Все, кто так или иначе имеет отношение к современной школе, слышали или знают о детях, которые внезапно проявляют физическую и словесную агрессию, устраивают длительные скандалы. Опыт взаимодействия с ними однозначно показывает, что традиционные беседы, а также наказания ситуацию не меняют практически никак. Профессор Росс В. Грин, автор бестселлера «Взрывной ребенок», много лет занимающийся вопросами состояний детей с поведенческими трудностями, разработал методику, которую назвал «Совместные и проактивные решения» (СПР). Этот подход (в случае, если педагоги и другие взрослые готовы его реализовать) помогает детям научиться регулировать свое поведение, справляться со вспышками гнева и раздражения, мирно разрешать споры и разногласия. Кроме того, методика является проверенным инструментом профилактики нарушений поведения. Книга адресована учителям, воспитателям, социальным работникам, психологам и родителям. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Затерянные в школе. Как помочь ребенку с поведенческими трудностями не выпасть из школьной жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Тридцать три несчастья
Было начало октября. Ученики в шестом классе миссис Лори Вудс сосредоточились на работе по обществоведению. Все, кроме одного — мальчика по имени Джоуи. У миссис Вудс уже бывали с ним стычки, особенно когда он отказывался работать вместе с классом. И сейчас ее раздражало, что он занят чем угодно, только не своим проектом. А когда он принялся отвлекать двух других ребят, миссис Вудс поняла, что пора вмешаться. Она подошла к столу Джоуи.
— Джоуи, что-то не так? — спросила она вполголоса. — Почему ты мешаешь другим?
Джоуи поднял глаза на учительницу.
— Я не знаю, что мне делать.
— Джоуи, вот задание, лежит у тебя на парте. Как ты можешь не знать, что делать?
Двое ребят, сидящих рядом, фыркнули.
— Не знаю, и всё!
Теперь на них смотрел почти весь класс.
— Не отвлекаемся, работаем! — приказала миссис Вудс и снова повернулась к Джоуи. — Джоуи, давай поговорим об этом у меня за столом, чтобы не отвлекать остальных, — она вышла на середину класса и пошла к своему столу, но Джоуи не трогался с места. Миссис Вудс обернулась.
— Джоуи, пожалуйста, подойди к моему столу.
— Еще чего! — пробормотал Джоуи вполголоса, однако достаточно громко, чтобы снова привлечь внимание одноклассников.
— Что ты сказал?
Лицо у Джоуи покраснело.
— Не пойду! — отрезал он.
Весь класс замер, ожидая, что ответит учительница.
— Джоуи, если ты сейчас же не подойдешь ко мне, то отправишься в кабинет директора.
— Никуда я не пойду.
— Джоуи! Сейчас же!
— Не буду!
Миссис Вудс подошла к девочке, сидящей возле входной двери.
— Тейлор, пожалуйста, сходи в учительскую и скажи миссис Уэстбрук, что у нас здесь проблема. Попроси ее немедленно прислать сюда мистера Миддлтона, — миссис Вудс надеялась, что угроза появления мистера Миддлтона, помощника директора, покончит с упрямством Джоуи.
Тейлор послушно встала и вышла. Миссис Вудс прикрыла за ней дверь и повернулась к остальным ученикам:
— А теперь работаем, и не заставляйте меня повторять это еще раз!
— Что стряслось? — спросил, появляясь в дверях, слегка запыхавшийся мистер Миддлтон. Помощником директора он проработал уже двенадцать лет (а до того шестнадцать лет преподавал естествознание), в школе был известен как веселый, добродушный человек, быть может не самый подходящий для того, чтобы поддерживать дисциплину среди учеников.
— Джоуи мешал работать классу. Я велела ему подойти к моему столу, но он отказался. Тогда велела идти к директору, но он и на это сказал, что никуда не пойдет. Вот он сидит, — и миссис Вудс указала на Джоуи.
Мистер Миддлтон окинул класс взглядом поверх очков.
— Что ж, посмотрим, что тут можно сделать.
