епископ и народ произносит краткую молитву за слышанное Слово Божие: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

Пение Псалма (гимна)

Епископ: Воспоем Господу!

Народ: поет Псалом (гимн).

ПАСТОРСКАЯ ПРОПОВЕДЬ (На прочитанную главу, но можно не увязывать чин чтения Св. Писания и чин проповеди)

Пение гимна (Псалма)

Епископ: Воспоем Господу!

Народ: поет гимн.

МОЛИТВА ПОКАЯНИЯ

Перед молитвой читается Книга Притчей для назидания, увещевания и обличения. Возможно, после прочтения, дать комментарий.

Епископ творит молитву покаяния за грехи народа Божия: Господи, Боже Вседержитель, один Святой, принимающий жертву хвалы от призывающих Тебя всем сердцем, прими и молитву от нас, грешных, и принеси ее ко святому Твоему небесному жертвеннику, и сделай нас способными принести Тебе Дары и жертвы духовные за наши грехи и грехи неведения народа, и удостой нас обрести благодать пред Тобою, чтобы стала благоугодной Тебе покаянная жертва наша, и сошел благой Дух благодати Твоей на нас, и на эти предлежащие Дары Причастия, и на весь народ Твой. Прости, Боже, все наши прегрешения ради Сына Твоего единородного Иисуса Христа. Прости, Отче небесный, грехи совершенные нами словами, мыслями или делами. По милосердию единородного Сына Твоего, с Которым благословен Ты, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Народ: Аминь.

Епископ:

Таково ли ваше моление и прошение перед Господом? Если «Да» скажите «Да».

Народ: «Да»

Епископ: Примите обетование о прощении грехов, которое Сам Господь дает нам в Своем Слове, если мы искренно желаем отказаться от грехов наших и встать на путь правды Божией: Великий Бог во Христе Иисусе умилосердился над нами и ради Сына Своего Иисуса Христа прощает грехи наши. [пауза] Иди и больше не греши, говорит Господь! Аминь.

Народ: Аминь

НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

Епископ (громогласно): Засвидетельствуем пред Богом о вере нашей Никео-Цареградским Символом Веры!

Народ (Для облегчения общего произношения Символа Веры можно произносить его поочередно — пастор произносит один стих Символа, за ним вторит этот же стих народ):

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца Неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, единородного Сына Божия, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, единосущного Отцу, Им же все сотворено;

3. Сшедшего с Небес нас ради и нашего ради спасения; воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы вочеловечившегося.

4. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного,

5. И воскресшего в третий день по Писанию,

6. И вознесшегося на небеса, и сидящего одесную (т.е. по правую руку) Отца,

7. И снова грядущего во славе судить живых и мертвых; Царствию Которого нет конца.

8. И в Духа Святого, Господа Истинного и Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном споклоняемого и сславимого (т.е. равно почитаемого), говорившего через пророков;

9. И в одну Святую, Соборную (т. е. Кафолическую, Всеобщую или Вселенскую) и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую одно крещение во оставление грехов.

11. Ожидаю воскресения мертвых

12. И жизни будущего века. Аминь.

ЕВХАРИСТИЯ (Причастие)

Молитва о достойном совершении Причастия:

Епископ: Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего и с престола Славы Царствия Твоего, и приди, чтобы освятить нас, Ты, на высоте с Отцом восседающий, и здесь с нами невидимо Духом пребывающий. И благоволи могущественной Твоей рукою преподать нам пречистое Твое Тело и драгоценную Кровь, и через нас — всему народу.

Епископ и диакон: Боже, будь милостив ко мне, грешному. (3)

Молитва епископа над Хлебом:

Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и никогда не истощающийся, но причащающихся освящающий. Аминь.

Народ: Аминь!

Преломление Хлеба

Епископ читает 1-е Коринфянам 11 и сам причащается: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

Диакон: разносит преломленный и благословенный молитвою Хлеб. А причащаться будет дьякон после раздачи народу хлеба.

Молитва епископа над Потиром:

Полнота Духа Святого! Аминь!

