Так вот, в православной аскетике, в науке
умного делания не стоит задача умертвить в нас творческое начало.
Эта духовная практика называется в православии
умным деланием.
Молитва,
умное делание являются превосходными достижениями, оздоравливающими состояние духа.
Всё то, что обычные люди переживают только после смерти и разлучения с телом, практики
умного делания переживают при жизни во плоти.
– А с чего именно начинается
умное делание, отче ?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: доскрёбываться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
– Значит, простой человек и обычный верующий не может практиковать
умное делание ? – несколько раздосадованно переспросил молодой монах.
Аскеты, анахореты, священнобезмолвствующие и практикующие
умное делание придерживались другой – древней аскетической традиции, согласно которой существует чёткое духовное знание о методологии спасения души, как практике соединения ума и сердца.
– Всех законов не знает никто, – ответил старец, – знают лишь малую часть нравственных, хотя те, кто занимаются
умным деланием, к этим законам прикасаются своим духовным умом и даже становится свидетелями их удивительного действия, но без возможности этим поделиться с другими людьми, поскольку они всё равно этого не смогут понять.
Названные три практики – ночное бдение, непрестанное богомыслие и молитвенное созерцание есть основа исихии и высшая заключительная ступень
умного делания.
Без истинного
умного делания монашество есть тело без души.
Подобное понимание творчества характерно для исихастской концепции
умного делания и духовного созерцания.
Старец усмехнулся и продолжил – Цель
умного делания очень высока и даже заоблачна – это делание посредством духовного ума нового бесплотного внутреннего человека по слову апостола «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
– Отче, ты хочешь сказать, что даже если откроешь мне секрет
умного делания, то я не смогу им воспользоваться ?
Многие православные святые, канонизированные в лике чудотворцев и пророков, в действительности просто обладали отдельными плодами
умного делания, среди которых прямое духовное знание обо всём сущем и грядущем, знание разных языков, возможности целительства, неподверженность смерти, возможность исчезновения и др.
С утратой
умного делания православие утратило свою духовную суть и теперь мало чем отличается от католицизма и протестантизма.
Отцы рассуждали, что для достижения спасения всем христианам, как меч духовный, необходима благодатная молитва, которая при соблюдении заповедей, знании сущности греха и средств борьбы с ними, познании духовных законов трезвения и
умного делания возводит к высоким степеням совершенствования, молитвенного состояния и благодатного богообщения.
С бесконечной отеческой любовью и уважением к ним он пытался посвятить их в глубины духовной жизни и возвести на высоты
умного делания и молитвы.
Да будет для тебя
умным деланием углубление в произносимые слова или опять какая-нибудь определённая молитва в ожидании начала следующего стиха.
Но – да – это непростой путь. Это перерождение души, это восхождение, это воскресение внутреннее, требующее сосредоточенного
умного делания и постоянства воли.
– Если говорить о практике вообще, то сначала это было христианское
умное делание по «Добротолюбию».
Стефанос настойчиво разделял «материальную теорию» «легендарной химии» и «тайное
умное делание» как две совершенно различные вещи и призывал «…не тратить время на материальные печи, стеклянные трубки, алембики, колбы и сублимации».
Воистину – прямо из священных тайников
умного делания восходят эти проникновенные, пропитанные небесным светом слова…
Этот ритм нельзя назвать ни быстрым, ни медленным, он абсолютно спокойный и мирный, – это ритм сосредоточенного созерцания, так называемого
умного делания.
– Но ведь можно было оставить для преемников и последователей хотя бы общее описание
умного делания.
Именно поэтому, чтобы не давать повода к соблазну юным, знание об
умном делании даётся только самым зрелым и достойным его.
Вот почему знание об
умном делании нельзя давать тому, кто не прошёл всех подготовительных ступеней на пути очищения ума и соединения его с духовным сердцем.
– Странно, а почему власть и церковь не приветствовали
умное делание ?
Современный человек, и верующий в том числе, стал очень прагматичен и расчётлив для того, чтобы потратить одну половину жизни на освоение молитвенной практики, а вторую – на освоение
умного делания.
Переход к
умному деланию происходит тогда, когда человек понимает, что выше ступени нравственной религиозности, как телесно-душевной, есть ещё более высокая и заоблачная ступень духовной религиозности.
– Как бы я хотел, отче, всем сердцем желал, чтобы монашество снова обрело силу и духовное знание об
умном делании снова зажгло умы и сердца подвижников.
То, что
умного делания нет в церкви, не значит, что его нет вообще.
Практикующий
умное делание отличается от обычного верующего тем, что он намеренно осваивает этот мир, вступая в схватку с бесами воздуха ещё при жизни.
– Да, это уже высшая фаза
умного делания, которую можно сравнить с рождением и началом воспитания духовного ребёнка, как новорождённого.
Похоже, как в исихазме в молчаливой молитве
умное делание производится.
Путь исихии и
умного делания более всего стимулирует рост духовного ума, поэтому практикующий исихию довольно быстро трезвеет и обретает ясность ума.
Продолжительные занятия
умным деланием искореняют из сердца грубые страсти: душа становится подобной почве, возделанной и удобренной для посева.
Увы, люди многое напутали и монашеское
умное делание извратили на саможаление.
Умное делание доступно всем без исключения.
Знание об исихии и
умном делании уже давно стало в церкви оккультным и запретным, я тебе об этом уже говорил.
Короче, обстоятельства требовали безотлагательного обсуждения и последующего
умного делания.
– Эта мистическая сторона
умного делания меня как-то очень смущает, – честно признался монах.
Таким образом
умное делание в полном смысле – это обратный грехопадению процесс обретения человеком своего утраченного духовного достоинства и силы.
На следующем этапе
умного делания душа обучается расширению сферы духовного внимания через изучение духовного мира и его обитателей – духов и сущностей с сохранением контроля над происходящим.
Ну как, возможности
умного делания не поколебали твой разум ? – спросил старец и посмотрел на монаха.
– На этом
умное делание кончается ? – как-то нерешительно спросил монах.
Конечным итогом
умного делания является расширение духовного сознания и восприятия до такой степени, что душа полностью осваивается в духовном мире и считает этот мир своим, переходя в него окончательно, как более совершенный мир и забывая о телесном способе бытия и жизни на земле, как о чём-то жутко несовершенном.
Именно поэтому данному знанию не учат ни в одной семинарии и духовной академии, поскольку это знание передаётся только достойным, как святыня, в процессе обучения
умному деланию.
Ум человека в определённый момент
умного делания становится настолько расширенным и координированным, что переход от повседневного мирского восприятия к сугубо духовному созерцанию духовным сердцем может осуществляться очень быстро и почти моментально.