Если мысленным взором окинуть всю историю этой болтовни, легко увидеть, что так называемая
теория мышления сводится к выдумыванию более или менее сложных терминов для обозначения явлений, которых человек не понимает.
Анализ знания с позиций смысловой
теории мышления. Для того чтобы служить основой для понимания, знание должно обладать несколькими характерными особенностями.
Цельавторов статьи – попытаться определить роль и место понимания в структуре мыслительной деятельности с позиций смысловой,
теории мышления.
Между тем очевидно, что
теория мышления может называться смысловой, если смыслообразование и понимание рассматриваются её сторонниками в качестве важнейших составляющих мыслительной деятельности человека.
Поэтому совершенно естественно у некоторых из них возникла симпатия к исторической ориентации Volkerpsychologie и критическое отношение к тотальному применению методологии бихевиоризма, особенно в
теориях мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ватерщица — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
До сих пор нет более-менее внятной
теории мышления.
С другой стороны, нужно было подвергнуть критическому анализу самые идейно мощные из современных
теорий мышления и речи для того, чтобы оттолкнуться от них, уяснить себе пути собственных поисков, составить предварительные рабочие гипотезы и противопоставить с самого начала теоретический путь нашего исследования тому пути, который привёл к построению господствующих в современной науке, но несостоятельных и потому нуждающихся в пересмотре и преодолении теорий.
По крайней мере с XVII в. дихотомия между неисторическими универсальными
теориями мышления и исторически локальными, учитывающими зависимость от местных условий, тесно связана с другой дихотомией, оппозицией между «естественными» и культурно-историческими науками.
Итак, с позиций смысловой
теории мышления понять какое-нибудь событие (ситуацию, явление) – значит сформировать его операциональный смысл, опираясь на знания о событиях такого рода.
Если бы
теорию мышления можно было конструировать, проектировать или программировать по существующим образцам, мы бы это давно сделали.
Но только я полагаю, что тут без
теории мышления, которая появляется во фрагментах всей этой работы, не обойтись.
Что объединяет их методические подходы, к какому уровню развития
теории мышления их следует отнести?
Давайте я вам построю онтологическую картину
теории мышления, и работайте так, как будто у вас есть теория мышления.
Задав это представление о пространстве моего мышления и имея задачей построить
теорию мышления, я теперь должен воспользоваться всем этим набором деятельностей.
Например, при построении теории спорта я это буду делать иначе, чем при построении
теории мышления.
То есть я боюсь, что нельзя эффективно учить мыслить большие массы людей, не создавая
теории мышления.
Конечно, можно всё дело представить так, что моя цель состоит в том, чтобы построить
теорию мышления.
Разрабатываемая им
теория мышления не просто открыла дорогу для включения личности мыслящего субъекта в систему изучаемых закономерностей мышления, но и сделала это необходимым.
Ну, конечно, по отношению к этой штуке
теория мышления – ерунда.
Если мы подходим либо к исследованию мышления, либо к построению
теории мышления натуралистически, то мы с самого начала полагаем, что нам противостоит определённый объект.
Это сделать нельзя в первую очередь потому, что оказывается, что
теория мышления не является традиционной естественно-научной теорией и не может быть таковой.
Задача, которая передо мной стоит, – построить
теорию мышления…
Когда это получено здесь, на верстаке, я беру целые куски и их туда вбрасываю – в предмет теории рефлексии или
теории мышления или исследования рефлексии, исследования мышления.
И дальше, на протяжении всех оставшихся частей моего доклада, я и буду обсуждать не проблемы
теории мышления, а проблемы построения теории мышления.
Согласно данной
теории мышление человека можно концептуально поделить на три составляющие, каждая из которых в той или иной мере управляет нашими желаниями и стремлениями.
Строим ли мы
теорию мышления, имея в виду построить эту теорию, или мы строим теорию мышления, имея целью положить средства для построения подобных или каких-то других теорий?
И если я, скажем, подхожу к построению
теории мышления, имея в виду в качестве объекта мышление, то я буду, во-первых, осуществлять некоторую мыслительную имитацию и программирование своей работы, то есть работы по построению теории мышления.
И всё это можно сделать без
теории мышления.
Итак, тема работы: «Проблемы построения
теории мышления».
Современная логика определяется именно как
теория мышления.
У меня по теме – проблемы построения
теории мышления.
Конечно, подумаешь,
теория мышления…
Если мне сказали «построить
теорию мышления», то я у такого заказчика или у самого себя буду дополнительно выпытывать: что он хочет получить?
Итак, я говорю: ага, мы ведь должны теперь здесь, в этом пространстве, «вырезать», сформировать из этих блоков такой научный предмет, который даст нам
теорию мышления.
Книга должна быть основана на научных исследованиях в области
теории мышления и когнитивно-поведенческой терапии, но её цель – доступно изложить эти знания и предоставить практические инструменты для изменения образа мышления.
Итак, в первом пункте я фактически уже сделал то, что мне было нужно: я сказал о том, что мы можем подходить к работе, к построению
теории мышления в самых разных подходах.
И поэтому сейчас, когда я перехожу к проблемам построения
теории мышления и должен рассматривать мышление, то мой метод должен быть не просто деятельностным, а мыслительно-деятельностным, то есть деятельность надо рассматривать мыслительно.
Когнитология –
теория мышления без сознания, без образов и психики.
Например, я могу ставить перед собой цель с помощью этой схемы организации пространства и на её базе осуществить определённую организационно-управленческую работу, например составить программу исследований и разработок по
теории мышления, составить проект этих исследований и разработок, передать её некоторой совокупности коллективов, распределить работу и практически её организовать.
Но это всё не позволяет создать «тотальную
теорию мышления», то есть приходится прибегать к каким-то «гносеологиям», которые есть «теории явленного мышления», но никакая «теория познания-сознания», никакая эпистемология не может вскрыть того, что находится за явленным мышлением.
Если мы переставим акценты и будем говорить, что основная цель этой работы, поскольку она является методологической, состоит в построении
теории мышления, а условием осуществления такой работы (опять-таки в соответствии с основными принципами методологии) является задание схемы, организующей нашу деятельность в достаточно общем виде, то тогда оказывается совершенно неясным, что же, собственно, мы делаем.
Сюда в частности относится
теория мышления гештальтпсихологии.
Я обращаюсь к предмету, например к предмету, который называется «
теория мышления и его естественные основания».
Что для него значит «построить
теорию мышления»?
И тогда возникает вопрос: можем ли мы сказать, что наша цель состоит в том, чтобы задать организацию деятельности по построению
теории мышления?
Не надо никакой
теории мышления!
Чернов: Тогда зачем же говорить про
теорию мышления?
У меня есть строго определённая цель и задача: построить
теорию мышления.
Хотя речь идёт о построении
теории мышления и проблемах организации этой работы, я тем не менее начинаю весь этот разговор не с понятия теории и не с понятия мышления, а именно с задания той «машины», или той формы организации мыслительной работы, в которую я включаю себя и в рамках которой я буду осуществлять все свои движения.
Например, я могу рассматривать задачу спрограммировать и спроектировать комплексную систему исследований и разработок, захватывающую представителей нескольких наук: логики, социологии, психологии, педагогики, этнографии, культурологии, археологии, например, для разработки
теории мышления.