Народ: Аминь!

Епископ читает 1-е Коринфянам 11 и сам причащается: Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

Диакон: разносит благословенное Вино. А причащаться будет дьякон после раздачи народу Вина.

Во время причащения народом поется многократно: Тело Христово примите, Источника бессмертия вкусите. И в конце: Аллилуиа. (3)

БЛАГОДАРСТВЕННАЯ МОЛИТВА

Епископ: Благодарим Тебя, Владыка Человеколюбец, Благодетель душ наших, что и в нынешний день Ты удостоил нас Твоих небесных и бессмертных Таинств! Прямым сделай наш путь, утверди всех нас в страхе Твоем, сохрани нашу жизнь, укрепи наши стопы, по молитвам нашим. Ибо Ты — освящение наше, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

МОЛИТВА «ОТЧЕ НАШ»

Епископ и народ: Вместе творят молитву «Отче наш»

Народ: Аминь.

Епископ (сослужащим и народу): Христос посреди нас!

Народ: И все дают друг другу целование мира со словами: «Христос посреди нас!», на которые отвечают «И есть, и будет!»

Пение гимна (Псалма)

Епископ: Воспоем Господу!

Народ: поет Псалом.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОСИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ

Народ молится за нужды верующих и всей церкви.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЕПИСКОПОМ НАРОДА БОЖЬЕГО:

Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!… Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ.6:24,26)

Христос, истинный Бог наш, по молитвам всех святых, помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец.

ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ НОВОГО ХРАМА

Отличие предлагаемого Чина «Благословения храма» от Чина традиционной православной церкви «Освящения храма» состоит в том, что в традиционной форме «Освящения храма» церковные элементы престол и жертвенник предлагается рассматривать в совокупности с бескровной Жертвой Христовой в виде хлеба и вина святого Причастия. Для иконоборческого Чина «Благословения храма» хлеб и вино Причастия не олицетворяет новую Жертву Христову ее физическими свойствами соответствующих физическим свойствам Тела и Крови Христа ибо жертва Христа была совершена лишь однажды — на Голгофе.

Соответственно жертвенник отсутствует, а престол имеет чисто символическое именование. Практика освящения, как церковной утвари, так и самого храма у христиан Иконоборческой Православной Церкви отсутствует, но практикуется благословение зданий церкви и церковной утвари.

ПОДГОТОВКА К СОВЕРШЕНИЮ ЧИНА

Храм положено благословлять во имя Божье только епископам.

Храм благословляется в воскресный день.

Церковная традиция благословения построенного храма Богу проникнута той же многоразличной благодатью Божией, какою были исполнены великие мужи веры Церкви Христовой и их святые деяния свершаемые во Святом Духе. Каждая молитва Чина благословения построенного (или реконструированного) нового храма, каждое священнодействие заключают в себе глубокое духовное созерцание и сокровенный смысл. Под видом ныне храма видимого, материального олицетворяется Церковь невидимая во главе с Самим Спасителем, собрание верных членов Тела Христова, Бога Живаго.

Внешний вид древнего православного храма, увенчанного массивным куполом или главою, служит образом человеческого тела, которое есть «храм Бога живого» (2 Кор. 6, 16) и одновременно — видимым образом (символом) таинственного тела Церкви, Глава которой — Христос, а верующие — члены. Поэтому в чинопоследовании благословения храма есть священнодействия, сближающие его с Таинствам Крещения и Святого Причастия. Через священнодействие благословения храма, храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает символизм неземного, горнего (небесного), обретает дух жизни, становится вместилищем народа Божия — небожителей.

Благословению храма предшествуют службы — вечерняя и всенощная.

Как малая вечерня, так и всенощное бдение служатся перед алтарем при запертых царских вратах и обычно при закрытой завесе алтаря.

Ко дню благословения храма необходимо устроить престол, который должен быть на четырех столпах. Престол должен быть высотой около 100 см, шириною по мере алтаря. Для утверждения престола требуется четыре гвоздя. Епископ и пресвитеры заблаговременно изготавливают престол в алтарной части храма, вбивая гвозди верхнюю доску престола соединяя ее со столпами. Это действие напоминает пригвождение Господа нашего Иисуса Христа четырьмя гвоздями ко Кресту.

