Работы второго типа изучают историю летописного текста – редакции, изводы, списки, пытаясь восстановить первоначальный
текст летописи и историю движения этого текста.
Текст летописи позволяет лишь утверждать, что во второй половине IX в. у восточных славян уже сложились институты государственной власти.
Показательно, что многочисленные повести и сказания, сохранившиеся в сборниках и сходные с аналогичными
текстами летописей, он считал извлечениями из той или иной летописи, а не источниками их.
Текст летописи оказывается в принципе монологичным, и хотя, казалось бы, в речах действующих лиц летопись приводит различные суждения, все они сводятся к двум – правильным и неправильным.
Прочтём оригинал
текста летописи, где говорится о призвании варягов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рефулёр — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Текст летописи можно перепроверить, изучив подлинное дело, раскрывающее рутину работы приставов, связанную с организацией преследования бывших бояр и стольников, их содержанием под стражей.
Как видно из последующего
текста летописи, его гонения против икон не приняли масштабные очертания67.
Приписки в
тексте летописи относятся к 1537–1542 и 1554–1557 гг.97.
Из
текста летописи следует, что между полянами и древлянами сказывался антагонизм.
Находя древние
тексты летописей историков, мы не можем быть уверены, что в них написана истина, но несмотря ни на что, это является нашим культурным наследием.
Убирать из
текста летописи придётся и вставку «в лето 6453», а информацию, находящуюся под этой датой, следует присоединить к событиям, происходящим уже в 941/942 году.
Прокомментируем приведённый
текст летописи.
Но есть и тертий фактор; перевод на современный русский язык
текста летописи, написанного на языке 11 века.
Среди описываемых явлений на первом месте – военные походы князей (более половины
текста летописи), затем следуют известия о смерти князей (реже – об их рождении и браке), об их строительной деятельности; на втором месте – описание церковных дел; далее – сообщения о небесных знамениях (затмениях солнца и луны, землетрясениях и т.п.).
Из приведённого отрывка
текста летописи напрашивается ещё один вопрос, почему послы поильменьцев прибыли к той части, варягов, которая была составной частью русов?
Казалось бы, подтверждение того, что место, откуда варяги приходили взимать дань находилось за морем, можно найти во второй части
текста летописи, в которой сообщается о том, что изгоняли варягов уже не назад в заморье,то есть не в какое-то конкретное место, откуда они и приходили за данью, а за море,то есть за какое-то водное пространство, но уже без привязки такого места к каким-то конкретным географическим координатам.
На основании этого
текста летописи невозможно понять, что именно уплачивалось населением в виде дани.
Степень «вмешательства» книжника в тесты была также разная: переписывая
тексты летописей или каких-либо публицистических произведений, он мог позволить себе дополнять их кусками собственного сочинения, компилировать различные редакции, добавлять пространные комментарии, существенно меняющие первоначальный текст.
В важных или любопытных случаях тут же в примечании привожу подлинный
текст летописи.
До нас дошли лишь переписанные другими монахами
тексты летописей.
Текст летописи открывается изложением библейской, греческой и римской истории, затем рассказывается о древнерусских событиях, особенно подробно за X – начало XIII вв.
Часто авторами летописей позднейшего периода становились монахи, поскольку грамотная часть населения концентрировалась во властных структурах и монастырях, что наложило свой отпечаток на стилистику и содержание
текстов летописей.
Однако более пристальное знакомство даже с
текстами летописей позволяет обнаружить новые факты и иначе трактовать известные.