Благодаря такой системе непрямого
управления мусульманам казалось, что они по-прежнему живут по исламским порядкам.
Стоявшее на страже этих правил государство уже к началу 2000‐х гг. установило механизмы контроля над духовными
управлениями мусульман, которые опираются во многом на неписаные правила.
В качестве инструмента для изучения отношений многочисленных духовных
управлений мусульман друг с другом и с государством я выбрал теорию экономики религии.
Беседа получилась очень содержательной, и под занавес муфтий поделился историей о женщине, попавшей в
управление мусульман со злободневным для своей семьи вопросом.
Таким образом, межрегиональные духовные
управления мусульман вступают друг с другом в конкурентную борьбу за привлечение в свою структуру максимально большего числа общин.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: инфузионный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Под организациями следует понимать отдельные духовные
управления мусульман, действующие как на федеральном, так и на региональном уровне.
В равной степени другому муфтияту невозможно было учредить в регионе, входящем в округ другого духовного
управления мусульман, свои общины, что также часто встречается в современных условиях.
Иными словами, рассматриваемый в монографии опыт конкретных духовных
управлений мусульман служит для подтверждения или корректировки теоретических положений, касающихся муфтията как института.
Для любого муфтията, претендующего на общефедеральный уровень, принципиальное значение имеет число входящих в него общин и региональных духовных
управлений мусульман.
Как уже отмечалось выше, основными критериями, которые позволяют выделить среди духовных
управлений мусульман наиболее влиятельные, являются географический (контроль над общинами в разных регионах) и количественный (число контролируемых общин).
Вместе с тем к нему вполне применимо определение «межрегиональное духовное
управление мусульман».
Таким образом, муфтият выступает как институт, который подразумевает набор правил (ограничений) как формальных (отражённых в законах, уставах духовных
управлений мусульман и др.), так и неформальных (не содержащихся в законодательстве и официальных документах, но хорошо известных участникам религиозного рынка).
Примечательно, что внутри самих «традиционных религий» возникает деление на «более привилегированные» (Русская православная церковь) и «менее привилегированные» (духовные
управления мусульман и буддистов, религиозные объединения иудеев, старообрядческие церкви и др.), несмотря на отсутствие в законодательстве оснований для такой градации.
Православные епархии поддерживают конструктивные взаимоотношения с духовными
управлениями мусульман, часто выступают с совместными заявлениями и акциями, направленными на противостояние экстремизму, терроризму, разжиганию межэтнических и межконфессиональных противоречий.
В случае недовольства результатами заключённого договора пересмотреть его не представляется возможным: типовой устав в большинстве межрегиональных духовных
управлений мусульман практически исключает возможность выхода общин из-под их юрисдикции.
Во-первых, Симферопольское духовное
управление мусульман было официально создано только в 1831 году.
Наряду с традиционными духовными управлениями в республиках создаются отдельные «джамааты» верующих, которые постепенно переходят в оппозицию к местным либеральным духовным
управлениям мусульман.
Несмотря на то что эти учебные заведения открывались по инициативе духовных
управлений мусульман, их деятельность была лишена поддержки какого-либо научно-методического или координационного центра.
Среди предъявленных ему обвинений значились неуспешная политика в сфере мусульманского образования, слабая помощь мечетям, авторитарные методы руководства, финансовые просчёты, а также попытки создать особое духовное
управление мусульман для тюркоязычных народов68.
Все духовные
управления мусульман, принадлежащие к любой из трех упомянутых выше групп, имеют аналогичную структуру.
Среди них наиболее информативными оказались печатные издания духовных
управлений мусульман8, опубликованные материалы мусульманских съездов и конференций9, работы мусульманских религиозных лидеров10, сочинения идеологов салафизма11.
Такой взгляд на концепцию высшего исламского религиозного образования присущ функционерам из духовных
управлений мусульман, муфтиям и сформирован в середине 1990-х, когда бурное строительство новых мечетей в крупных городах сопровождалось громаднейшим кадровым голодом.
– Духовное
управление мусульман с определённой натяжкой можно назвать мусульманской епархией
Руководители духовных
управлений мусульман бьют тревогу: имамов не хватает.