Далее вешается завеса на Царские Врата.

К торжественному Чину благословения храма должны быть также приготовлены церковное вино, кропило, елей во флаконе и кисточка для помазания, свечи в подсвечниках и малые — для раздачи священнослужителям и мирянам, ладан, кадильница, Чаша-потир для причастия, Дискос для хлеба, облачение на престол, напрестольное Святое Писание.

Двор вокруг церкви должен быть прибран и выметен.

Перед царскими вратами ставится дополнительный стол и на нем выкладывается вся вышеперечисленная церковная утварь, которая будет во время совершения Чина торжественно вноситься в алтарь. Все это покрывается пеленою.

ИСПОЛНЕНИЕ ЧИНА БЛАГОСЛОВЕНИЯ ХРАМА

Епископ и служителя заходят в Царские Врата. Епископ гласно читает молитву, в которой просит Господа о даровании благословить новый храм:

«Господь и Бог наш, благодатию и щедротами Твоего человеколюбия благослови раба твоего и служителя (имя епископа) и властию мне данною на благословение храма Божия, во Имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.»

Престол

Далее епископ глаголит из 50 Псалма: «Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега».

Епископ заходит в алтарь и закрывает за собой Царские Врата.

Епископ кропит престол составом из воды, вина, ладана, смирны. И затем протирает губкой поверхность престола.

При этом, народом святого собрания, поется (читается гласно) 144-й Псалом: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царю [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки…».

Таким образом, совершается омовение престола. Омовение не только очищает престол, но и знаменует его высочайшее духовное значение. Омовение водою — знак духовного очищения, возлияние, в состав которого входят благовония, напоминает о том Мире, которое принесли жены к гробу Христа, красное вино — образ крови Спасителя пролитой на Голгофе.

Далее открываются полностью Царские Врата, чтобы верные могли видеть начало созидания храма.

По окончании пения народом Божиим 144-го Псалма епископ возглашает: «Благословен Бог наш всегда, ныне и всегда, и во веки веков».

Народ глаголет: «Аминь».

Далее поется (или читается) псалом 22-й: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего…»

После этого епископ опять произносит:

«Благословен Бог наш, всегда, ныне, и всегда, и во веки веков».

Народ глаголет: «Аминь».

Перед царскими вратами епископ возглашает:

«Снова и снова, преклонив колена»

Господу помолимся!»

Народ: «Господи, помилуй».

Епископ преклоняет колени поднимая руки к небу и лицом к народу читает молитву:

«Боже наш Всемогущий, живущий в неприступном свете, имеющий престолом небо, подножием землю. Ты, Боже наш, дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения, в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной для свершения святых Таин Христовых, в Славе Своей и Единородного Сына и Святого Духа. Да не возгнушаешься и ныне, Боже, наших грехов и не разрушишь с нами Своего Завета, но ниспошли Духа Своего Святого в день благословения во имя Твое храма, и исполни место сие во славу Твою, укрась божественными дарованиями и сделай пристанищем немощных и прогнанием бесов. День и ночь да будут услышаны Тобою, Боже, все молящиеся в этом храме, дабы благословения Твои приносили бы нам благодать свыше, ибо дерзаем не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию».

По окончании молитвы, в которой участвовал и народ, епископ встает и идет в алтарь ко святой трапезе, и Царские Врата затворяются.

Как во время Крещения человек облекается в белые одежды, так и престол облачается по омовению. Облачение престола совершается сообразно с его значением: гроба Господня.

Епископы и пресвитеры приносят верхнее одеяние престола, индитию, как бы ризу пресвитерскую, изображающую своим блеском сияние Славы Божией.

На облаченный престол возлагают Св. Писание, крест и прочая церковная утварь приготовленная для престола. Во время облачения священниками престола хор поет псалом 92-й: «Господь царствует; Он обличен величием, облечен Господь могуществом и препоясан…»

Затем открываются Царские Врата и занавес. Священники заносят со стола стоящего перед алтарем церковную утварь и расставляют ее на приготовленном для богослужений престоле.

