Взгляд со стороны. Рассуждения об искусстве

Николай Кудрявец, 2022

Рассмотрено отличие искусства от науки. Обозначена роль искусства в жизни человека. Показан процесс создания художественного произведения и особенность его восприятия различными потребителями искусства. Предложено одно из направлений к объективной оценке художественного произведения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взгляд со стороны. Рассуждения об искусстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Творчество и асимметрия мозга

Традиционно принято считать, что художник и учёный — совершенно разные типы людей. Первый причисляется к эмоциональному психофизиологическому типу, другой — к интеллектуальному. При этом, как правило, даётся ссылка на формулировку Павлова: «Нужно констатировать, что благодаря двум сигнальным системам и в силу давних хронически действовавших разнообразных образов жизни, людская масса разделилась на художественный, мыслительный и средний типы. Последний соединяет работу обеих систем в должной мере… Жизнь отчётливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д. — захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят её и тем как бы умерщвляют её, делая из неё какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают её части и стараются их таким образом оживить, что вполне им всё-таки и не удаётся».

Предрасположенность к тому или другому типу мышления учёные объясняют различием функциональной асимметрии мозга. Сущность асимметрии состоит в том, что по уровню организации нервной ткани мозг всех людей чисто условно можно разделить на правополушарный тип и левополушарный.

Правополушарный мозг воспринимает мир во всём его разнообразии, но анализирует впечатления и устанавливает между ними логическую связь с трудом; левополушарный обладает повышенной способностью к анализу и обобщениям, к логическим операциям, однако материала для анализа и обобщений у него не хватает.

Впервые гипотеза асимметрии мозга была выдвинута более 100 лет назад английским неврологом Хьюлингсом Джексоном. Учёный предположил, что правое полушарие отвечает за наглядное восприятие внешнего мира, в отличие от левого полушария, которое управляет речью и связанными с ней процессами. Эта гипотеза в настоящее время нашла подтверждение.

В процессе индивидуального развития асимметрия полушарий в некоторых пределах может изменяться. Американский профессор нейрохирургии Джозеф Боген также показал, что наряду с врождёнными факторами,воспитанием и обучением (тренировками) можно увеличить активность одного из полушарий.

Согласно традиционным выводам нейрофизиологии, левое полушарие является доминантным. У нормальных людей (правшей) это подтверждается электроэнцефалографическими данными.

Наблюдения над музыкально одарёнными людьми показали, что за музыкальное творчество отвечает правое полушарие, в то время как левое анализирует музыку. Лурия описал случай, когда известный композитор после кровоизлияния в левое полушарие потерял речь, но сохранил способность к музыкальному творчеству. Письмо у него было затруднено, однако техника музыкальной записи осталась безупречной.

Воспринимает музыку человеческий мозг одновременно обоими полушариями: левое воспринимает ритм, правое — тембр и мелодию. Японские учёные установили, что при прослушивании музыки у профессиональных музыкантов активно работает левое полушарие мозга, в то время как у людей, не занимающихся музыкой, — правое. Это указывает на то, что в отличие от других, музыканты обрабатывают музыку как речь.

Правое полушарие практически можно считать немым: оно в состоянии издавать только нечленораздельные звуки. Но именно правое полушарие отвечает за творческое мышление.

Целостному образу в правом полушарии соответствует последовательность дискретных символов в левом полушарии. Число правое полушарие представляет в виде нераздельного целого; для левого полушария это элемент ряда натуральных чисел. Левое полушарие, как правило, не запоминает тексты, а заново создаёт их. Его память осознанно творческая, в отличие от правополушарной.

В последнее время развивается система взглядов о различных когнитивных стратегиях полушарий. В соответствии с этой концепцией функциональные различия между полушариями связаны с более глобальными различиями в способах переработки информации, чем специализация в области речевых и неречевых функций.

Различия в специализации левого и правого полушарий подробно изложила психоаналитик, президент калифорнийской компании Right Brain Resources Мэрили Зденек в своей книге «Развитие правого полушария». Специализацию полушарий Зденек описала следующим образом.

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление. Фактически оно доминирует при выполнении следующих функций:

— обработка вербальной информации (контроль речи и способность к чтению и письму; запоминание фактов, имён, дат и их написание);

— аналитическое мышление (логика и анализ фактического материала);

— буквальное понимание смысла слов;

— последовательная обработка информации (по аналитическому принципу);

— математические способности (логический и аналитический подходы, необходимые для решения математических проблем, распознавание чисел и символов);

— контроль за движением правой половины тела.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Оно отвечает за выполнение следующих функций:

— обработка невербальной информации, выраженной в символах и образах;

— параллельная обработка информации (целостно, синтетически). Не применяя анализа, позволяет рассматривать проблему в целом; распознаёт лица воспринимая совокупность черт как целое;

— пространственная ориентация;

— музыкальные способности и способность воспринимать музыку (за музыкальное образование отвечает левое полушарие);

— способность понимать метафоры и результаты работы чужого воображения (к примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то правое полушарие поймёт, что именно хотел сказать этот человек);

— воображение (возможность мечтать и фантазировать);

— художественные способности (способности к изобразительному искусству);

— эмоции. Эмоции не являются продуктом функционирования правого полушария, но оно связано с эмоциями более тесно, чем левое полушарие;

— мистика и религиозность;

— мечты;

— контроль движения левой половины тела.

