Бывали взлёты, бывали падения, был в истории изучения
русского эпоса и глухой застой, и рывки-прорывы.
Почти всю вторую половину минувшего столетия наши учёные ожесточённо спорили об отношении
русского эпоса к истории.
Я прошу вас, читатель, запомнить это – мы вернёмся к этому преданию, когда будем говорить о времени и месте возникновения
русского эпоса.
Как мы увидим ещё, главный богатырь
русского эпоса был «христианином» ничуть не лучше, чем эти достойные женщины.
Из всех персонажей
русского эпоса он один заботится о своей красоте: поэтому перед ним всегда носят «подсолнечник» (зонт), предохраняющий лицо от загара.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: схимящий — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Русский эпос становился переложенным на белый стих пересказом избранных мест из «Повести временных лет» печерского летописца.
Тем полезнее для читателя будет увидеть, как шла работа историков и фольклористов, какие мнения сталкивались, как влияли на ход исследований настроения того или иного времени, суровый надзор государства и ещё более догматичный и нетерпимый диктат «прогрессивной, просвещённой общественности», в кругу которой вынуждены были вращаться, и из которой зачастую происходили сами исследователи
русского эпоса.
Среди героев
русского эпоса, по крайней мере, три персонажа соотносятся с реальными историческими личностями, имеющими подобное происхождение.
Правда, изучение этих эпосов никогда не даст нам совершенно точного представления о древнейших ступенях развития
русского эпоса.
Изучение
русского эпоса покажет, как развивается идеология эпоса с созданием и развитием государства.
Один из главнейших признаков
русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения.
Тем не менее
русский эпос обладает такими музыкальными достоинствами, что лучшие русские композиторы неоднократно записывали былинные напевы и пользовались ими в своём творчестве.
Всё это показывает, что о национальных особенностях
русского эпоса на наиболее ранних ступенях его развития мы никогда ничего не узнаем и узнать не можем, поскольку материалов нет.
Многогеройности современного
русского эпоса предшествовала одногеройность. С усилением войн герой получал функцию вождя своего народа.
Кому дали на поругание
русский эпос?
Вот где притаился
русский эпос!
Но мы не будем отвлекаться на тему
русского эпоса, а поговорим сейчас несколько о другом.
Также моим принципом в работе было сохранить в неприкосновенности всю выработанную веками поэтику
русского эпоса, особую ритмику и исключительную певучесть, которой отличаются наши былины.
На взгляд этого же учёного, дух общины, воплощённый в былинах, является внутренней связью, соединяющей
русский эпос и историю русского народа.
Думаю, для
русского эпоса настало время следующего этапа.
Так как о ранних формах
русского эпоса нам не известно решительно ничего, то даже немногое, что может быть извлечено из эпоса других народов, стоявших к моменту записи на более ранних ступенях исторического развития, чем стояли русские, будет иметь огромное значение для изучения эпоса докиевской эпохи.
Ключевая фигура
русского эпоса.
Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении былинного эпоса с исторической действительностью (т. н. «проблема историзма
русского эпоса»), вызывавший и в XIX, и в XX веках бурные споры (особенно между историками и филологами).
По мнению многих исследователей, он принадлежит к древнейшему пласту
русского эпоса и первоначально был не просто земледельцем, а богом земледелия.
– Вспомните
русский эпос, народные сказки.
Итог – его, мифотворца, гимнопевца, титана, дерзнувшего воссоздать и возродить великий
русский эпос (да, языческий, – народный, а какой ещё он бывает, эпос?), и поныне считают его чем-то сторонним, «обочинным» в русской поэзии.
Здесь приветствовался и изучался
русский эпос – песни, сказки, былины…
Именно истории изучения
русского эпоса будет посвящена первая часть книги.
Оба эти периода русской истории, период киевский и период феодальной раздробленности, наложили свой яркий отпечаток на развитие
русского эпоса.
Но даже такой кратчайший предварительный обзор даёт возможность сделать некоторые выводы, которые окажутся полезными для изучения
русского эпоса в его историческом развитии.
Как ни малочисленны и незначительны эти выводы, они пригодятся при изучении
русского эпоса, давая возможность выделить наиболее древние его элементы, тем самым облегчая выделение элементов новых и изучение развития эпоса в связи с развитием истории народа.