Историческому евразийству, как и предшествовавшим ему попыткам создать собственно
русское мировоззрение, действительно свойственно эклектическое смешение азиатского «всеединства» и европейской аналитической рациональности.
Итак, русский народ выбрал социализм как строй, наиболее полно воплощающий
русское мировоззрение.
Перед русским национализмом теперь такая задача не стоит – если вообще можно говорить о существовании каких-то остатков
русского мировоззрения.
Различие славянского и
русского мировоззрений принципиально.
Они не славили хозяина, как этого требовало
русское мировоззрение, но и не славили холуёв, они славили трудящегося.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: индология — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Общеевропейское городское стремление к приватности прямо противоречит крестьянскому
русскому мировоззрению.
По этой причине мировоззрение земледельцев периода XVIII – середины XIX в. можно считать совпадающим с
русским мировоззрением вообще.
Означает оно ни в коем случае не своеобразный запах, как это некоторые в наше время воспринимают, а своеобразное, отличное от других
русское мировоззрение, мировосприятие, русское соЗнание, можно это назвать ещё словом менталитет.
Они пытаются определить черты личности, модели поведения и отношения, в целом представляющие собой проявления
русского мировоззрения.
Поскольку православие являлось основой
русского мировоззрения, то неразвитость его ядра – богословия, не позволяла обществу успешно решать наиболее важные проблемы, ставившиеся под влиянием новых идей в науке, технике, культуре, экономике.
Вот почему было бы ошибочно ожидать, что авторы с самого начала сообщат читателю, что такое
русское мировоззрение вообще и земледельческое мировоззрение в частности, а также сразу дадут их определения.
Возникнув на начальном этапе становления отечественной философской мысли и достигнув своего наивысшего расцвета в конце XIX – начале XX вв., в дальнейшем проблематика
русского мировоззрения была предана забвению.
Накопление новых смыслов
русского мировоззрения было связано со следующим.
Эти недостатки вытекали как из недостаточной адаптации либеральных идей к
русскому мировоззрению, так и сложностью их восприятия народным сознанием.
Религиозные идеи как основа
русского мировоззрения и исторического действия.
Но как же в таком случае объединять их под одним общим понятием «
русское мировоззрение»?
Второе, это то, что исследователи
русского мировоззрения отмечают в нём особенность, называемую бинарными противоположностями, которые выступают как некие крайности любого акта оценки.
Оговаривая обстоятельства, которые нам необходимо учитывать при занятиях темой
русского мировоззрения и, в её пределах, темой мировоззрения русского земледельца, мы хотели бы отметить, что в отечественной философии, когда она обращается к мировоззрению и его первичной форме – миросознанию русского человека, мы почти не находим указаний на то, что речь идёт о миросознании представителя какого-то определённого общественного слоя, например земледельца – крестьянина или помещика (земледельца, как правило, не столько непосредственного, сколько, так сказать, опосредованного).
Поэтому мы предлагаем говорить не о некоем едином
русском мировоззрении, а об основных его типах, присущих россиянам.
Казалось бы, исконно
русское мировоззрение и восхваление иудейских догм – вещи мало совместимые.
Размышление над понятием
русского мировоззрения и, в его контексте, мировоззрения русского земледельца составляет содержание нашего исследования.
Но в таком случае как можно говорить об общем
русском мировоззрении применительно к данному историческому периоду и конкретным событиям?
В подаче литературного и философского материала, важного для изучения темы
русского мировоззрения, существен историко-культурный контекст, поэтому исследование разбито на определённые временные периоды, условно очерченные по краям исторически значимыми событиями.
Помимо этого, на наш взгляд, имеет смысл ввести и предложить личностный критерий различения синкретичного понятия «
русское мировоззрение», представляющий собой совокупность как минимум трёх элементов: нравственно проработанной позиции субъекта, глубины и объёма освоенных данным субъектом культурных смыслов и ценностей, собственного личного достоинства.
Второй – движение вспять, попытка вновь вернуться к религиозной мировоззренческой парадигме и, исходя из неё, объяснить западные идеи, приспособить их не только к российской действительности, но и к
русскому мировоззрению и православию.