Он подошел к Джоуи, склонился над его столом и заговорил мягко:
— Джоуи, я так понимаю, у нас здесь какая-то проблема. Может быть, пойдем в мой кабинет и там это обсудим?
Тут Джоуи взорвался. Он вскочил, головой ударив мистера Миддлтона в челюсть.
— Черта с два я пойду в ваш гребаный кабинет! — завопил он и бросился к дверям.
Прочие ученики ахнули. Мистер Миддлтон, выбитый из равновесия ударом в челюсть, попытался схватить Джоуи, но промахнулся. С воплем «Ненавижу!» Джоуи оттолкнул со своей дороги миссис Вудс. Пробегая мимо Тейлор, крикнул: «А тебя вообще убью!» Тейлор отшатнулась, а Джоуи выбежал из класса.
Он пролетел через главный холл и выбежал из здания. Мистер Миддлтон гнался за ним по пятам. Пробегая мимо учительской, он крикнул секретарше миссис Уэстбрук:
— Позовите миссис Гэлвин!
Миссис Уэстбрук поспешила в директорскую и сообщила миссис Гэлвин, директрисе школы, что Джоуи только что выбежал из здания, а мистер Миддлтон гонится за ним. Директриса выбежала из кабинета и тоже бросилась в погоню. Мистер Сайзмор, один из учителей физкультуры, услышав шум, выскочил из раздевалки и тоже устремился за Джоуи.
Мистер Миддлтон и мистер Сайзмор обнаружили Джоуи на школьной стоянке (он прятался за машиной), выволокли оттуда и притащили обратно в школу. Здесь двое мужчин усадили Джоуи на стул в кабинете миссис Гэлвин.
— Звоните его матери! — приказала секретарше, снова входя в свой кабинет, запыхавшаяся миссис Гэлвин.
Мистер Миддлтон и мистер Сайзмор все еще удерживали Джоуи за плечи. Миссис Гэлвин смерила его суровым взглядом.
— Если тебя отпустить, будешь сидеть спокойно?
Джоуи напрягся, пытаясь вырваться.
— Пусть уберут от меня руки!
— Уберут, когда ты успокоишься и пообещаешь мне сидеть смирно, пока не приедет твоя мать.
Джоуи покраснел, по щекам текли слезы. Он отчаянно вырывался из рук мужчин.
— Не трогайте меня! Отвалите! Пусть они меня отпустят!
— Отпустят, когда успокоишься, — все еще тяжело дыша, повторила миссис Гэлвин. — Мы не потерпим такого поведения в школе!
Но Джоуи продолжал сопротивляться.
— Тише, Джоуи! — попытался успокоить его мистер Миддлтон, хоть челюсть у него все еще ныла.
— Идите на хрен! — отрезал Джоуи, хотя, кажется, отбивался уже не так отчаянно.
— Джоуи, в школе мы так не разговариваем! — одернула его миссис Гэлвин.
— И вы идите на хрен! — рявкнул Джоуи, сердито глядя на нее. Его сопротивление стало еще немного слабее.
— Джоуи, просто расслабься, — посоветовал мистер Миддлтон. — Мне совсем не нравится так тебя держать.
— Тогда отпустите! — прошипел Джоуи. — Вы мне уже чуть руку не сломали!
— Мы не хотим делать тебе больно, — ответил мистер Миддлтон, — но не позволим тебе снова убегать и носиться по школе. Это опасно. Пожалуйста, успокойся, чтобы мы могли тебя отпустить.
Десять минут спустя приехала мисс Лоуэлл, мать Джоуи.
— Что случилось? — с тревогой спросила она, входя в кабинет.
— Они мне чуть руку не сломали! — и Джоуи сердито уставился на миссис Гэлвин.
Мисс Лоуэлл взглянула на руку Джоуи, затем на миссис Гэлвин, ожидая объяснений.
Миссис Гэлвин не боялась говорить начистоту: она гордилась тем, с какой твердостью правит школьным кораблем и в самые свирепые бури.
— Он угрожал убийством однокласснице, — сообщила она. — Такое спускать нельзя! Потом убежал из школы, и нам пришлось силой вести его обратно. От этого у него следы на руках.
