Переходя из младенчества в нежный возраст, ребёнок становится человеком культуры, его
телесное начало отступает в тень.
Первым тезисом является
телесное начало, вторым – духовное, субъективное.
Каждый тип культуры по-своему решает проблему человека телесного, то наделяя
телесное начало метафизическими значениями и манифестируя внутреннее через внешнее, то превращая телесность в культурный код, в результате чего телесность наделяется значениями вторичными.
Соответственно, данная традиция утверждает, что
телесное начало ограничивает дух или даже пленяет его.
Особенно ярко низкое
телесное начало (заключённое в плоти) по сравнению с высоким духовным началом отражено в прилагательном плотское –слове едва ли не ругательном.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вжатие — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Статьи «Nervoso Fasciculoso (о «внутреннем» содержании гоголевской прозы)» (1999) и «Сюжет поглощения» (2009) занимают значительную часть книги и посвящены общей теме – роли
телесного начала в устройстве гоголевского сюжета.
Что касается собственно статей, то среди них особняком, как может показаться на первый взгляд, стоит работа «Живой текст», где делается попытка увидеть в тексте
телесное начало не в декларативно-отвлеченном, эпатажном (как это обычно делается), а вполне конкретном смысле (хорошо известно, сколько за последние десятилетия было написано книг, статей, собрано конференций, где, кроме самих слов «тело», «телесность» в художественном тексте и откровенных садомазохистских или утробно-пищевых аспектов, ничего от телесности, реально организующей текст, строящей его внутри себя самого, не было).
К тому же, хотя «Живой текст» как сочинение по теоретической эстетике имеет прямое отношение ко многим вошедшим в книгу заметкам, его претензии достаточно скромны: живое, буквально
телесное начало может сказываться в тексте, а может и не сказываться, из чего не следует, что текст при этом что-то приобретает или теряет.
Именно в этом третьем истоке силы происходит постоянное рассеяние, и тогда теряется единство, потому правильное усилие состоит в том, чтобы удерживать это движение объединения духовного и
телесного начал личности, не допуская рассеяния.
Дух, наполняющий нас, придаёт оттенки и черты нас, нашей жизни и истории; в нас проявляются изначальные, не имеющие
телесного начала стремления, умения и таланты.
Все грехи и соблазны имеют своим источником
телесное начало.
Уже это воздействие существенно модифицирует
телесное начало человека и превращает его из природно-данного феномена в социальное явление.
Идеальным надо считать такое государство, «которое ближе всего по своему состоянию к отдельному человеку: например, когда кто-нибудь из нас ушибёт палец и всё совокупное
телесное начало напрягается в направлении души как единый строй, подчинённый началу в ней правящему, она вся целиком ощущает это и сострадает части, которой больно; тогда мы говорим, что у этого человека болит палец».
Такое тесное сплетение ментального и
телесного начал позволило понять, что мысль (выраженная в словах) вовсе не абстрактна и для чёткости и ясности её выражения часто необходимо, чтобы её основания коренились в чувственном опыте: если мы называем какую-либо ситуацию «пикантной», то при этом автоматически ассоциируем её со жгучим ощущением перца на небе.
Да и откуда она могла взяться в обществе, где уже царило
телесное начало!
Отдавая предпочтение
телесному началу и, как следствие, мозгу с его физиологией, исследователи проигнорировали сложность человеческих переживаний, впечатлений и эмоциональных образов.
Матильда, его секретарь и, периодически, ублажительница
телесных начал, внесла кофейный серебряный набор. В течение двадцати лет ни разу не предала его.