Отношение к времени рассматривается и как один из феноменов психологии
социального познания.
Такой подход к культуре позволяет в соответствии с современной научной методологией
социального познания строить теоретические модели, объясняющие её специфику, структуру и динамику эволюции.
Стали появляться работы, направленные на сравнение выраженности и специфики нарушений
социального познания внутри спектра и поиску коррелятов этих нарушений в структурах нервной системы, названных социальным мозгом.
Авторы выделяют специфику социально-психологического понимания бренда как объекта
социального познания, классифицируют социально-психологические механизмы восприятия брендов потребителем.
Каковы возможности парадигмы
социального познания, содержит ли она потенциал для продвижения на этом пути?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шпариться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Все эти три вида атрибуций довольно широко распрстранены в поведении и
социальном познании людей.
При несколько ином подходе, чем тот, который в основном был принят психологами, каждую атрибуцию можно считать механизмом
социального познания.
Во-первых, жизнедеятельность личности и социальных групп протекает сегодня в быстро меняющемся мире, что не может не сказаться на особенностях
социального познания.
Отсюда вытекает, что социальный интеллект представляет собой в большей степени компетентность в сфере
социального познания, а не специальную способность.
Развитие прежде всего таких наук, как математика, философия, право, позволило осознать роль статистики как инструмента
социального познания, определить её предмет и методы исследовательской работы.
Указания на дефициты
социального познания у больных шизофренией можно найти уже в ранних клинических работах.
Авторы пришли к выводу, что на поведение больных шизофренией оказывает более существенное влияние
социальное познание, чем нейрокогнитивный дефицит.
В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического
социального познания.
Именно на них стало опираться методологически новое направление
социального познания, освободившее себя от социальных идеологических влияний, в частности от клерикализма.
Способности личности есть свойства личности, определяющие социальную успешность и качественное своеобразие
социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности.
Брунер, разработавший концепцию
социального познания, считал, что процесс восприятия можно представить как процесс категоризации, который является одним из способов систематизации человеком его внешнего мира.
Задача научной социальной психологии – изучить всё это и учить людей тому, как осуществить более адекватное
социальное познание.
Последующее изучение процессов невербальной коммуникации определялось логикой развития науки, в частности когнитивной психологии, согласно которой «конструирование социального мира» – процесс
социального познания – осуществляется на основе категоризации как вербальной, так и невербальной информации.
Это позволяет с самого начала исследования процессов атрибуции использовать теорию социальных статусов и ролей, которая в достаточной степени уже разработана и может стать хорошим подспорьем при создании как общей теории
социального познания, так и психологической теории атрибутивных процессов.
Следует отметить специфику
социального познания как особо значимого для человека.
Как отмечает автор, если способности индивида сформировались в филогенезе для отражения физического мира и построения поведения, обеспечивающего выживание, то способности личности определяются ценностями и смыслами, обеспечивая
социальное познание (там же).
С точки зрения
социального познания интерсубъективность характеризуется общим горизонтом понимания, который «предполагает общность опыта взаимодействующих субъектов и общезначимость его результатов».
Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции
социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий.
Другой аспект этой проблемы заключается в следующем: психологи тоже люди, и хотелось бы знать, в какой мере способы
социального познания любительской народной психологии проникают в сферу научной социальной психологии и в другие области нашей науки.
Такой момент в развитии
социального познания наступил в середине XIX века, и социология утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины именно потому, что она сформулировала принципиально новые критерии, характеризующие возросшее качество социального знания, а затем и реализовала эти знания в практике конкретных социологических исследований.
Тем самым устанавливается прочная связь между теорией и эмпирикой, логика и опыт остаются единственными инструментами научного познания, а само
социальное познание поднимается до жёстких критериев познания естественно-научного.
Квантификация социальных показателей приводит к тому, что в
социальное познание вводятся ранее не применявшиеся процедуры: формализация, верификация, репрезентативность, количественная воспроизводимость полученных результатов.
Важной особенностью
социального познания выступает его зависимость от интересов больших групп людей.
Оценка эффективности интервенций проводится на основе улучшения у больного параметров
социального познания и адаптации к социуму (Davidson, Strauss, 1995; Hogarty et al., 2004; Strauss, 1994; др.).