— Джоуи, ты угрожал кого-то убить? — переспросила мисс Лоуэлл, стараясь не повышать голос.
— Ну я же не серьезно!
— А почему убежал из школы? — продолжала мисс Лоуэлл.
— Я не знал, что делать на обществоведении, — пробормотал Джоуи.
— Не знал… что? На чем? — непонимающе переспросила мисс Лоуэлл.
— По-видимому, он отказался работать в классе, — пояснил мистер Миддлтон. — Миссис Вудс попросила его подойти к ее столу. Он снова отказался. Тогда велела ему идти к директору — туда он тоже не захотел. А когда я попытался с ним поговорить, он просто выбежал из класса.
— Я не знал, что делать! — упрямо повторил Джоуи.
— Должна добавить, что во время этого эпизода он толкнул миссис Вудс, а мистера Миддлтона ударил в челюсть, — добавила миссис Гэлвин. — Это называется нападением на учителей, и такое в стенах нашей школы совершенно неприемлемо.
— Я случайно… — пробормотал Джоуи, заерзав на стуле.
— Джоуи, не могу поверить, что ты такое сделал! — воскликнула его мать.
Глаза Джоуи наполнились слезами.
— Случайно или нет, но следующие пять дней Джоуи проведет дома, — объявила миссис Гэлвин.
Мисс Лоуэлл уставилась на директрису широко раскрытыми глазами.
— Что вы имеете в виду?
— Что он отстранен от занятий на пять дней. Мы не потерпим таких вещей в нашей школе. Одноклассники Джоуи имеют право на безопасную образовательную среду, и сегодня это право было нарушено. Также мне придется поговорить с инспектором, и, возможно, мы примем и другие меры.
— Другие меры? Какие?
— В нашей школьной системе, когда ученик нападает на учителя или угрожает кого-то убить, школьный дисциплинарный кодекс требует известить об этом полицию. А мистеру Миддлтону и миссис Вудс предстоит решить, будут ли они выдвигать обвинения.
— Полицию?! — вскричала мать Джоуи. — За какую-то случайность?
— Джоуи утверждает, что это случайность, — сурово ответила миссис Гэлвин, — но, судя по тому, что я слышала, я его мнения не разделяю. А теперь вам нужно отвезти Джоуи домой. Все остальное обсудим позже, когда у меня будет больше информации. Джоуи должен понять, что такое поведение недопустимо.
— Он уже знает, что такое поведение недопустимо! — возразила мисс Лоуэлл.
Это утверждение было встречено молчанием.
— Ладно, Джоуи, пойдем, — с тяжелым вздохом сказала мисс Лоуэлл. И, взглянув на мистера Миддлтона, добавила: — Мне очень жаль, что вы пострадали.
Джоуи, опустив голову и засунув руки глубоко в карманы джинсов, поплелся следом за матерью.
Двое школьных администраторов смотрели в окно, как Джоуи и его мать садятся в машину и уезжают прочь.
Так что же нам делать с Джоуи?
Прежде всего, это очень важный вопрос. Ведь не приходится сомневаться, что вокруг нас полно таких Джоуи. Ребят, которым не дается учеба, которые плохо ладят с другими детьми, постоянно нарушают школьные правила и, кажется, плюют на все авторитеты. Ребят, которые с годами становятся только хуже. Порой мы читаем о них в газетах или видим по телевизору, особенно когда их выводят из школы в наручниках. Ставки высоки. Если вовремя не помочь такому Джоуи, мы его потеряем.
А как помочь миссис Вудс? Еще один большой вопрос. В классе у миссис Вудс множество ребят с самыми разными учебными, поведенческими, эмоциональными или социальными проблемами. Она просто физически не в силах оказать им всем необходимую помощь. На протяжении многих лет она тратит массу времени и энергии на помощь «трудным» и «отстающим», и зачастую без особых результатов. Как минимум, ей нужно каким-то образом добиться, чтобы трудные ученики не нарушали порядок в классе и не мешали остальным. А ведь у нее и других забот по горло: контрольные, от результатов которых многое зависит, планирование уроков, бесчисленные летучки и планерки, последние инициативы сверху, которые нужно как-то переварить и воплотить в жизнь… Когда всем этим заниматься? Если мы не поможем миссис Вудс, то потеряем и ее.