Каждение и помазание елеем храма

Епископ выходит из алтаря.

Епископу подается кадило, и он возвращается в алтарь и кадит вокруг престола и весь алтарь.

Народ поет Псалом 25-го: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое…»

Затем епископ в сопровождении двух пресвитеров выходит Царскими Вратами к собранию церкви. Один из служителей окропляет стены храма тем же составом что и употреблялось при омовении престола, а другой помазует Елеем крестообразно четыре стены (угла) храма, начиная над Горним местом в алтаре и далее по всем стенам храма.

Молитвы благодарения

Когда же все верные по возгласу диакона преклонят главы: «Преклоните молитвенно головы ваши», епископ втайне благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него (епископа) и, продолжая молитву, просит, чтобы на этом престоле таинственно предлагались Тело и Кровь Христовы ко спасению всех людей избранных от вечности, в заключение громко возглашая славу имени Пресвятой Троицы.

Крестный ход вокруг храма

После этого епископ сам зажигает свечу и ставит ее на престоле, откуда должен изливаться свет на всю просвещаемую церковь, как духовный символ присутствия Божества. Он раздает Евангелие и Крест пресвитерам в алтаре, мирянам же — свечи и, взяв посох и возгласив: «С миром изыдем», следует торжественным крестным ходом из храма. Народ идя за служителями поет Псалмы или гимны.

По возвращении с Крестного хода вокруг храма епископ провозглашает: «Мир всем!»

Наречение храма именем

И далее епископ глаголит: Посвящается сей храм во имя Отца и Сына и Святого Духа и нарекается храм сей именем «Храм Всех Святых» (или иное имя).

Народ: Аминь!

Воскресная Литургия

Далее начинается Воскресная Литургия с проповедью о строительстве скинии Моисея, храма Соломона и т.п..

ЧИН ПРИНЕСЕНИЯ ЕПИСКОПСКОЙ

ПРИСЯГИ

Чин епископской* присяги совершается обычно перед началом литургии, на которой избранный на епископское служение будет рукоположен. Этот чин имеет весьма древнее происхождение. О нем в VII веке упоминает святитель Софроний Иерусалимский: «Есть в Святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не тщетно бежал на ристалище» (1 Кор 9, 24).

В основных чертах Чин присяги, употребляемый ныне в церкви, воспроизводит аналогичный чин XVII века, переведенный с греческого и адаптированный к местной практике. В начале Чина присяги епископы, участвующие в хиротонии, выходят из алтаря в полном литургическом облачении на середину храма и рассаживаются по старшинству. Остальные служители по старшинству становятся по обе стороны. Затем пресвитер и диакон берут благословение у епископов, заходят в алтарь и ведут оттуда ставленника. Его поставляют перед всеми служителями и народом. Диакон возглашает: «Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный слуга Божий (имя) хиротонисатися во епископа Иконоборческой Церкви богоспасаемаго града (название)». Проводивший Чин епископ спрашивает: «Чего ради пришел быть здесь и от нашей праведности чего просишь?» Поставляемый отвечает: «Прошу Хиротонию епископской благодати, досточтимый епископ». Епископ спрашивает: «И в кого веруешь?» Ставленник читает Символ веры. По прочтении епископ, благословляя его, произносит: «Благодать Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа да будет с тобою».

Диакон вновь возглашает: «Приводится боголюбезнейший…», и избранник поставляется на середину. Епископ спрашивает: «Яви нам еще, кого исповедуешь о свойствах трех Ипостасей непостижимаго Божества и которые о вочеловечении Ипостаснаго Сына и Слова Божия». Ставленник читает изложение догмата Символа Веры о Ипостасях Триединого Бога. По окончании чтения епископ, благословляя рукополагаемого, говорит: «Благодать Святого Духа да будет с тобой, просвещающая, укрепляющая и вразумляющая тебя во вся дни жизни твои».