Так, по её мнению, имидж это: целенаправленно сформированный образ, многозначное послание, адресованное различным его потребителям, взаимообогащающий диалог, многообразный типажный (стереотипный) или личностный; это собирательный образ персоны, транслируемая во вне внутренняя сущность человека; приём психологического воздействия, способ саморегуляции и самонастроя, важнейший элемент предстартовой подготовки, необходимый атрибут любых достижений; информационный продукт и как зрелище, это может быть розыгрыш, а может быть код доступа, имеющий словесное образное выражение в зависимости от консервативности, креативности и других особенностей самовыражения личности; имидж как взращивание, развитие собственной личности и имидж как игра, выход за пределы индивидуальности; средство донесения информации; программирование социального успеха; выражение успешной адаптации; программирование социального пространства; единица общения массовым
социальным познанием; форма общения; самореализация [37].
Однако социальных психологов интересует также вопрос о том, каким образом обычные люди в процессе своей повседневной жизни осуществляют
социальное познание, т. е. каким образом они воспринимают и объясняют поведение людей.
В современной литературе некоторые авторы относят кооперацию к факторам эволюции наряду с мутацией и отбором, рассматривая кооперацию и конкуренцию в качестве двух составляющих
социального познания в целом (см.: Nowak, 2006; Nowak, Sigmund, 1992).
С точки зрения
социального познания праведными можно считать лишь те сообщения, в которых имеет отражение три компонента: действие, цель и внешние условия.
Исследования
социального познания издавна проводятся как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Здесь ощущается некоторый методологический релятивизм, сведение
социального познания к мнению, зависимому от наших эмоциональных свойств.
Социальное познание прошло долгий путь, прежде чем выкристаллизовалось ясное понимание того, что для круговращения небесных тел и движения общественных процессов не существует единой универсальной временной меры.
Метод
социального познания вовсе не предполагает, будто обществовед станет излагать окончательные истины, безупречные схемы и теоремы.
Особенностью идеализации в области научного
социального познания является то, что идеализированный социальный объект (предмет) осознаётся теми, кто его создаёт и им оперирует, как вообще неосуществимый, однако отражающий тенденции в проявлении характеристик складывающейся естественноисторически или создаваемой целенаправленно в соответствии с объективными законами социальной реальности.
Действительным предметом
социального познания и подлинным критерием его научной состоятельности выступает всё то, что позволяет выявить и охарактеризовать общие законы и закономерности социальной эволюции, смену и повторение её стадий и этапов.
Таким образом, цивилизационный подход к анализу различных форм общественного развития является одной из наиболее перспективных теоретических форм
социального познания.
Таким образом, как замечает и сам автор, полилогия есть попытка переработки «самих фундаментальных оснований в научной картине современного социума, а в итоге выступить метатеорий или, попретенциозней, новой дисциплиной социальной мысли и слова в революционной переорганизации
социального познания в субординации всех его основных потоков».
У ребёнка развивается
социальное познание.
Таким образом, он не разрешил дилемму ангажированности и объективности
социального познания, а просто пожертвовал одной частью оппозиции ради спасения другой.
Его применение предполагает – как свою предварительную ступень, как первый шаг – рефлексию над предельными основаниями
социального познания.
Сама постановка задачи очевидным образом предопределяет позицию среди существующих разнородных методов центрации
социального познания.
Жизненность рассматриваемой идеи подтверждается ещё и тем, что обращение к общественному мнению (что само по себе можно рассматривать как потрясающий и пока ещё в полной мере не оценённый рывок
социального познания) обнаружило ещё одну важную проблему – проблему двух языков: языка научного, на котором учёные обсуждают свои проблемы, готовят публикации и который они обычно используют в процессе организации и проведения научных исследований; и языка простых людей, языка здравого смысла, на котором люди общаются, который они используют при ответах на вопросы анкеты.
Обращение к проблематике соотношения обыденного и дисциплинарного знания об обществе, на первый взгляд, имеет частное значение для узкого круга специалистов, изучающих эпистемологию
социального познания.
Однако подразумеваемая в последнем случае возможность ввести критерий для различения правильных и неправильных способов детерминации
социального познания на основе выделения в доступной совокупности релевантных эмпирических данных, связанных или, наоборот, не связанных с социальной позицией субъекта, в свою очередь представленной как подмножество этих данных, кажется казуистической (поскольку выделение субъектом или даже другим таким же детерминированным наблюдателем последнего подмножества зависит от возможности сформулировать такой критерий в качестве не зависящего от указанных фактов и в этом смысле неэмпирического).
Современная постнеклассическая картина мира в своём приложении к
социальному познанию открыла в развитии общества процессы, при которых будущее не всегда и не обязательно является предопределённым итогом предшествующих событий (причин).