В последние годы практическая психология и педагогика во всём мире всё чаще обращаются к исследованию и описанию причин и методов коррекции
трудностей обучения в массовой школе у детей и подростков.
Она обычно начинается с хатха-йоги, которая воспитывает в теле здоровье и силу, необходимые, чтобы преодолеть
трудности обучения.
Совершенно ясно, что задача установления причин неуспеваемости и выбора обоснованных мер преодоления
трудностей обучения, различных для детей разных групп, не может быть разрешена сразу.
Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных психических функций или их компонентов.
Цель этой главы – привести некоторые примеры следствий из теоретических положений нейропсихологии и поделиться выводами, которые вытекают из нейропсихологического изучения
трудностей обучения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: алюминотермия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Перейдём к рассмотрению данных нейропсихологического анализа
трудностей обучения и вытекающим из этого анализа пожеланиям к построению здоровьесберегающих технологий обучения.
Кроме парциальных нарушений перечисленных выше специфических функций,
трудности обучения детей могут быть обусловлены общими неспецифическими расстройствами мозговой деятельности, отражающими дискоординацию корко-подкорковых функциональных отношений.
Широкое распространение нейропсихологической службы во многих странах мира подготовлено международными и законодательными актами о всеобщем праве детей на соответствующее обучение и прогрессом в изучении нейробиологических основ
трудностей обучения и поведения.
У детей группы нормы их относительно слабые процессы отчётливо дают себя знать при утомлении, у детей с
трудностями обучения неравномерность функций выражена сильнее, ребёнок не может компенсировать свои слабые стороны за счёт сильных сторон, он начинает не соответствовать социальной норме, что и фиксирует учитель или воспитатель (Ахутина, 1998 а, 2000).
И действительно: количество детей с
трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается год от года.
Достаточно длительный период работая в школе, общаясь с родителями младших школьников, педагогами, я обратила внимание на то, что большое количество учеников сегодня сталкиваются с проблемой
трудностей обучения, с трудом усваивают школьную программу.
– Но ты ведь не побоялась возможных
трудностей обучения, Энни. Ты не пренебрегла своими повседневными обязанностями.
В этой книге мы обратимся к опыту людей со всего мира, которые круто изменили свою карьеру и смогли преодолеть неимоверные
трудности обучения.
Моя многолетняя практика работы логопедом-нейродефектологом показывает, что детей с проблемами развития и
трудностями обучения действительно стало больше.
Дар довольно слабый, специализация – целительство, но упорством и прилежанием он сумел выдержать все
трудности обучения первого года в академии.
Нет, я никоим образом не питала иллюзий по поводу
трудностей обучения на самом опасном факультете академии!
Наконец, четвёртая группа учеников испытывает
трудности обучения не потому, что входящие в её состав дети являются умственно отсталыми, а потому, что они имеют какие-либо частные дефекты, например дефекты слуха, которые препятствуют своевременному и полноценному речевому общению и приводят к временной задержке развития.
Источники основных психолого-педагогических
трудностей обучения в современной высшей школе, с которыми сталкивается преподаватель высшей школы – это формально-логическое построение программы вуза и отдельных учебных предметов; традиционная методика их усвоения; а также совершенно недостаточная и нередко превратная информация о теоретическом и практическом значении отдельных учебных дисциплин.
Следовательно, слабость полимодального восприятия в дошкольном возрасте определяет
трудности обучения в школе.
Например, если развитие речи не происходит в срок (с первых дней жизни до 3 лет), то ребёнок, как правило, испытывает в дальнейшем значительные
трудности обучения, в его развитии могут наступить необратимые изменения, которые в более позднем периоде компенсировать практически не удаётся.
Этой, по существу, профилактической роли излагаемого материала автор придаёт особое значение, поскольку специалисты часто сталкиваются в повседневной работе с детьми, имеющими расстройства когнитивного развития: овладения речью,
трудности обучения счёту, чтению, письму и др.
У каждого четвёртого учащегося, имевшего в 6-летнем возрасте хронические заболевания, тяжело протекает адаптация к обучению в школе, что в свою очередь проявляется в резком ухудшении соматического и нервно-психического здоровья, нарастающих
трудностях обучения.
Трудности обучения вполне могли подавить живой и, возможно, пока лишь дилетантский интерес.
Но не смотря на то, что впереди их ждут
трудности обучения, тесты, контрольные и экзамены, настроение от того, что каждый сможет встретиться со своими школьными друзьями, которых не видел целых три месяца, поднималось с каждой минутой.
На сегодняшний день существует несколько путей преодоления
трудностей обучения/учения – в нашей книге мы раскрываем особенности нейропсихологического подхода к трудностям учения.
Обучающие наставники, как правило, штатные работники, которые работают со школьниками и студентами, помогая им преодолеть
трудности обучения.
– Разработка рекомендаций педагогу и родителям по психолого-педагогической коррекции
трудностей обучения, воспитания и общения учащихся.