А как насчет мисс Лоуэлл? Для родителей трудного ребенка мир выглядит пустынным, недобрым и пугающим, особенно если у ребенка проблемы в школе. Мисс Лоуэлл уже привыкла, что в проблемах сына винят ее, привыкла к осуждающим взглядам людей, узнающих в ней «мать того самого мальчишки». Слишком хорошо знакома она и с разными средствами, предлагаемыми для исправления трудных детей, и с книгами, и телешоу, где таких, как она, клеймят пассивными, потакающими, безразличными, немотивированными, невежественными родителями. Вокруг нас миллионы таких мисс Лоуэлл, и все они думают: «Может, однажды найдется выход? Какой-то способ, который сработает?»
Если мы хотим помочь Джоуи, миссис Вудс и мисс Лоуэлл, для начала придется очень внимательно приглядеться к тому, что мы знаем о том, как трудные дети становятся трудными. А потом разобрать несколько важных вопросов. Как наши школьные методы воспитания дисциплины соотносятся с реальными факторами, порождающими социальные, эмоциональные и поведенческие проблемы у детей? И если никак — какие же методы применять вместо этих?
То, что мы думаем о трудных детях: что они не мотивированы учиться, пытаются привлечь к себе внимание, манипулируют нами, проверяют нас на прочность, предпочитают решать проблемы насилием и что во всех этих свойствах виноваты их пассивные, потакающие, непоследовательные, невнимательные родители, — чаще всего не имеет никаких оснований. В результате меры, которые мы принимаем, исходя из этих предположений, также не достигают цели.
Видите ли, если вы верите, что ребенок ведет себя неадекватно из-за пассивности, потакания, непоследовательности и невнимательности родителей, то сами приложите массу усилий к тому, чтобы быть твердым, жестким, последовательным, внимательно следить, не потакать — словом, стать полной противоположностью этим дурным родителям, как правило, используя метод кнута и пряника.
Мы живем в культуре, где многие взрослые мыслят себе обращение с детьми, не отвечающими их ожиданиям, одним-единственным способом: пусть сам увидит последствия! «Последствия» представляют собой награды (в школе это могут быть особые наклейки или привилегии, похвалы, билетики или жетоны, которые потом обмениваешь на призы) за правильное поведение и наказания (лишение привилегий, дополнительные задания, оставление после занятий, отстранение, исключение) за поведение нежелательное. Всем хороши методы подкрепления, когда работают! Когда не работают, все становится не так радужно. А хуже всего они работают именно на тех детях, к которым чаще всего применяются [1].
Дело в том, что подкрепление, в сущности, помогает нам достичь всего двух целей: 1) объяснить детям на практике, что такое хорошо и что такое плохо; 2) дать им стимул вести себя хорошо. Но — это важно — подавляющее большинство трудных детей уже знают, какого поведения мы от них ждем. Знают, что они должны слушаться взрослых. Что не должны нарушать порядок в классе, мешать другим или убегать из школы, когда чем-то разгневаны или расстроены. Знают, что нельзя бить людей, кричать и ругаться в классе. Нам нет нужды долго и подробно объяснять им, чего мы от них хотим. А еще — хоть в это, быть может, трудно поверить — большинство трудных детей уже хотят вести себя хорошо. Их не нужно мотивировать наклейками, лишением перемен или отстранением от занятий: они уже мотивированы. Им нужно от нас что-то другое.
