Боден в XVI в. впервые сформулировал принцип
суверенитета государства по отношению к другим институтам в границах страны, чтобы тем самым оправдать верховенство государства, особенно в эпоху религиозных конфликтов.
Само понятие
суверенитета государств предполагает анархию в этой сфере.
Суверенитет государства является неприкосновенным. Посягательства на государственный суверенитет противоречат принципам международного права.
Реальное ограничение
суверенитета государства нередко является принудительным при полном сохранении формальной самостоятельности и добровольности его решений.
Под
суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: веерница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Народ является создателем и носителем
суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть.
Налоговый
суверенитет государства действует на территории его военных баз за рубежом.
Суверенитет государства всегда должен быть полным и исключительным – это одно из основных свойств государства.
Внутри страны ограниченность
суверенитета государства проявляется в приоритете прав человека над государственным законодательством.
Суверенитет государства означает, что нет ничего выше его воли, нет высшей инстанции, которая могла бы заставить его поступить так, а не иначе.
Достоинство этой формулировки в том, что она выражает
суверенитет государства.
Юрисдикционная территория –это территория, на которую распространяется
суверенитет государства.
Если реалисты заявляют о простом сдвиге баланса сил, связанном с теми изменениями в распределении влияния между элементами системы, которые затрагивают лишь соотношение полюсов в неизменной анархической системе государств, то лагерь не-реалистов практически единодушно приходит к выводу, что традиционный
суверенитет государств находится под угрозой.
Суверенитет государства исходит из суверенитета народа.
Формирование единого мирового рынка и растущая роль транснациональных корпораций приводят к постепенному размыванию национального
суверенитета государств.
Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем.
Так,
суверенитет государства выражается в оказании почестей государственному флагу, исполнении гимна и так далее.
Неприкосновенность сохраняется в международном праве только как атрибут
суверенитета государства.
Сила насколько устрашающая, настолько же и необходимая для сохранения
суверенитета государства.
Одна из них касается упорных попыток мировой финансовой олигархии уничтожить остатки
суверенитета государств, заместить их властью транснациональных корпораций и банков.
Какой объём
суверенитета государства должны уступить международным организациям?
Патриотизм граждан это – главный постулат идеологии, призванный обеспечить защиту
суверенитета государства.
По мнению некоторых исследователей, особенность нормативно-правового содержания принципа уважения экономического
суверенитета государства – это сочетание в нём территориальных и функциональных суверенных прав (и в этом одно из его отличий, например, от принципа неотъемлемого суверенитета над ресурсами, в котором действуют лишь одни территориальные элементы).
Показательно, что без тезиса о переосмыслении концепции
суверенитета государства не обходится практически ни одно исследование по глобальному управлению.
При этом речь должна идти об обеспечении
суверенитета государств, который служит первичным основанием для отражения интересов сообщества.
Реализация фискального
суверенитета государства преимущественно связывается с такими формами позитивного обязывания, которые предусматривают в качестве необходимого и должного отбывание разного рода публичных повинностей, сопровождаемое издержками личного неимущественного и имущественного характера фискально обязанных лиц.
Функционалисты полагают, что специализированные агентства могут быть площадкой для налаживания сотрудничества без угрозы потери
суверенитета государств.
Осталось только сделать это не нарушая
суверенитета государства.
Кроме того, многочисленные международные соглашения и конвенции хотя и неформально (поскольку присоединение к ним является добровольным), но ограничивают
суверенитет государств по многим вопросам, включая вопросы войны и мира, налоговой политики, установления правил содержания заключённых, ограничения политических свобод и т. п.
По этой причине в действительности вместо
суверенитета государства могли добиться, добивались и добиваются лишь автономии,то есть – в данном случае – ограниченного, относительного верховенства, независимости и самостоятельности.
Глобализация ставит под вопрос
суверенитет государства.
Но это не означает недооценки национально-государственных институтов и умаления
суверенитета государств.
Как подчёркивают многие исследователи, проблема
суверенитета государства, входящего в то или иное интеграционное образование, так или иначе связана с наднациональностью.
Они закрепляют полновластие народа, гарантии и основные формы его осуществления; провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью; закрепляют
суверенитет государства, определяют характер государства, его место и роль в обществе; закрепляют принципы организации государственной власти; устанавливают назначение и гарантии местного самоуправления; закрепляют идеологическое и политическое многообразие, основы политико-правового статуса общественных объединений; обеспечивают единство экономического пространства, определяют формы и объекты собственности, основные направления социального развития, юридическую силу и характер действия конституции.
Ведь в настоящее время
суверенитет государства – это, по сути, суверенитет бюрократической системы управления, взявшей на себя право тем или иным способом осуществлять верховную власть на некоторой территории.
В новом мировом порядке
суверенитет государств – не помеха для деятельности мультинациональных компаний при условии отсутствия таможенных налогов.
Свидетельством
суверенитета государства в вопросах экстрадиции является то положение, что даже при наличии договора в выдаче может быть отказано, если запрашиваемое государство сочтёт, что удовлетворение просьбы нанесёт ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку (ordre public) или другим имеющим существенно важное значение государственным интересам.
Их отсутствие или ограничение служат свидетельством ослабления
суверенитета государства и народа, давшего ему своё девизное наименование.
Обладающее
суверенитетом государство вправе свободно заключать в установленном порядке международные договоры, принимая на себя обязательства, наличие которых суверенитет не ограничивает, так как такие обязательства в любом случае не могут противоречить конституционному порядку и не приводят к переносу источников власти в иные (помимо государства) плоскости.
Формальный
суверенитет государства нуждается в провозглашении и внешнем признании.
Единство власти как признак
суверенитета государства.
ГФК как функция управления государственными финансовыми потоками должен предотвращать подрыв финансово-экономического
суверенитета государства, целостности финансово-экономического пространства, единства финансово-экономической политики и пр.
В 1990-е годы перед лицом парада
суверенитетов государство искало возможности его постепенного сдерживания.
Внешняя привлекательность обеспечивается тем, что война помещается в информационный кокон, позиционируя себя как освобождение населения от тиранического режима, который стоит на страже
суверенитета государства, но не соблюдает принципы демократии.
С одной стороны, такую ситуацию легко оправдать: любая интеграция государств начинается со сфер, в которых государствам проще всего поделиться своей компетенцией, т. е. со сфер, не касающихся
суверенитета государства, а конкретнее – с экономики.
То же можно сказать и о таких аргументах в пользу возникновения международного права в древний период, как существование
суверенитета государств, наличие письменных источников международного права (долгое время и в некоторых регионах такие источники не играли роли, подобной сегодняшней, а большее значение для международно-правового регулирования имели устные соглашения, международные обычаи, доктрина или высказывания мудрецов, религиозные источники и т. п.).
Из
суверенитета государства выводили его право национализировать расположенные на его территории имущество, производственные и иные объекты иностранных государств.
Поскольку и ныне мнения учёных колеблются от отнесения федерации к составным государствам, части которых (государства или государственные образования) обладают суверенитетом, до категоричного утверждения, что государственные образования, входящие в состав федеративного государства, «не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни», то следует отграничить суверенитет союзного государства от
суверенитета государства федеративного.
Избавиться от противоречивых крайностей – отсутствия союзного суверенитета и, напротив, существования «несуверенных» государств – возможно только через признание возникновения нового суверенитета на основе объединения нескольких
суверенитетов государств в единый союзный суверенитет при признании сохраняющимся суверенитета у каждого государства, включающегося в союзное государство.
Но тогда понятие
суверенитета государства трудно будет отличить от понятия произвола.