Диакон в третий раз возглашает: «Приводится боголюбезнейший…», и избранник становится у царских врат. Епископ спрашивает его: «Яви нам и еще, какие содержишь каноны святых апостол и установления церковная изложенных в вероучительных стандартах Иконоборческой Православной Церкви».

Ставленник дает клятву неукоснительно соблюдать Каноны церкви, а также Вероучение иконоборцев, а также Устав и соблюдать церковный мир, повиноваться другим епископам в их наставлениях, в страхе Божием управлять своей паствой. Ставленник во всеуслышание объявляет, что он восходит на епископское служение не благодаря серебру или золоту, а по избранию Консистории церкви (в случае, когда в общине народ возносит руки в знак согласия на хиротонию ставленника, то добавляется: «и по избранию всех общинников»). Он обещает ничего не делать по принуждению от сильных мира сего или от толпы, даже если ему будут угрожать смертью, не литургисать в чужой поместной церкви, не рукополагать служителей для иноверческой церкви и не принимать служителей чужой конфессии в свою, без отпускной грамоты. Ставленник также обещает «посещать и надзирать» врученную ему паству «и смотреть с прилежанием, учить и запрещати, дабы расколы, суеверия и ереси не умножалися и дабы противники христианскому благочестию и благонравию не повреждали христианскаго жития». С противниками Церкви ставленник обещает поступать кротко, а к властям своей страны относиться лояльно.

По окончании присяги епископ благословляет ставленника и произносит: «Благодать Святаго Духа производит тебя, боголюбезнейшаго слугу Божьего (имя), избраннаго епископа богоспасаемого града (название города)». Ставленник кланяется епископам под благословение к каждому из них. Затем он подписывает текст произнесенной присяги и вручает его епископу совершившему Чин Принесения Епископской Присяги. Принимая присягу, епископ произносит: «Благодать Пресвятого Духа да будет с тобою». Посвящаемого уводят в алтарь. С этого момента он считается «избранным епископом», хотя еще не получил рукоположение.

____________________________

* Если община имеет небольшое количество служителей и единоверцев, то Чин Принесения Епископской Присяги может совершиться во время Чина Хиротонии более кратко, главное чтобы были заданы вопросы, касающиеся верности в следовании Священного Писания и вероучительным стандартам Иконоборческой Церкви.

ЧИН НАРЕЧЕНИЯ ВО ЕПИСКОПЫ

Чин наречения епископа* сохранился от древней практики, по которой кандидат в епископство избирался составом служителей церкви и народом, а затем ему об этом торжественно объявляли и он давал согласие на рукоположение. В современной практике большинства церквей епископ избирается собранием епископов либо Священным Синодом. Миряне в избрании епископа не участвуют. Миряне принимают участие только во время Хиротонии, которая следует за Чином наречения.

В практике Иконоборческой Церкви наречение во епископа совершается в храме отдельно от Хиротонии по чину, сложившемуся не позднее XVII века. Епископы и пресвитеры облачаются в церковные облачения и рассаживаются среди храма по старшинству. Избранный на епископское служение подводится двумя епископами (пресвитерами) к престолу, отдает честь ведущему Чин Наречения епископу, и служители церкви вместе выходят через боковые двери алтаря. Затем один из старших пресвитеров зачитывает указ об избрании кандидата на епископскую кафедру. Следует объявление: «Честный слуга Божий (имя), пресвитера и епископы благословляют твою святыню быть епископом Иконоборческой Церкви богоспасаемого града (название)». Ставленник отвечает: «Благословение епископства (пресвитерства) быть мне епископом богоспасаемого града (название) со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю».

Следует краткий молебен за нового будущего епископа и поют Псалмы (гимны) сослужащие ему епископы (пресвитеры). Это указывает на «семейный» характер торжества: избранный на епископское служение входит в семью епископов (пресвитеров) — преемников и продолжателей дела апостолов.

