На началах происхождения всех вещей, общем состоянии, возникновении, переработке и
ходе природы, вместе с единством, преобладающим на небе и на земле.
Разум практический, равный по объёму теоретическому, и есть разум правящий, или регуляция, т. е. обращение слепого
хода природы в разумный; такое обращение для учёных должно казаться нарушением порядка, хотя этот их порядок вносит только беспорядок в среду людей, поражая их и голодом, и язвою, и смертью.
Историческая жизнь человечества стоит опять-таки не изолированно; она так тесно включена в общий
ход природы, что никоим образом не может быть отделена от последнего.
Все мы знаем, что разум позволяет и помогает нам изменять
ход природы обычной, физической, когда мы строим мосты, и душевной, когда мы доводами обуздываем свои эмоции.
При всех этих действиях мы пользуемся нашими силами духа и тела, чтобы произвести какое-нибудь видоизменение в
ходе природы, и ни в одном не делаем чего-либо большего.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прилезать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Поистине ничто, кроме того, что он порядком и
ходом природы увлекается к чему-либо более приятному для него, чем первое.
Законы природы существуют, следовательно, только в нашей мысли, а не в самом
ходе природы.
Теперь, однако, все наши априорные законы природы относятся к закономерности изменений в природе; таким образом, результат закономерности
хода природы является формальной стороной нашего знания о природе, подобно тому как время и пространство были формой для всей чувственности.
Но тем не менее мы утверждаем это, потому что без этого мы не можем сделать ни шагу, а поскольку
ход природы действительно однороден, это оправдывает наше утверждение.
Таким образом, закон единообразия
хода природы недоказуем, и если его вообще следует принять, то он должен рассматриваться как окончательное убеждение, основанное на вере, которая лежит в основе всех наших знаний и всех истин, о которых мы непосредственно знаем.
Бесспорно,
ход природы в развитии последней полностью, подобно ходу её в развитии первой способности, связан с жизнью.
Это естественный
ход природы.
Это всё естественный
ход природы.
Реальные условия и обусловленности как таковые не существуют в
ходе природы, а только факты или объекты восприятия, которые мыслимы в этих терминах…
Теперь в реальном
ходе природы, то есть в ходе истории или эволюции материи, как неорганической, так и органической, вариации представляются универсальным фактом или явлением.
Вдохновение – сверхъестественное ли оно событие, изменяющее обычный
ход природы?
Каждый отдельный случай должен рассматриваться в соответствии с его конкретной природой, и применение этого положения о приблизительно общем единообразии
хода природы ни в коем случае не проливает свет на предмет.
Лейбниц называл мир, в котором существуют только разумные существа и отношения по моральным законам под управлением высшего блага, царством благодати и отличал его от царства природы, поскольку они действительно подчиняются моральным законам, но не ожидают от своего поведения иных результатов, кроме как в соответствии с
ходом природы нашего чувственного мира.
Из тесной связи этого двойного различия явствует, насколько необходимо, чтобы воспитание с первых же шагов, когда его искусство начинает вмешиваться, сугубо тщательно придерживалось истинного
хода природы как в отношении средств развития наших сил, так и в отношении средств формирования умения их практически применять, чтобы оно ни в том и ни в другом не погрешило против природы.
Это естественный
ход природы для каждого из нас.
Итак, если таков
ход природы и таков естественный закон, есть ли у свободы место среди этих понятий, под которые мы вынуждены подводить фактический порядок реального и физического существования, чтобы понять его?
Теперь это две разные области: мир
хода природы с её законами и наши чувства удовольствия и неудовольствия.
Если
ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится.
Если, таким образом, не существует никаких субстанций, кроме тех, которые возникают в
ходе природы, то физика будет «первой» философией.
Приписывать законы природы или характер состояния самому
ходу природы (более того, говорить, что в природе есть причины и следствия) – значит делать сущности из обобщений.
Как вследствие нарушения существующего порядка или нарушения единообразия
хода природы некоторые виды низших живых существ исчезли с земли до появления человека в творении, так и большое нарушение единообразия хода природы привело бы к исчезновению с земли нынешнего рода человеческого.
