Учебный курс философии в высшей школе предполагает предметное выделение философской проблематики, так как философия – это не только особый
тип мировоззрения, но и наука.
Определённый
тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определённых норм и принципов сознания, стилей мышления.
Философия является высшим
типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.
Мифология выступает исторически самым древним, а значит, и первым
типом мировоззрения, формирующимся на протяжении десятков тысячелетий в недрах первобытно-общинного и, далее, родо-племенного общества.
Изначально наука как
тип мировоззрения отличалась ориентацией на исследование объективной, существующей вне и независимо от сознания познающего субъекта, онтологической реальности природных и социальных объектов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: экзогамный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для выделения
типов мировоззрения используют различные подходы.
Это два противоположных и антагонистичных
типа мировоззрения.
Здесь ярко видно противостояние двух
типов мировоззрения – позитивистского эмпиризма и, если так можно выразиться, эмпиризма романтического, который автор «Красной книги» и развивал в своём творчестве.
Учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические
типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, натуралистическое (научное), философское.
Действительно, религиозно-магические протоединоборства, свойственные доклассовому и раннеклассовому обществу, уступили место религиозно-боевым или военно-религиозным единоборствам в связи с социальным и экономическим расслоением родовых общин и становлением родо-племенного сообщества, а также в связи с ограничением и частичной сменой мифологического
типа мировоззрения как базового.
Наука – это специфический
тип мировоззрения, особая форма духовного производства, один из влиятельнейших социальных институтов, в современных условиях – ещё и мощная социальная сила, способная оказывать непосредственное влияние на существование и изменение социума.
Наконец, предметом философских конструкций, соотносимым с научным
типом мировоззрения, выступают всеобщие или наиболее общие законы существования и взаимосвязи трёх основных сфер бытия: природы, общества, разума (мышления).
Такой
тип мировоззрения мыслитель открыто именует «пневмопатологией», по аналогии с психопатологией.
Основная трудность перехода от науки об исследовании мировоззрения как преимущественно описательной, которой она остаётся до сих пор, хотя и не имеет специального названия, к созданию эйдологии как основанной на теории науки о законах устройства, формирования, действия, функционирования и развития мировоззрения, о специфике
типов мировоззрения и о механизме их связи с типами мышления, состоит в создании такой методологической парадигмы, т. е. такой исследовательской позиции и таких средств познания, с помощью которых возможно объективно рассматривать любые идеи о являющихся фундаментом всякого мировоззрения основах мироздания.
Но вместе с тем в предшествующих философии
типах мировоззрения имеются предпосылки, создающие возможность для её возникновения.
К цМемам относятся
типы мировоззрений, системы ценностей, психологические уровни, структуры веры, организующие принципы или методы приспособления.
Но с самого начала оно содержало в себе критическое отношение к господствовавшему ранее
типу мировоззрения.
Философия в отличие от других
типов мировоззрения носит теоретически обоснованный характер.
Поскольку философия – достаточно рационализированный
тип мировоззрения, постольку он не может возникнуть на ранних этапах развития общества.
С помощью нумерологии я пришла к убеждению, что существует семь
типов мировоззрения и что все люди подчиняются одному из них.
То есть сейчас я увязываю
типы мировоззрений с теми четырьмя типами мышления, которые описывал в первой главе.
Выясним, как разные
типы мировоззрений сочетаются друг с другом на конкретных личных примерах, затем с помощью философии, а затем и с помощью статистических данных.
Современные учёные включают веру, религиозные убеждения в структуру мировоззрения личности, а также, в отличие от советской науки, признававшей всего два основных
типа мировоззрения: коммунистическое и буржуазное – современная наука говорит о множественности мировоззрений.
Идеи, сформированные в иерархические системы, создают различные
типы мировоззрений, которые определяют смысл и своеобразие исторических эпох, дают ключ к их пониманию.
Основным отличием философии от других исторических
типов мировоззрения является её теоретический характер.
