Бесчисленное множество
социальных атомов находится в процессе регенерации.
С возрастом всё труднее становится компенсировать потери в нашем
социальном атоме.
Своим родством душ, т. е. своими социоэмоциональными отношениями, лица из
социального атома данного человека отличаются от его знакомых.
Смерть человека, относящегося к нашему
социальному атому, означает в целом невосполнимую потерю, которая редко оценивается надлежащим образом.
В последующей жизни всё меньше партнёров из
социального атома индивида состоят с ним в кровном родстве.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: биогеограф — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Способность
социального атома к регенерации меняется с возрастом человека, вокруг которого он выстраивается.
Социальный атом окутывает людей словно аура притяжений и отталкиваний, конфигурация которых образует социальное единство.
Прежде чем снова вернуться в группу, протагонист бросает взгляд на изображение его
социального атома, которое по-прежнему лежит на столе.
Социальный атом делает наглядной констелляцию отношений определённого человека, в рамках которой осуществляются релевантные для него ситуации взаимодействия.
С самого детства эта смерть оказывает ощутимое влияние на структуру нашего
социального атома, пока наконец нас не постигает физический или психический недуг в качестве её непосредственного последствия.
В его
социальном атоме развёртывается конкретная жизнь.
Термин «
социальный атом» следует понимать не строго по аналогии с физическим атомом, а в смысле «atomos = далее неделимый».
Но поскольку психодрамотерапия обычно исследует состояние пациента в переплетении его психических и социальных аспектов, в представленном примере было совершенно естественным после изображения психического состояния протагониста во время первой сцены социометрическими средствами, в нашем случае с помощью «теста
социального атома», прояснить также и его социальную ситуацию.
При использовании «Теста
социального атома», SAT – который также называют «Social Network Inventory», SNI (61a) – эту наименьшую сеть отношений данного человека рисуют или изображают с помощью символов, а полученные результаты включают в процесс терапии.
В случае нашего пациента его отношение к своему младшему брату, которое в тесте
социального атома обратило на себя внимание необычным расположением символа брата, удалось сравнительно легко перевести психодраматическую сцену с тремя братьями на берегу реки.
Как только я испытываю желание вступить в деловые, любовные или иные отношения с человеком, который до сих пор был просто знакомым, этот человек переступает порог моего
социального атома; в мой социальный атом входят также люди, которые хотят вступить в отношения со мной.
Например, в социальном исследовании нам даны как эмпирические факты объединения именно людей, и мы, естественно, берём людей в качестве
социальных атомов, выделяя в них свойства, необходимые для понимания объединений людей.
В завершение он выполняет то, что, собственно, и составляет суть теста: отмечает касающиеся его самого выборы и отвержения со стороны членов его «
социального атома», характеризуя тем самым чувства, которые, как ему кажется, они к нему испытывают.
Только если в психодраме оперируют понятием «
социального атома» – закрытого, застывшего, деформированного, недоразвитого (речь идёт о жёсткой структуре межличностных отношений), то в юнгианском анализе прибегают к понятиям «контакт с реальностью» и «комплекс».
Таким людям необходимо обрести новых друзей и партнёров, ибо с точки зрения выявления причин болезни гораздо перспективнее иметь дело с нарушениями в структуре их
социального атома, нежели с их физическими или психическими недугами.
Социометрическое исследование и социометрическая терапия осуществляются с помощью таких техник, как социометрический тест,– метод, основанный на выборе, который предназначен для прояснения неформальных социоэмоциональных отношений между представителями определённой группы – или изображение
социального атома.
Любого человека с самого рождения окружают люди, составляющие это единство,
социальный атом (отец, мать, бабушка и др.).
Под
социальным атомом понимается наименьшая единица совокупности всех возможных межличностных отношений, так называемой «социальной вселенной», а не, скажем, индивид, рассматриваемый отдельно от его отношений.
Величина и спаянность
социального атома индивида может уменьшиться по разным причинам: из-за утраты любви, вследствие смерти, замены утраченного человека менее подходящим.
Эмоциональные потоки в
социальном атоме имеют разную силу.
После объяснения понятия «
социальный атом» я протягиваю ему горсть монет и прошу использовать их в качестве символов для обозначения наиболее значимых для него людей таким образом, чтобы самая большая монета, символизирующая его самого, находилась на определённом расстоянии от других монет, символизирующих людей, которые его окружают, в соответствии с его чувством близости или отдалённости.
Что считать
социальными атомами, напрашивается само собой, – это люди.
Теория психосоциальных сетей, предложенная Moreno, утверждает, что необходимо работать совместно с реальным
социальным атомом ребёнка.
Но не просто люди со всеми теми свойствами, какие вообще у них можно обнаружить, а лишь с такими, которые непосредственно играют социальную роль и учитываются при определении человека как
социального атома.
Среди них – закон экзистенциального эгоизма, согласно которому человек как
социальный атом не действует во вред себе, он отдаёт предпочтение тому, что в его интересах.
Как
социальные атомы, род и родовая система оказывают глубокое влияние на наше психологическое и эмоциональное благополучие.
Социальным объединением я называю сознательное объединение людей как
социальных атомов для совместных сознательных действий.
Рассматривая индивидов в качестве суверенных, самостоятельных, автономных «атомов» [1], общество они представляли как совокупность таких
социальных атомов.
Из теории личности Moreno, рассматривающей человека как «
социальный атом», как «inter-actor», следует принцип «терапии в группе и группой»: исцеление происходит благодаря встречам, существенным лечебным фактором считаются взаимодействие и взаимная помощь.
Материал человейника образуют
социальные атомы (люди) и всё то, что создаётся и используется ими для существования: орудия труда, жилища, одежда, средства транспорта, технические сооружения, домашние животные, культурные растения и прочие материальные явления.
Экологический порядок есть результат пространственного, физического взаимодействия индивидов как
социальных атомов; экономический порядок это продукт торговли и обмена; политический порядок предполагает ещё более тесные связи и ещё большее их разнообразие; культурный порядок характеризуется доминантой традиций.
Теория французских материалистов, рассматривающая человека как «
социальный атом», а общество лишь как «собрание отдельных лиц» проявила свою «историческую революционность» лишь в относительном преодолении в определённых кругах религиозного воззрения на историю.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо в явном виде сформулировать некоторые фундаментальные утверждения, определяющие человека как социального объекта (
социального атома).
По его мнению, к
социальному атому принадлежат отнюдь не только члены семьи, но всё, с кем индивид (в нашем случае ребёнок) имеет реальные или желаемые отношения.
Вместе с тем они показывают, что основные нравственные принципы, которыми должно руководствоваться человечество в составе общества, следует отыскивать у человека в качестве отдельной личности – нравственные силы, на которых основывается социальное равновесие, заключаются в каждом
социальном атоме, т. е. в каждом отдельном человеке; если мы хотим понять природу социальных сил и законы социального равновесия, мы должны усмотреть их в устройстве отдельного человека.
Поведение людей редко определяется их свободной волей или их бессознательными «движениями души», в основном законами функционирования тех систем, к которым они принадлежат – семьёй,
социальным атомом, государством, культурой и цивилизацией.