Труд и досуг прежде всего стоит рассматривать как способы экзистирования и лишь затем – как формы организации
социального времени.
Так, изучение
социального времени долгое время являлось прерогативой социологии.
Зачастую
социальное время отождествляется с самими социальными изменениями.
Той реальности, которая объединяет (или разделяет) людей науки как в конкретное
социальное время, так и во времени историческом (можно ведь не соглашаться с человеком, который жил и 1000 лет назад).
На фоне подобной структурной организации знания действительно неясно, куда, в какую дисциплину и к какому факультету отнести широту и органичную взаимосвязанность броделевских интересов, таких как формирование географической среды и народонаселения, длительное
социальное время (longue duree), механизмы устойчивости и изменчивости социальных структур, соотношение нижнего этажа материального воспроизводства повседневной жизни с настежь открытым бельэтажем рыночных обменов и с куда менее доступным верхним этажом, где за плотно закрытыми дверями кабинетов осуществляется социальная власть над этим миром.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: глазироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Наслоение жизненных практик в биографии объективирует приобретающие социальное значение индивидуальные жизненные образцы (удачные/неудачные карьеры, успешные/неуспешные браки, миграция, стратегии выживания и т. д.), «отдавая» их в пространство наследуемого социального опыта и изменяющегося
социального времени.
История пространства (как и история
социального времени) далеко не исчерпана!
Возможность зафиксировать эти «бесписьменные» версии прошлого, вобравшие в себя подобное переживание
социального времени, нередко более чем далёкое от научности восприятие истории, открылась только с возникновением демоскопии – специальной дисциплины, занимающейся изучением общественного мнения.
Социокультурная перспектива, на наш взгляд, позволяет понять природу дискуссий о судьбе этого жанра в связи с основополагающими для современной культуры проблемами субъективности, стандартизации, убыстрения
социального времени и т. д.
Пространства мест и потоков существуют во вневременном времени, представляющим собой разновидность возникающего
социального времени в сетевом обществе, создающего возможности для «избавления от контекстов своего существования», «порождения систематической пертурбации в порядке следования явлений, совершаемых в этом контексте».
Однако к
социальному времени относится не только объективная его составляющая (длительность, последовательность, темп и периодичность социальных процессов), но и социальные представления о времени – т. е. общепринятыев рамках какой-либо социальной группы представления о временных отношениях между культурно значимыми процессами и явлениями, закрепляемые и воспроизводимые при помощи различных культурных кодов в актах коммуникации.
Не в последнюю очередь это определено спецификой социального потока – уплотнением социального пространства и ускорением
социального времени, а также его предельной мобильностью.
Мода создаёт и фиксирует, таким образом, чувство
социального времени.
В связи с этим категория
социального времени выполняет важнейшую методологическую функцию при изучении собственного времени личности в его субъективном аспекте.
В чём же заключается специфика
социального времени, каковы временные закономерности исторического процесса, общественного и индивидуального бытия человека?
Поэтому развитие теории социального прогресса находится в тесной связи с дальнейшим исследованием
социального времени, его различных уровней и масштабов.
По сути, это означает взаимопроникновение социумов, культуры которых характеризуются различными параметрами
социального времени.
Данное изменение может показаться несущественным, но оно принципиально меняет
социальное время и территориальность.
В отличие от управления, правление (от слова «править»),или властная деятельность, вообще не предполагает непосредственных контактов с объектом воздействия в реальном времени, потому что объектом абстрактно является всё население (члены общества) в целом или отдельные категории населения в рамках
социального времени эпох, а поэтому она универсальна и всеобща.
Конечно, американцы были первопроходцами, и в современных условиях, когда можно воспользоваться опытом, накопленным другими странами, а
социальное время течёт быстрее, то, что прежде растягивалось на долгие десятилетия, может протекать в более сжатые сроки.
Как явление социальной практики, социальная технология – это «комплекс приёмов, обеспечивающих достижение благоприятных условий жизни людей, их организованности, эффективного взаимодействия, удовлетворения общественного интереса, в той или иной степени соответствующего требованиям
социального времени и эффективного его использования».
На рубеже 1960–70-х годов появился ряд крупных работ по проблеме
социального времени в социологическом аспекте (Болгов, 1970; Елизарьев, 1969; Зборовский, 1974), главным образом в связи с изучением бюджета времени.
Безответственность, как уже указывалось, обусловлена тем, что в разработке властных решений, которые утверждаются единолично в органах власти, участвует в разное время множество различного рода специалистов различных организаций, а реализация этих решений происходит в рамках
социального времени эпох и участвуют в этом в той или иной степени все члены общества.
