Разделение труда, поскольку оно возникало на естественной почве и руководило людьми в общении друг с другом, является источником неизбежных
социальных обязанностей.
Ответственность в данном отношении – не только арсенал средств наказания за произвол, проявившийся в деятельности субъекта, а необходимый ценностный ориентир деятельности, определённый идеал и мощный стимул свободы и гражданской активности личности в творческом преобразовании действительности в интересах народа, определённая гражданская позиция в исполнении
социальных обязанностей, вытекающих из аксиологических оснований системы ответственности.
Мысль о какой-либо
социальной обязанности – сходить на похороны, обсудить с кем-нибудь какое-либо дело в конторе, отправиться на вокзал, чтобы встретить какого-то человека, знакомого или нет, – сама идея вносит сумятицу в мои мысли на целый день, и иногда я начинаю беспокоиться ещё накануне и плохо сплю; в действительности, такие случаи, когда они происходят, оказываются совершенно незначительными и ничего не оправдывают; и они повторяются, а я никогда не учусь учиться.
Но такие современные его употребления, как «социальная справедливость» (легко понять, что всякая справедливость есть социальное явление) или когда наши
социальные обязанности противопоставляются просто моральному долгу, сделали его одним из самых вредных и запутывающих слов нашего времени.
– Он так и не женился, а у дипломата его уровня множество
социальных обязанностей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ефрейторский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Быть счастливым и здоровым стало
социальной обязанностью, иначе мы превращаемся в обузу для общества.
Даже будучи в состоянии выполнять свои привычные
социальные обязанности, он продолжал мучиться от уединения и тревог, связанных с болезнью.
Именно с появлением
социальных обязанностей возникает социальное право как допускаемая возможность действовать определённым образом.
Физическая культура –это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения
социальных обязанностей.
Это значит, что основание
социальной обязанности представляет собой оценку лицом окружающей действительности и возможного поведения лица, а также его обременение в объективной реальности, т. е. в социальном отношении.
Вместе с тем мы не можем не отметить, что в основе данной связи лежит связь
социальной обязанности и социального права, обусловленная общественной природой отношений, в рамках которых эти права и обязанности осуществляются.
Таким образом, обязанность вне-меня (объективная
социальная обязанность) представляет собой, с одной стороны, оценку человеческого поведения на любом из его уровней и является информационной основой формирования мотивации должного поведения лица, а с другой – является обременением, направленным на обслуживание чужого интереса.
Изложенные положения подтверждают ранее высказанное мнение о том, что
социальная обязанность имеет объективную (вне-меня) и субъективную (во-мне) характеристику.
Проблема возникновения
социальной обязанности характеризуется следующими причинами.
Именно субъективный аспект
социальной обязанности является фактором, сопутствующим человеку, неразрывно связанным с его сущностью, являясь необходимым его атрибутом и предпосылкой социального поведения.
Данное обременение представляет собой психолого-оценочное обременение, формирующее осознание лицом потребности и необходимости осуществления тех или иных уровней человеческого поведения, в котором и находит выражение
социальная обязанность.
Термин «назначение права» был заимствован из понятийного аппарата теории «социальных функций» права (Л. Дюги и др.), согласно которой право собственности является не столько субъективным правом, сколько
социальной обязанностью, т. е. любое имущество должно использоваться с учётом общественных интересов, в противном случае правообладателей необходимо понуждать к использованию имущества по социальному назначению или прекращать их права.
Сущность
социальной обязанности вне-меня в конечном счёте есть оценка возможного поведения лица и обременение (долженствование), выражающееся в конкретно определённом его поведении.
Именно интерес формирует мотивацию должного поведения как формы внешнего проявления
социальной обязанности лица.
С одной стороны,
социальная обязанность является оценкой в сознании индивида как окружающей её реальной среды, так и будущего поведения, а с другой, – наличное обременение своего поведения в объективной реальности.
На своих плечах они несут груз
социальных обязанностей.
Также, как и охрана
социальных обязанностей государства.
Нравственное содержание понятия «бокэ» связано с
социальной обязанностью человека быть активным, полезным членом общества, заботиться о своём физическом и психическом здоровье, избегать ситуаций, которые обременяют других, и выполнять обязательства, которые он берёт на себя в рамках отношений взаимозависимости с другими людьми.
Социальная потребность и мотивация как вектор
социальной обязанности находят выражение в объекте социального отношения.
Понимая потенциальную противоречивость такой концепции, он «спасает» свободу, придавая ей статус
социальной обязанности.
