Они пытаются определить черты личности, модели поведения и отношения, в целом представляющие собой проявления
русского мировоззрения.
Всех выпускаем, особенно носителей цивилизационного и культурного кода, трансляторов
русского мировоззрения – деятелей культуры, учёных, политиков, общественных деятелей.
Историческому евразийству, как и предшествовавшим ему попыткам создать собственно
русское мировоззрение, действительно свойственно эклектическое смешение азиатского «всеединства» и европейской аналитической рациональности.
Она определяет рапсодический стиль
русского мировоззрения, его образотворческий акт и эсхатологический пафос; вокруг неё центрируется и на её фоне в русском варианте развёртывается традиционная антропокосмическая проблематика; через неё осуществляется сближение и софийное примирение непосредственного и опосредованного знания, теоретической и ценностной рациональности.
Отсюда в
русском мировоззрении закрепилось ещё одно значение понятия «мир» – «народ» («всем миром», «на миру и смерть красна», – говорят и поныне).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: укосный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Спрашивается: какое отношение всё это имеет к
русскому мировоззрению?
Общеевропейское городское стремление к приватности прямо противоречит крестьянскому
русскому мировоззрению.
Они не славили хозяина, как этого требовало
русское мировоззрение, но и не славили холуёв, они славили трудящегося.
Различие славянского и
русского мировоззрений принципиально.
Эти недостатки вытекали как из недостаточной адаптации либеральных идей к
русскому мировоззрению, так и сложностью их восприятия народным сознанием.
Рассмотренный нами ранее материал в его преломлении через тексты русской классической литературы первой половины XIX века позволил выделить значимые сферы, в которых обнаруживает себя
русское мировоззрение вообще и мировоззрение земледельца в частности.
Но в таком случае как можно говорить об общем
русском мировоззрении применительно к данному историческому периоду и конкретным событиям?
В подаче литературного и философского материала, важного для изучения темы
русского мировоззрения, существен историко-культурный контекст, поэтому исследование разбито на определённые временные периоды, условно очерченные по краям исторически значимыми событиями.
Это объективное содержание копилось и в продолжавшем формироваться российском самосознании, и в складывающемся
русском мировоззрении.
Вот почему было бы ошибочно ожидать, что авторы с самого начала сообщат читателю, что такое
русское мировоззрение вообще и земледельческое мировоззрение в частности, а также сразу дадут их определения.
На наш взгляд, в системе
русского мировоззрения сочувственному постижению исследователя могут быть доступны только такие его элементы, которые действительно вызывают в нас, исследователях, согласное, согласованное с нами чувство (со-чувство).
Поскольку православие являлось основой
русского мировоззрения, то неразвитость его ядра – богословия, не позволяла обществу успешно решать наиболее важные проблемы, ставившиеся под влиянием новых идей в науке, технике, культуре, экономике.
По этой причине мировоззрение земледельцев периода XVIII – середины XIX в. можно считать совпадающим с
русским мировоззрением вообще.
Смена идейных мировоззренческих парадигм у активной части российского общества привела к кризису
русского мировоззрения и предопределила ход и направление главных событий XIX и начала XX вв.
Означает оно ни в коем случае не своеобразный запах, как это некоторые в наше время воспринимают, а своеобразное, отличное от других
русское мировоззрение, мировосприятие, русское соЗнание, можно это назвать ещё словом менталитет.
Поэтому мы предлагаем говорить не о некоем едином
русском мировоззрении, а об основных его типах, присущих россиянам.
Более того, ни один из видов
русского мировоззрения не исчезает бесследно, а даёт о себе знать или даже берёт реванш в иное время.
Религиозные идеи как основа
русского мировоззрения и исторического действия.
Кроме того, до середины XIX в. в литературе и философии речь идёт не о мировоззрении земледельца, а о
русском мировоззрении.
На окончательное слияние христианских и отдельных языческих идей либо вытеснение последних на задворки
русского мировоззрения понадобились столетия, но даже в XIX веке отзвуки языческих идей и влияний отчётливо прослеживаются в русской культуре.