Основной посыл этой книги в том, что ребятам с проблемным поведением недостает важных интеллектуальных навыков — идея, за последние тридцать лет подкрепленная многочисленными нейробиологическими исследованиями агрессивных детей, тех, кто плохо ладит со сверстниками, детей с диагнозом СДВГ, расстройствами настроения, тревожным расстройством, оппозиционно-вызывающим расстройством, расстройством поведения, расстройствами аутистического спектра и расстройствами речи. Речь не о тех навыках мышления, что требуются для усвоения школьных предметов: чтения, письма, арифметики, — но, скорее, о таких областях, как регулировка своих эмоций, способность предвидеть последствия своих действий, понимание, как твое поведение влияет на других, умение объяснять, что с тобой происходит, или гибко реагировать на изменения в планах. Иными словами, у этих детей присутствуют трудности обучения, своего рода отставание в развитии определенных навыков. Кто-то отстает по чтению, потому что с трудом овладевает навыками, необходимыми для быстрого и легкого чтения, а проблемные дети «отстают по поведению», потому что с трудом овладевают навыками, позволяющими успешно справляться с жизненными социальными, эмоциональными, поведенческими сложностями.
Как мы помогаем детям с обычными трудностями обучения? Прежде всего, оцениваем факторы, мешающие им приобретать навыки, затем подготавливаем специализированную инструкцию, которая позволит им усвоить недостающее. Если вы обращаетесь с детьми с поведенческими проблемами так же, как с детьми с обычными трудностями обучения, с таким же состраданием и пониманием, используя в целом тот же подход, что и в случаях дислексии или дисграфии, они начинают вести себя гораздо лучше. А если продолжаете обращаться с ними так, словно они ленивы, тупы, манипулируют, ищут внимания, проверяют вас на прочность… Скорее всего, лучше они от этого не станут. Все потому, что метод наград и наказаний не дает детям интеллектуальных навыков, которых у них нет, и не помогает решить проблемы, создающие предпосылки для плохого поведения. Почему же мы так рьяно применяем к детям с поведенческими проблемами метод наград и наказаний? Потому что еще не осознали, что имеем дело с трудностями обучения.
Обычная школьная дисциплина для детей с социальными, эмоциональными и поведенческими проблемами бесполезна; единственная причина, по которой мы продолжаем ее использовать — то, что детям без таких проблем она «помогает». Но правда в том, что ученик-паинька хорошо себя ведет не из-за школьной дисциплинарной программы. Он хорошо себя ведет, потому что обладает необходимыми навыками и умеет адекватно справляться с вызовами, которые подбрасывает жизнь. Теперь мы готовы, не пугаясь, сделать вывод: школьная дисциплинарная программа не действует на тех, кто ведет себя плохо, а тем, кто ведет себя хорошо, она просто не нужна.
Вернемся к нашим изначальным вопросам. Что делать с Джоуи? И как помочь миссис Вудс и мисс Лоуэлл?
Как и с любым другим отставанием в развитии, необходимо помочь миссис Вудс и мисс Лоуэлл лучше понять трудности Джоуи (иными словами, помочь идентифицировать навыки, которых ему недостает) и определить ситуации, в которых эти трудности чаще всего проявляются (они называются нерешенными проблемами). Дальше нужно помочь им понять, как вместе с Джоуи проработать его проблемы и научить необходимым навыкам. Тогда он перестанет быть «трудным ребенком».
Конечно, это будет нелегко — и определенно займет немало времени. Помогать ребенку с поведенческими проблемами — всегда дело долгое и нелегкое. Но пытаться помочь неработающими инструментами еще труднее и дольше, чем использовать то, что работает. Разумеется, многое здесь зависит от того, что мы понимаем под «сработало». Слишком часто «работающим методом» считают такой, который просто успешно минимизирует влияние трудного ребенка на одноклассников. Цель благородная, но часто она омрачается тем, что самого трудного ребенка при этом приносят в жертву. Что, если бы мы смогли решить проблемы, которые вызывают его плохое поведение, одновременно обучить его недостающим навыкам, минимизировать негативное влияние на одноклассников и его самого остановить от неудержимого сползания на дно?
Мы теряем множество детей и множество учителей, потому что неверно понимаем трудного ребенка и обращаемся с ним так, что это не помогает решить его проблемы. Все, что мы делаем, лишь увеличивает раздражение и досаду всех участников событий. Самое время разорвать этот порочный круг.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Затерянные в школе. Как помочь ребенку с поведенческими трудностями не выпасть из школьной жизни» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других