Постижение самого человека как выражения духовной культуры соответствующего
социального времени и пространства стало требованием современности.
Применительно к практике общественно-политического развития это означает, что зачастую методы социального (в том числе правового) регулирования в том случае, если они заимствованы у социума, жизнедеятельность которого осуществляется в рамках отличной от данной хроносферы, могут не принести желаемого позитивного эффекта; более того, в ряде случаев их внедрение в систему социального регулирования приводит к усилению деструктивных тенденций и не ускоряет, а напротив, замедляет социальное развитие и при определённых обстоятельствах может привести к качественному изменению
социального времени (социальный прогресс может смениться регрессом).
Вместе с тем, само общество развивается в рамках особого
социального времени, характеризующегося своими особыми ритмами и темпами протекания, цикличностью, а также восприятием и переживанием его человеком.
Само слово «образование» служит абстракцией процесса становления, обозначает собой квинтэссенцию
социального времени.
Оценки этих событий в общественном мнении в большинстве случаев остаются неоднозначными, причём наиболее очевидные «водоразделы» позиций проходят по горизонталям
социального времени, т. е. между поколениями.
Рекреационное время – часть
социального времени, используемого для рекреационной деятельности.
Суточное
социальное время отвечает правилу трёх восьмёрок (из 24 часов в сутки – 8 часов тратится на сон, 8 часов – рабочее время и 8 часов – внерабочее время).
Таким образом, все нехристианские цивилизации развиваются в локальном (ограниченном) пространстве и не знают
социального времени.
Эти технологии кардинальным образом изменяют образ жизни миллиардов людей, позволяют экономить
социальное время общества и даже изменяют наши традиционные представления о пространстве и времени.
Если говорить о социальном пространстве и времени, то надо подчеркнуть их главную особенность: социальное пространство неравномерно, а
социальное время неритмично.
Характер социальных изменений влечёт за собой и изменение восприятия
социального времени.
Отныне траектория
социального времени раскладывается на серию отрезков, каждому из которых соответствует отдельный жизненный «проект», достаточно краткосрочный.
Так, например, в качестве универсального количественного критерия эффективности информационных технологий предложена экономия
социального времени [6], которая достигается в результате их использования обществом.
Произошло это потому, что суммировалось
социальное время.
В рамках
социального времени наряду с историческим, экономическим, политическим может быть условно выделено и правовое время, наполненное своей собственной событийностью и используемое обществом в качестве универсального регулятора правовых отношений.
При этом следует иметь в виду, что законы общественного развития, в отличие от природных закономерностей, гораздо более подвержены изменчивому влиянию субъективных факторов, соответственно, и
социальное время является в достаточной степени изменчивой категорией, которая в зависимости от обстоятельств может развиваться как в прогрессивном, так и в регрессивном направлениях.
Взяв данный тезис за основу своих дальнейших рассуждений, можно сделать ещё одно предположение: на течение
социального времени человек способен оказывать осознанное (либо неосознанное) воздействие и, таким образом, в определённом смысле влиять на время, применять его.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс эволюционного развития различных социальных групп следует анализировать с учётом
социального времени, влияющего на сущность и содержание общественных отношений, складывающихся в рамках определённых социальных общностей, а также между ними.
Применительно к характеристике процесса правового регулирования данный вывод является основанием для заключения о том, что
социальное время оказывает непосредственное влияниена содержание процесса правового регулирования, рассматриваемого в контексте соотношения его предмета и метода.
По мнению авторов, во многом негативные последствия названных процессов были предопределены не столько несовершенством механизмов, при помощи которых эти процессы инициировались и управлялись, сколько «неразвитостью» (с точки зрения соответствия
социальному времени) общественного правосознания.
Государства-участники заранее должны учитывать социально-правовые и экономические реалии объективной действительности в смысле возможного усвоения и реализации правовой конструкции в рамках своей хроносферы; здесь вновь проявляется
социальное время, характеризующее уровень социального развития общества.
Они предложили для характеристики социальных процессов использовать
социальное время.
Социальное время определяется как время синхронной деятельности больших групп людей [1], тем самым характеризуя деятельность социальных групп любой величины вплоть до общества в целом.
Социальное время представляется собой в этом случае интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками [11, с. 29], то есть людьми одного общества и одной культуры на одном и том же этапе её развития.
Социальное время зависит от интенсивности социальных изменений и характеризует скорость общественных перемен в социуме.
Будучи особым миром социального творчества, временным (если мы говорим о социальных революциях в рамках «царства необходимости») торжеством социальной свободы, революция рождает особый тип
социального времени и пространства.
Образование всегда связано с духовным образом человека, который надлежит сформировать в контексте определённого
социального времени и пространства.