Этот
ход природы покоится на вечных, неизменных законах, заложенных в каждой из человеческих сил и в каждой из них связанных с непреодолимым стремлением к собственному развитию.
– Это всё естественный
ход природы. – прошептала она. Он еле заметно кивнул.
Законы природы – это наше концептуальное выражение перцептивных единообразий фактического
хода природы.
Ходу природы надлежит подняться до развития в человеке человеческих свойств.
Это незатейливое заключение оставляет открытыми многие волнующие вопросы в отношении того, что было причиной, а что – следствием; что было слепым случаем, а что – неумолимым
ходом природы.
Немаловажно и то, что подходы, с помощью которых устанавливается связь между качественными явлениями
хода природы и измеряемыми величинами, в некоторых случаях находятся в пределах заметного произвола.
Утверждение, что закон равномерности
хода природы не является ложным только потому, что он ничего не значит, кажется нам парадоксом.
Закон равномерности
хода природы не является неправдой только потому, что он совершенно бессмыслен.
Цель науки, как я полагаю, состоит в следующем: приобрести наглядное и точное знание о
ходе природы и входящих в неё однородностях, частично с помощью концептуального анализа, подобного тому, что описан и показан в предыдущей книге, и частично с помощью вспомогательных методов.
Строго говоря, закон равномерности
хода природы утверждает следующее и только следующее: каждое явление повторяется, если все предшествующие явления повторяются точно таким же образом.
Если бы пропозиция:
ход природы всегда остаётся одним и тем же, или подобные силы всегда будут связаны с подобными сенсорными качествами, могла быть доказана как определённая, тогда вся процедура была бы доказана как оправданная, и вопрос о доказательстве заключительной пропозиции был бы решён.
Каким бы священным и божественным в своих основах ни был
ход природы в развитии рода человеческого, но, предоставленный самому себе, он первоначально носит чисто животный характер.
Конечно, верно, что равномерность
хода природы не может быть доказана логически.
У сторонников доктрины о равномерности
хода природы есть ещё один оплот для своего утверждения.
Таким образом, если дать более точное её определение, идея элементарного образования есть не что иное, как результат стремлений человечества оказать
ходу природы в развитии и формировании наших задатков и сил такое содействие, какое способны оказать ему разумная любовь, развитой ум и хорошо развитые технические склонности.
Жизнь действительно даёт нам гарантию для предположения о равномерности
хода природы; но эта гарантия даётся нам не опытом, а следующим соображением.
Природосообразное развитие этой способности самим своим существом связано с
ходом природы в развитии способности к наблюдению.
Законы, регулирующие
ход природы, и действующие вещества, которые в ней взаимодействуют, имеют такой характер, что восхитительная целесообразность нормальных природных продуктов должна вытекать из них.
Мы сами, как самосознательные существа, являемся частью
хода природы; принимая альтернативное действие, мы определяем ход природы на будущее (начиная с момента выбора) в той мере, в какой это касается нас, действующих субъектов, и в той мере, в какой остальная часть хода природы изменяется в результате нашего действия.
Человечество должно позаботиться о том, чтобы оживить
ход природы, внеся в него человеческое и божественное начало.
Таким образом, этот принцип должен быть конечным убеждением нашего мышления, основанным на вере, но именно для того, чтобы избежать предположения, основанного на простой вере, мы и взялись за доказательство закона общей причинности или единообразия
хода природы.
Что наука может строго доказать, так это только то, что, насколько удалось заметить,
ход природы, как только он замечен человеком, сразу же переходит в колею всеобщей закономерности, но ни в коем случае не то, что ход природы продолжает двигаться в той же колее даже тогда, когда человек от него отворачивается.
Функция совести, таким образом, заключается лишь в том, чтобы судить, будет или не будет принятие данного желания в гармонии с остальными желаниями и тенденциями субъекта во всей их полноте, когда они воспринимаются как часть известного
хода природы, предполагая, что он будет продолжаться в будущем, и его собственная жизнь будет продолжаться вместе с ним.