Ведущий Чин наречения епископ (пресвитер) провозглашает громким возгласом: «Благословен Бог наш», епископы (пресвитеры) поют «Трисвятое по Отче наш». После возгласа читается Книга Деяний Апостолов глава вторая о Дне Пятидесятнице. Этим подчеркивается, что избрание на епископское служение происходит при содействии Святого Духа. Далее кандидат на епископское служение читает слово при наречении, в котором излагает свой план епископского служения. Слово при наречении представляет собой своего рода программу будущего епископа; вместе с тем в него традиционно включается благодарность тем людям, кому кандидат обязан своим духовным становлением.

По окончании произнесения ставленником слова, епископы (пресвитеры) встают, и один из служителей возглашает благодарность всем присутствующим епископам (пресвитерам). По окончании Чина Наречения ведущий епископ (пресвитер) получает благословение от всех присутствующих епископов (пресвитеров).

________________________

* По такому же чину совершается избрание на пресвитерское и дьяконское служения.

ХИРОТОНИЯ

НА ЕПИСКОПСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

Чин рукоположения во епископа совершается на Божественной литургии после совершения Трисвятого. Этот момент литургии выбран для Хиротонии потому, что после совершения Трисвятого епископы (пресвитеры) поднимаются на горнее место, где новопоставляемый епископ занимает место среди них.

Во время пения Трисвятого два старших по возрасту пресвитера выводят ставленника из алтаря и поставляют перед амвоном (или перед народом*). Затем они подводят ставленника к царским вратам, где его принимает епископ (пресвитер) совершающий рукоположение.

Троекратного обхождения престола на епископской хиротонии не бывает. Вместо этого рукополагаемый, сняв митру и фелонь, становится на оба колена по центру престола, склонив голову к престолу. Епископ (пресвитер) совершающий рукоположение благословляет его голову трижды, после чего на его голову полагается раскрытое Евангелие текстом вниз. Поверх Евангелия все присутствующие епископы (пресвитеры) возлагают руки. Патриарх произносит слова: «Избранием и испытанием боголюбезнейших епископов и всего освященного собора, Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, пророчествует тебя, благоговейнейшаго брата (имя) во епископа богоспасаемаго града (название)».

Далее совершается епископом (пресвитером) молитва:

Господи Боже, наш Отец небесный, Тебе угодно для назидания Церкви Своей поставить на служение епископа. И мы благодарим Тебя за то, что Ты указал нам мужа, исполненного Твоим Святым Духом. Даруй ему всё, что ему необходимо — мудрость, благомыслие, мужество, осмотрительность и милосердие — дабы он мог исполнять своё служение так, чтобы это было угодно Тебе.

Даруй ему Свою благодать, чтобы он мог быть постоянными и преданными в служении, и чтобы этому не препятствовали ни невзгоды или скорби, ни вражда мира сего.

Соделай так, чтобы община, над которой Ты поставил его, могла с готовностью внимать его добрым назиданиям и относится к нему с Христовой любовью.

Даруй Святой Поместной Церкви желание пещись друг о друге, дабы все общинники могли с радостью пополнять средства диаконии с тем, чтобы нуждающиеся могли через это, иметь поддержку, а епископ не имел материальной нужды.

Мы молим Тебя о том, чтобы верным епископским служением провозглашалось Царствие Сына Твоего и Имя Твоё было прославляемо, ибо Твоё есть царствие, и сила и слава. Аминь!

Пение Псалма: 83:1,4

По окончании чтения молитв на новопоставленного епископа возлагают саккос, омофор, крест и митру. На каждый из этих предметов новопоставленный получает благословение у всех присутствующих епископов (пресвитеров), и на каждый возглашается «Аксиос». По окончании рукоположения все епископы (пресвитеры) преподают своему новопоставленному собрату целование мира и следуют на горнее место, где внимают чтению Апостола.

По практике славянских церквей совершение литургии продолжают все присутствующие епископы. Этой же практики достойно следовать и Иконоборческой Церкви: Новопоставленный епископ совершает благословение дикирием и трикирием после чтения Евангелия. Когда происходит в алтаре причащение священнослужителей, епископ совершающий рукоположение преподает им Тело Христово, а новопоставленный епископ — Святую Кровь.