Хотя необходимо признать, что в основе осуществления обязанности и его мотивации лежит социальный интерес, который и является основой для формирования
социальной обязанности через формирование личностью его мотивации.
Связь социального интереса и
социальной обязанности очевидна.
Социальная обязанность выражается в психическом осознании должного (долга) или обременения перед кем-либо и поддерживается моральными, нравственными и правовыми установками.
Социальная обязанность напрямую связана с характером социального поведения.
Данная характеристика
социальной обязанности позволяет осуществлять выход обязанности на юридическую (правовую) её характеристику.
С развитием первобытного общества, обусловленного развитием отношений по производству, потреблению, распределению и обмену материальными благами, кроме табу возникают определённые
социальные обязанности, необходимые для общества в целом и требующие позитивного (положительного) поведения лиц.
Иными словами, содержание
социальной обязанности, исходя из оценки окружающей индивида действительности, формирует у него первоначально мотивацию, обременяющую данное лицо для удовлетворения прежде всего частного (индивидуального) интереса («своя рубашка ближе к телу»), а затем происходит процесс перерастания обременения в долг (долженствование) для достижения публичного (общественного) интереса.
Осуществляемая в рамках общественного отношения
социальная обязанность не только связана с правом, но и в объективном смысле имеет нормативное выражение (т. е. выражается в социальном правиле поведения), а в субъективном – осуществляется определённым лицом – участником данного отношения.
Кроме того, право и обязанность связаны между собой причинно-следственной связью, которая выражается в первичности
социальной обязанности, порождающей впоследствии социальное право.
Первичность (причинность) обязанности связана с характером мотивации, которая лежит в основе
социальной обязанности.
Следующим логическим следствием двух перечисленных обременений в структуре
социальной обязанности становится обременение, связанное с осуществлением уровней человеческого поведения в осознании, оценке и формировании социальной потребности действовать (воздержаться от действия).
Видовое многообразие
социальных обязанностей обусловлено многоаспектностью самих социальных отношений.
Социальная обязанность приобретает форму юридической обязанности в результате обусловленной экономическим развитием общества потребности обеспечить частный (индивидуальный) интерес каждого его члена.
Мы полагаем, что в понятие добровольной формы реализации социальной ответственности должны быть включены следующие признаки: социальная ответственность отражает взаимосвязь общества и личности, личности и общества; социальная ответственность состоит в обязанности субъектов социальной действительности следовать предписаниям социальных норм; социальная ответственность вовне выражается в полезном или одобряемом поведении;
социальная обязанность рассчитана на осознанное и волевое поведение; по внутренним (субъективным) характеристикам социальная ответственность выражается в психическом отношении субъекта, мотивах, целях, эмоциональном фоне; вовне выражением социальной ответственности служит оценка поведения обществом (одобрение и (или) поощрение).
Принудительная форма реализации социальной ответственности характеризуется следующими признаками: социальная ответственность есть
социальная обязанность претерпевать меры общественного воздействия, предусмотренные социальной нормой; социальная ответственность сопряжена с общественным принуждением; вовне социальная ответственность выражается в оценке обществом совершенного поступка и реальном претерпевании неблагоприятных последствий самого разнообразного характера.
Рассматривая болезнь как форму социального отклонения со специфической социальной ролью, учёный описывает эту роль четырьмя характеристиками: освобождение от обычных
социальных обязанностей; отсутствие чувства вины в том, что он болен; стремление выздороветь и обращаться за компетентной профессиональной помощью; стремление соблюдать предписания врача.
Это универсальное предназначение осуществляется через выполнение более конкретных
социальных обязанностей, или функций.
Социальная обязанность чаще всего формальная, на практике, как правило, игнорируется.
Какая-нибудь привлекательная и умная женщина, которую он мог бы регулярно навещать, которая бы не требовала от него романтических чувств или выполнения каких-то
социальных обязанностей.
Всё вроде ладно, а между тем входящее в
социальную обязанность архаического певца понуждение к героическим деяниям откомментировано усмешкой автора: «… к славе спесь бояр охотит»; пренебрежительный тон не оставляет места для сомнения в скептической оценке.
Полагаю, религия была своего рода
социальной обязанностью, но в моей семье, казалось, все поголовно верили в бородатого дядьку на небесах.
Лишь потом, на досуге, можно вспомнить, что это был твой соотечественник и вполне возможно, что у него остались дети и прочий шлейф
социальных обязанностей.
Первая по важности
социальная обязанность жреца – это суд.