Это привело к появлению доминантности каждого их них по одним функциям и субдоминантности по другим, т. е.
функциональной асимметрии.
Большие полушария головного мозга разделяют между собой управление телом и его функциями примерно поровну, но существует
функциональная асимметрия, в соответствии с которой левое полушарие осуществляет регуляцию речевой деятельности, функцию устной и письменной речи, счета.
Мы рассматриваем тандем как асимметричную невластную конструкцию, главное достоинство которой видим в парадоксальном, даже внешне противоречивом соединении
функциональной асимметрии и продуктивного сотрудничества, чуждого властному принуждению.
Чтобы читатель мог наглядно представить уровень сложности проблем, с которыми сталкиваются специалисты, мы здесь коснёмся вопроса достаточно узкого – так называемой
функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.
Однако проблема
функциональной асимметрии довольно сложна.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прятанье — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
У человека различают три формы
функциональной асимметрии: моторную, сенсорную и психическую.
Выбор зон воздействия определяется характером патологии, лечебными задачами, функциональными и нейроанатомическими особенностями корковых полей или отделов спинного мозга, их связями, а также характером
функциональной асимметрии головного мозга.
Заговорили о
функциональной асимметрии головного мозга: если левое полушарие отвечает по преимуществу за формально-логическое, знаковое мышление, то правое – за интуитивное и эмоционально-образное.
Но если слова и образы не привязаны жёстко к конкретному полушарию, то что же тогда лежит в основе их
функциональной асимметрии?
Реальность
функциональных асимметрий и латеральных феноменов несомненна, под каким бы углом зрения мы её ни рассматривали.
Рассмотренная выше (см. 2.3) роль
функциональной асимметрии мозга человека в переработке вербальной и невербальной информации проявляется как в процессах восприятия речи и других звуков (у слушателей), так и в механизмах её формирования (порождения) у говорящего (поющего, музицирующего).
С 1970-х годов одной из традиционных тем обсуждения в кругах отечественной интеллигенции стала
функциональная асимметрия головного мозга.
Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление
функциональной асимметрии мозга.
Удивительно, но факт: задолго до открытия
функциональной асимметрии мозга и функционального перекреста тибетские ламы считали, что деятельность левого ума «отражается» на правой стороне лица и тела, а деятельность правого ума – на левой стороне лица и тела.
Функциональная асимметрия речевых центров в правом и левом полушариях мозга наглядно иллюстрирует данное положение.
Существует также предположение, что внутриутробный вестибулярный опыт плода может влиять на формирование
функциональной асимметрии у ребёнка уже после рождения.
Данное направление занимается изучением корреляций латеральных признаков человека с индивидуальными особенностями и его можно рассматривать как нейропсихологию нормы или же как дифференциальную психофизиологию с учётом особенностей
функциональных асимметрий человека.
В частности, устойчивость «левого» мышления с игнорированием многих фактов и событий объясняются спецификой
функциональной асимметрии мозга с выраженным доминированием левого полушария.
Функциональной асимметрией мозга можно объяснить задействованность левого полушария в таких сферах, как общение, аналитическое мышление и управление движениями, и специализацию правого полушария на сенсорной информации, пространственных отношениях и творческих способностях.
Открытие
функциональной асимметрии мозга человека, применение метода вызванных потенциалов и регистрация электрической активности мозга в процессе восстановления его функций после коматозного состояния существенно приблизили нас к уяснению природы и нейрофизиологических основ сознания, равно как и неосознаваемых проявлений психической деятельности.
Предметом исследования данной работы стали индивидуальные различия субъективной реальности человека, обусловленные особенностями его мозговой организации (особенностями
функциональных асимметрий).
Обе главные линии анализа природы
функциональных асимметрий мозга (материально-специфическое разделение по вербальным и зрительно-пространственным процессам и разделение по стилям переработки, аналитическому – холистическому) являются описательными, однако они получили статус объяснительных, стали традиционными и легко отбрасывают противоречащие данные.
Клинико-психопатологически для объяснения данного феномена была предложена гипотеза «о нарастании дисбаланса личностных свойств и соответствующем снижении устойчивости к эмоциональному стрессу по мере сглаживания
функциональной асимметрии мозга» (Клейн, Москвин, Чуприков, 1986, с. 108), что позволяло предложить эти критерии в качестве скриннинг-метода распознавания эмоциональной неустойчивости.
Предрасположенность к тому или другому типу мышления учёные объясняют различием
функциональной асимметрии мозга.
Возможно, этот факт определён и
функциональной асимметрией мозга, т.е. человеческий мозг состоит из двух неравнозначных полушарий, где правое ответственно за ассоциации и за левую сторону туловища, а левое – за синтез и за правую сторону туловища.
Очевидна связь такого восприятия с общепринятой системой координат с нулевой точкой в левом нижнем углу, так же, как и возникновение этой системы координат – с возникновением и проявлением
функциональной асимметрии мозга и восприятием пространства правым и левым полушариями мозга.
Обо всём этом и пойдёт речь в настоящей книге, причём ведущее место в ней занимает такое понимание художественного мышления, которое пришло к нам сравнительно недавно – с открытием
функциональной асимметрии полушарий головного мозга, каждое из которых, как выяснилось, имеет свою «узкую» специализацию.
Примером анизотропности как «единости, содержащей в себе различие», порождающей психическую реальность, может служить структурная симметрия строения и одновременно
функциональная асимметрия работы парных органов чувств у человека и других биологических видов живых существ.
Проблема исследования
функциональных асимметрий человека и проблема поиска корреляций латеральных признаков с его индивидуально-психологическими различиями приобретают в последние годы всё большее значение, поскольку они напрямую связаны с запросами практики.
Несмотря на то, что проблема
функциональных асимметрий (как человека, так и животных) исследуется уже более полувека лет, интерес к ней не ослабевает и в настоящее время.
Исходя из этих и других данных, можно считать перспективным использование психодиагностических методик при исследовании
функциональных асимметрий и их связи с индивидуальными особенностями человека.
Несмотря на то, что проблема
функциональных асимметрий (как человека, так и животных) исследуется уже не одно десятилетие, интерес к ней не ослабевает.
Кстати, подобная
функциональная асимметрия наблюдается не только у человека, но даже у певчих птиц.
Психология и физиология изучают один и тот же объект – человека и одни и те же проблемы – его эмоции, волю, состояния,
функциональную асимметрию, темперамент, поведение и т. д., только с разных сторон: одна – с внешней, другая – с внутренней.
На основе проведённого исследования авторы пришли к выводу, что по особенностям
функциональных асимметрий (по их индивидуальному профилю) появляется возможность прогнозировать особенности психического склада человека.