По окончании литургии новопоставленный епископ получает от всех участников хиротонии благословение на ношение епископской мантии. Епископы (пресвитеры) — уже в мантиях — вновь выходят на середину храма. Новопоставленный епископ выходит после всех и становится лицом к рукоположившим его собратьям.

Епископ (пресвитер) совершивший рукоположение по традиции произносит слово назидания, в котором говорит о смысле епископского служения. После этого он вручает новопоставленному епископу жезл как символ епископской власти. Приняв в левую руку жезл, епископ благословляет народ.

Изложенный чин епископской Хиротонии в основных чертах одинаков для всех поместных Иконоборческих Церквей. Однако существуют и некоторые богослужебные особенности, характерные для отдельной поместной церкви. К примеру, некоторые поместные Иконоборческие Церкви используют древнехристианскую традицию поднятия рук всеми общинниками, молясь за новопоставленного епископа.

______________________________

# Когда поставляемого на епископское служение вывели пред народом и если Иконноборческая Церковь практикует во время Чина Хиротонии участие в рукоположении всей общиною посредством поднятия рук общинниками, то такая община должна глаголить «Аксиос» во время поднятия рук. Как правило, в общинах с малым количеством состава служителей отсутствует Чин Наречения, предшествующий Чину Хиротонии. Община сама во время Чина Хиротонии избирает поднятием рук служителя. Так же в небольших по количеству служителей и числа единоверцев церквях, уместно провести перед общинным «Аксиос», краткий Чин Принесения Епископской Присяги в виде вопросов и ответов. В этом случае три Чина объединены в один с необходимыми корректировками.

ХИРОТОНИЯ

НА ПРЕСВИТЕРА И ДЬЯКОНА

При хиротонии на пресвитерское служение новопоставляемого пресвитера вместо подведения к престолу и положения Евангелия на голову, как это свершается при рукоположении в епископы, рукополагаемый епископ трижды обводит вокруг престола новополагаемого пресвитера и оный склоняется на обе колени перед престолом, а затем покрывается епитрахилью голова новопоставляемого пресвитера и далее епископ возлагает свои руки сверх епитрахили на будущего пресвитера.

При хиротонии на дьяконское служение новопоставляемый дьякон пред престолом склоняется только на одно колено. А весь обряд совершается по тому же плану, как и при хиротонии на пресвитерское служение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ НАЗИДАНИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВО ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ХИРОТОНИЙ.

Установления о пресвитерах

Уже во времена Ветхого Завета народ Божий управлялся старейшинами.

Господь сказал Моисею собрать старейшин Израильских, чтобы сообщить им о Своих намерениях избавить их из Египетского плена. В книге Исх.17:5 говорится: «И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских». Когда эти старейшины были с Моисеем в пустыне, Господь сказал ему избрать из них 70 человек, чтобы разделили с ним тяготы управления народом. Заметьте — народом, ибо церковь Божья была тогда представлена Израилем — единственным народом под небом. Это ещё раз указывает на единство Ветхого и Нового Заветов и единый Завет Бога и Его народа — тогда Израиля, ныне — народа Божьего, которыми являются все христиане.

Когда Израиль пребывал в Земле Обетованной, выбранные пресвитеры осуществляли своё служение по разным городам. Суд.8:16 — и воротился Гедеон с войны «и взял старейшин города…».

В непрестанной заботе о Своих овцах Добрый Пастырь призвал апостолов, чтобы им стать основанием Его Вселенской Церкви. Апостолы, в свою очередь, поставляли по согласованию с другими членами общины, старейшин (или пресвитеров) в каждой церкви. Как у Израиля по городам. Города Вселенской Церкви — поместные общины. Апостолы и пресвитеры собирались вместе для решения церковных вопросов и принятия решений, которым церкви должны были следовать.

Апостол Павел возлагал на пресвитеров обязанности пещись о детях Божиих. В послании к Фил.1:1 Павел обращается к святым вместе с пресвитерами и дьяконами: «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и дьяконами». Отметим ещё раз: епископ — епископос — надсмотрщик, управитель. То же что старейшина или пресвитер.