Оговаривая обстоятельства, которые нам необходимо учитывать при занятиях темой
русского мировоззрения и, в её пределах, темой мировоззрения русского земледельца, мы хотели бы отметить, что в отечественной философии, когда она обращается к мировоззрению и его первичной форме – миросознанию русского человека, мы почти не находим указаний на то, что речь идёт о миросознании представителя какого-то определённого общественного слоя, например земледельца – крестьянина или помещика (земледельца, как правило, не столько непосредственного, сколько, так сказать, опосредованного).
Может быть, но это не снимает проблемы различения внутри самого
русского мировоззрения.
Важным для понимания
русского мировоззрения представляется соотношение ценности веры и дел, через которые она утверждается.
Безусловно, то здесь, то там кое-какие ростки появляются (особенно с помощью наших соседей и заокеанских «друзей»), но он не присущ
русскому мировоззрению.
Тема
русского мировоззрения и, в её контексте, мировоззрения земледельческого хотя и может показаться знакомой, на самом деле почти не освоена.
Аскетизм пластики, цвета и темы – лишь внешняя граница явления, тесно связанного с исконным
русским мировоззрением, в котором чётко и ясно расставлены все акценты и значения.
Таковым, на наш взгляд, должно быть рассмотрение тех вопросов и проблем, которые в явном или скрытом виде, во-первых, стали предметом анализа литераторов в связи с исследованием
русского мировоззрения вообще и мировоззрения русского земледельца в частности.
Через церковнославянский язык в
русское мировоззрение транслировались культурные пласты христианского эллинизма и эллинизма античного.
Или аутентичным проявлением
русского мировоззрения считать итоговый исторический результат и мировоззрение, возобладавшее в результате борьбы?
Возникнув на начальном этапе становления отечественной философской мысли и достигнув своего наивысшего расцвета в конце XIX – начале XX вв., в дальнейшем проблематика
русского мировоззрения была предана забвению.
Главным вопросом православия, оказавшим большое влияние на формирование
русского мировоззрения, был: как жить и что делать для своего спасения?
Что же мы полагаем тем объективным содержанием, которое накапливалось в российской действительности и подспудно влияло на становящееся
русское мировоззрение?
Накопление новых смыслов
русского мировоззрения было связано со следующим.
Справедливо утвреждать, что сущность
русского мировоззрения определяется религиозной этикой, она является порождающей моделью человека русской культуры, как в требовании нормы, так и в стремлении к идеалу.
Но как же в таком случае объединять их под одним общим понятием «
русское мировоззрение»?
Русское мировоззрение зарождалось как органичная цельность.
Древнейшим известным комплексом идей, оказавших влияние на формирование
русского мировоззрения, было, несомненно, язычество.
Однако в какой мере этот вопрос был характерен именно для земледельцев, то есть тех, чьё мировоззрение мы и стремимся сделать целью исследования, равно как и для
русского мировоззрения в целом?
Помимо этого, на наш взгляд, имеет смысл ввести и предложить личностный критерий различения синкретичного понятия «
русское мировоззрение», представляющий собой совокупность как минимум трёх элементов: нравственно проработанной позиции субъекта, глубины и объёма освоенных данным субъектом культурных смыслов и ценностей, собственного личного достоинства.
Благодаря новому ракурсу они возвышаются до обсуждения проблем
русского мировоззрения.
На мой взгляд, путь из варяг в греки, описанный в «Повести временных лет» Нестором, с исторической точки зрения, описывает именно переход
русского мировоззрения от политики многоидейной к единой идее.
По этой причине и в связи с тем, что изучение мировоззрения иных народов, кроме нашего собственного, потребовало бы дополнительных значительных усилий, поставленная нами задача и без того широка, мы будем анализировать только
русское мировоззрение, прежде всего в его базовом проявлении – мировоззрении русского земледельца.
Идеи, определявшие национальные отношения в
русском мировоззрении и формировавшиеся под непосредственным влиянием православия, были противоречивы.
На основе чьих произведений мы намерены обсуждать тему
русского мировоззрения и мировоззрения русского земледельца.
Цель настоящей работы – показать, что значительная часть проблематики
русского мировоззрения, какой она видится сегодня, имеет глубокие исторические корни и по-прежнему актуальна.