Специфика данного семинарского занятия состоит в том, что студент должен хронологически ясно сопоставлять развитие
типов мировоззрения человека с историей развития человеческого общества, культуры, цивилизации и проводить параллель с настоящим временем и уровнем развития индивида и общества.
Первым историческим
типом мировоззрения стала мифология.
Индивидуум, находясь в обществе, воспринимает и в дальнейшем воспроизводит
тип мировоззрения общества (мифологическое, религиозное или философское), но вместе с этим он воспроизводит и систему отношений социальной группы (идеологию).
Ясно, что философам очень хочется, чтобы именно у них был «высший теоретический
тип мировоззрения»!
Итак, по вашему, философия есть один из возможных
типов мировоззрения?
В историческом плане человек сочетает в себе несколько
типов мировоззрений.
Здесь философия выступает не наукой, а одной из форм общественного и индивидуального сознания, своеобразным
типом мировоззрения общества и человека.
В отличие от философии, другие
типы мировоззрений либо не нуждаются в использовании абстрактных понятий и доказательстве (мифологическое, религиозное, художественное мировоззрение: музыка, живопись, литература и т.д.), либо описывают мир хотя и абстрактными понятиями, но не предельными и только с какой-либо одной стороны (наука: химическая картина мира, физическая картина мира, описание мира в астрономии и т.д.).
Проанализировать особенности ранних, донаучных
типов мировоззрений (мифологии, религии), установить их связь с общественным бытием, их место и историческом развитии человечества, а также подчеркнуть их ограниченность.
Отличие философского мировоззрения от перечисленных выше
типов мировоззрения состоит в том, что оно обращено к научной сфере общественного сознания.
Исторически формирование метода в качестве идеального руководства к правильному познанию и представление о методе как ценности культуры связаны с возникновением философии как рационально-теоретического
типа мировоззрения.
На раннем этапе генезиса европейского общества, особенно в эпоху античности, главенствовал архаичный
тип мировоззрения, в котором зрительно-образное восприятие рассматривалось как первоисточник всякого знания.
Мифологический
тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира.
Такой
тип мировоззрения называется теогонией, поскольку понимание жизнетворящих первопричин связывалось, исключительно, с существованием мифологических богов.
Научные кружки и академии считали, что научное познание природы разрушит целый ряд заблуждений и предрассудков долговременного господства католицизма в качестве доминирующей в обществе религии и схоластического
типа мировоззрения.
Сначала рассмотрим исходный
тип мировоззрения, первичную форму духовного освоения действительности, впрочем, вовсе не утратившую актуальность и в наши дни, – мифологию.
Религию я здесь упоминаю в рамках неких сказочных догм, поэтому, как это ни странно, в современном мире мы редко встретим очень чёткое понимание
типов мировоззрений, и то, о чём я вам хочу здесь рассказать, будет кратким изложением этой темы.
Формирование этого
типа мировоззрения началось ещё в условиях первобытного общества, когда мышление основывалось на образном восприятии мира.
Сейчас нет резона заниматься сравнительным анализом перечисленных
типов мировоззрений.
Это были гостомыслы-романтики, и такой
тип мировоззрения мог сформироваться только за железным занавесом в условиях господства моноидеологии.
Как и наука, религия выступает одновременно особым
типом мировоззрения, самой мощной (с глубокой древности до сегодняшнего дня) формой духовного производства, самым древним и очень влиятельным социальным институтом.
Как специфический
тип мировоззрения, ориентирующий субъекта познания на исследование объективных законов (всеобщих, необходимых, повторяющихся, существенных связей и отношений естественного мира) природы и общества, а также на формирование истинного знания, адекватно отражающего указанные законы на теоретическом и эмпирическом уровне, наука существовала ещё в древнем мире.
Философия религии исследует и вопросы свободомыслия и атеизма как феноменов духовной культуры, как определённый
тип мировоззрения.
Обычно говорят о вере и неверии как о двух
типах мировоззрения, исключающих друг друга.
Утверждение, что философия – это мировоззрение, или даже особый, или высший
тип мировоззрения, – это по сути ложное утверждение, не имеющее под собой реальной основы.