Дабы эти служения продолжались и упрочивались, Павел подробно наставляет Тита в вопросе назначения старейшин (Тит.1:5—9) «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать»

Служение пресвитера, таким образом, осуществляется властью данной Христом. Пресвитеры должны напоминать людям Божиим о их обязанностях, поддерживать дисциплину, наставлять непослушных, пещись о членах общины, защищая их от опасностей, которые могут повредить им.

Для осуществления своего служения должным образом пресвитеры обязаны сами возрастать в благочестии и постоянно изучать Писания, в согласии с тем, что сказано во 2 Послании к Тим.3:14—17 «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

Установление о служении милосердия

Во времена Ветхого Завета Господь побуждал Свой народ оказывать милосердие нуждающимся. Страждущие и нуждающиеся были защищаемы и обеспечиваемы по Божьей любви. И установлениям Божиим был научаем народ Завета — подражать этой Божьей любви, выражая её в отношении между людьми. В книге Вт.14:28—29 говорится: «По прошествии же трёх лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади (сие) в жилищах твоих; и пусть придёт левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать».

Господь Иисус Христос, Который показал нам Отца, пришёл в этот мир для служения. В милости своей Он питал голодных, исцелял больных, выказывал сострадание обездоленным. И, таким образом, он дал пример чтобы Церковь Его поступала подобным образом. По примеру Христа первые христианские общины следили за тем, чтобы никто в их среде не был обездолен, не испытывал особую нужду.

Также и сегодня Бог призывает нас являть гостеприимство, великодушие и милосердие, чтобы и слабые и нуждающиеся могли разделять с нами радость пребывания в Господе. Никто в церкви Христовой не должен оставаться безутешным под влиянием болезней, одиночество или бедности.

Для этого служения любви Христос даёт своей церкви диаконов. И по этой причине апостолы определили это служение для тех, кто избирался членами общины. Поэтому служение диаконов состоит в том, чтобы узнавать о нуждах и трудностях верных Божиих, и призывать членов церкви Христовой являть милосердие. Они должны собирать пожертвования, распоряжаться ими и распределять их в соответствии с нуждами самой общины и её членов.

Наставления

Вы, пресвитеры, как добрые пастыри стада Христова и верные стражи дома Божия, будьте усердны в управлении церковью, в утешении скорбящих, и в увещевании своенравных. Следите за тем, чтобы община пребывала в чистом учении и вела благочестивую жизнь. Как сказано в Первом Послании апостола Петра 5:2—4 «пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы».

Вы, диакон, будьте верным и усердным в собирании даров, и в благодушном их распределении среди нуждающихся, а особенно вдов и сирот. Творите добро всем, а наипаче своим по вере. Поддерживайте тех, кто обременён заботами, и тех кто одинок. Да будет ваше служение милосердия добрым примером для всей общины, ибо к этому служению Иисус Христос призывает каждого из нас. И помните слова апостола Павла из Первого послания Тим.3:13 о том, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».

Возлюбленные братья и сёстры святой церкви, если вы согласны принять братьев с состав служителей, принимайте этих мужей как слуг Божиих. Уважайте их, тех кто трудится среди вас, управляет общиной в Господе и увещевает вас; почитайте их в любви ради их служения, следуя сказанному в Писании Евр. 13:17 «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт». Заботьтесь о том, чтобы диакон имел достаточно средств для исполнения своего служения. Будьте мудрыми распорядителями всего, что вверяет вам Господь. Не забывайте о материальной поддержке тех, кто трудится в церковном сане. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. (1. Тим. 5:17—18)

Не будьте распространителями басен и сплетен в отношении своих служителей, относитесь к ним с уважением: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1. Тим. 5: 19), «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою» (1. Фес. 5:12—13).

Помните Христа, наш пример в служении церкви Божией. И, поскольку, мы сами по себе не в состоянии совершать всё это давайте, воззовём к имени нашего Господа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Служебник, Требник. христиан-иконоборцев предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я