По-видимому, специализация полушарий головного мозга характерна только для взрослого человека. У других приматов и маленьких детей учёные не выявили практически никаких признаков специализации. Если младенец потеряет одно из полушарий головного мозга, он может вырасти нормальным человеком, поскольку оба полушария у него обладают одинаковой возможностью для выполнения всех функций. Многие исследователи считают, что специализация полушарий связана с приобретением языковых способностей.

Между собой полушария постоянно обмениваются информацией, и в случае необходимости одно полушарие может частично заменять другое. В нормальном состоянии между ними идёт конкуренция, и они притормаживают друг друга.

В 1982 г. в мартовском номере журнала «Курьер ЮНЕСКО» появилась статья, в которой сообщалось, что японский профессор Таданобу Цунода из Токийского медицинского и стоматологического университета, экспериментальным путём установил, что восприятие гласных и согласных звуков левым и правым ухом у японцев и лиц других национальностей разное.

Поскольку слуховые нервы от каждого уха связаны с противоположной стороной мозга, из неодинакового восприятия ушами гласных звуков профессор сделал вывод, что эти звуки воспринимаются у японцев и людей других национальностей разными полушариями мозга.

На основании проведённых опытов профессор построил теорию, согласно которой у японцев звуки, связанные с эмоцией, обрабатываются в левом полушарии, и эта левая доминантность укореняется по мере развития речи. У людей других национальностей эти же процессы отнесены к функциям правого полушария. Поскольку эта особенность приобретается с формированием родного языка, Цунода считает, что родной язык тесно связан с развитием эмоционального механизма в мозгу, формированием культуры и психического склада отдельных этнических групп.

В своей книге «Мозг японцев» Цунода развил теорию, согласно которой японская культура исходит из особенностей строения их мозга. Только японцам доступны голоса природы, японская музыка; они слиты с природой и не одиноки в ней. А иные люди, особенно западные, одиноки в природе и противопоставлены ей, логичны, практичны, преуспевают в технике и физике.

За последние десятилетия учёные выяснили, что человеческая речь связана с обоими полушариями человеческого мозга: за смысл (семантику) отвечает правое полушарие, за формальные механизмы (преобразование смысла в текст) — левое.

Грамотные японцы используют одновременно как абстрактные иероглифы кандзи, передающие смысл, так и слоговую азбуку хирагану и катакану (по 46 символов в каждой), записывающую звучание слогов. Если у японца нарушается функциональность левого полушария, страдает слоговое письмо, иероглифику это не затрагивает.

Согласно теории японского лингвиста Мотоки Токиэда, изложенной в книге «Основы японского языкознания», «нельзя называть языком только звуки, которые воспринимаются слуховым аппаратом наблюдателя. Конкретный языковый опыт приобретается только тогда, когда мы, услышав некоторые звуки, вспоминаем некоторый смысл или выражаем некоторые идеи в звуках. Это же следует сказать и о письме. Знак, употреблённый на письме, — это зрительное впечатление. Если мы обратимся только к этой его стороне, то он не будет отличаться от трещины на поверхности камня… Полагать, что язык существует и тогда, когда на нём никто не говорит, — всего лишь абстракция… Язык — одна из форм человеческой деятельности, одна из форм выражения мыслей и чувств».

«Если правое полушарие мозга с раннего детства связывает человека с внешним миром, то левое облегчает ему быстрое вхождение в то общество, в котором он живёт, — считал В. В. Иванов. — Более того, левое полушарие можно в известной мере считать представителем этого общества в нейропсихологической структуре личности… В левом полушарии находятся те обусловленные культурно-исторически программы поведения, которые общество вводит в человека. В социальной значимости левого полушария можно видеть объяснение его относительно малой морфологической изменчивости, в отличие от правого, где биологически допустимы значительные индивидуальные вариации. На этом пути могут быть сделаны интересные выводы и о психофизиологических и генетических истоках изобразительного искусства и музыки (а возможно, и некоторых других искусств), связанных с правым полушарием».

Раньше учёные считали, что асимметрия человеческого мозга возникла сравнительно недавно. Эксперименты русского зоолога В. Л. Бианки и его коллег показали, что асимметрия функций полушарий не является уникальной особенностью головного мозга человека. Она свойственна и животным. Это позволило Бианки высказать предположение, что специализация разных полушарий является фундаментальной закономерностью в деятельности мозга всех живых систем.

Данные, полученные московским Институтом мозга РАМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют, что анатомические различия в строении левого и правого полушарий мозга присутствуют и у животных. Наиболее отчётливы они в височной области.

В настоящее время учёные пришли к заключению, что мозг древних людей обладал чертами приматов: у людей и больших человекообразных обезьян асимметрия мозга почти одинакова. Главным отличием мозга обезьян от мозга человека является то, что обезьяны принадлежат к животным зрительного типа. Решение интеллектуальных задач у них возможно при условии, что все необходимые предметы для этого присутствуют в поле зрения.

Проведённые исследования показали, что основы функциональной специализации полушарий являются врождёнными. У новорождённых, в том числе и у плодов, была обнаружена асимметрия задних областей височной доли. Это позволило учёным предположить, что в левом полушарии находится запрограммированный нервный субстрат, специализированный для языковых функций.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взгляд со стороны. Рассуждения об искусстве предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я