Рассмотренный нами ранее материал в его преломлении через тексты русской классической литературы первой половины XIX века позволил выделить значимые сферы, в которых обнаруживает себя
русское мировоззрение вообще и мировоззрение земледельца в частности.
Безусловно, то здесь, то там кое-какие ростки появляются (особенно с помощью наших соседей и заокеанских «друзей»), но он не присущ
русскому мировоззрению.
Может быть, но это не снимает проблемы различения внутри самого
русского мировоззрения.
Через церковнославянский язык в
русское мировоззрение транслировались культурные пласты христианского эллинизма и эллинизма античного.
Кроме того, до середины XIX в. в литературе и философии речь идёт не о мировоззрении земледельца, а о
русском мировоззрении.
Смена идейных мировоззренческих парадигм у активной части российского общества привела к кризису
русского мировоззрения и предопределила ход и направление главных событий XIX и начала XX вв.
Однако в какой мере этот вопрос был характерен именно для земледельцев, то есть тех, чьё мировоззрение мы и стремимся сделать целью исследования, равно как и для
русского мировоззрения в целом?
Идеи, определявшие национальные отношения в
русском мировоззрении и формировавшиеся под непосредственным влиянием православия, были противоречивы.
Поэтому народное своеволие, творчество, что является согласованием разномыслия, входит в противоречие с собственным внутренним настроем «не имею возражения», антитворчество, существование без действия выбора различности, вследствие чего не может осуществиться, что в мире политике означает, перетянуть часть властных полномочий на себя, и поэтому любые появлявшиеся подобные настроения входят в разряд проклятия самой системой
русского мировоззрения.
Всех выпускаем, особенно носителей цивилизационного и культурного кода, трансляторов
русского мировоззрения – деятелей культуры, учёных, политиков, общественных деятелей.
Более того, ни один из видов
русского мировоззрения не исчезает бесследно, а даёт о себе знать или даже берёт реванш в иное время.
Древнейшим известным комплексом идей, оказавших влияние на формирование
русского мировоззрения, было, несомненно, язычество.
Русское мировоззрение зарождалось как органичная цельность.
Это объективное содержание копилось и в продолжавшем формироваться российском самосознании, и в складывающемся
русском мировоззрении.
Не подражание западным авторам, но самостоятельное исследование, основанное на
русском мировоззрении и внедрявшее его в мировую историографию, лежит перед читателем.
Аскетизм пластики, цвета и темы – лишь внешняя граница явления, тесно связанного с исконным
русским мировоззрением, в котором чётко и ясно расставлены все акценты и значения.
Что же мы полагаем тем объективным содержанием, которое накапливалось в российской действительности и подспудно влияло на становящееся
русское мировоззрение?
Тема
русского мировоззрения и, в её контексте, мировоззрения земледельческого хотя и может показаться знакомой, на самом деле почти не освоена.
На окончательное слияние христианских и отдельных языческих идей либо вытеснение последних на задворки
русского мировоззрения понадобились столетия, но даже в XIX веке отзвуки языческих идей и влияний отчётливо прослеживаются в русской культуре.
Или аутентичным проявлением
русского мировоззрения считать итоговый исторический результат и мировоззрение, возобладавшее в результате борьбы?
Как ни посмотри, оказывается, что единого
русского мировоззрения нет.
Она определяет рапсодический стиль
русского мировоззрения, его образотворческий акт и эсхатологический пафос; вокруг неё центрируется и на её фоне в русском варианте развёртывается традиционная антропокосмическая проблематика; через неё осуществляется сближение и софийное примирение непосредственного и опосредованного знания, теоретической и ценностной рациональности.
Для таких перспектив нужна большая подготовительная работа – прежде всего, избавление русского народа от «железной пяты» олигархии, а затем – возвращение русским
русского мировоззрения.
По этой причине и в связи с тем, что изучение мировоззрения иных народов, кроме нашего собственного, потребовало бы дополнительных значительных усилий, поставленная нами задача и без того широка, мы будем анализировать только
русское мировоззрение, прежде всего в его базовом проявлении – мировоззрении русского земледельца.
На мой взгляд, путь из варяг в греки, описанный в «Повести временных лет» Нестором, с исторической точки зрения, описывает именно переход
русского мировоззрения от политики многоидейной к единой идее.